Из приведённых причин, на мой взгляд, наиболее важная - "Распыление сил и средств на альтернативные проекты."
Наверное, мнение одного любого источника будет несколько субъективно... однако иногда по-другому не получается. Вот, скажем, мнение Чертока по поводу "альтернативных проектов" - за годы лунной гонки СССР добился паритета по ракетным вооружениям. В этом смысле можно говорить, как это ни странно звучит (к сожалению, по причине пропаганды
), что США занимались малоэффективным популизмом, а СССР - расчётливыми проектами, принесшими несравнимо большую отдачу. Но мы здесь поборники космонавтики
...
Мне кажется, лунная гонка показала ещё одну удивительную сторону. Фактически на Луну полетела социалистическая - с централизованным планированием - система организации, а не полетела - конкурентная, многосторонняя, рыночная в каком-то смысле альтернатива. Для того, чтобы обогнать СССР в гонке к Луне, США пришлось применить методы СССР, потому что без централизованного планирования вряд ли они смогли бы это сделать... Поэтому - главной (но совсем не единственной) причиной было отвлечение сил на другие задачи (повышение обороноспособности страны) и решение задачи несколькими независимыми коллективами одновременно.
По технической стороне ракетной техники к СССР может быть мало упрёков. Недостатки качественных материалов, отставание - тогда ещё не такое большое - в цифровой электронике, и даже отчасти существенно меньшие финансовые ресурсы с лихвой компенсировались уровнем инженерной работы. О научной стороне дела можно не говорить - это достаточно известно; аналитическая наука и сейчас, и в последние годы существования СССР и особенно в 1960-е годы была в СССР сильна; речь идёт именно об инженерном - по мнению Чертока - превосходстве; там, где американцы брали деньгами, русским приходилось брать инженерной хитростью - и обычно в космической области хитрость побеждала. У Чертока приводится много примеров.
Двигателестроение, например, в СССР традиционно чрезвычайно успешно (конечно, всего лишь по мнению большинства экспертов - чтобы не утверждать голословно) с послевоенных времён. Самых высоких удельных характеристик достигают, как правило, именно ЖРД СССР - исключения есть, но в качестве подтверждения правила. Например, ЖРД Титана-2 для своего времени был очень неплох
по некоторым параметрам. Безусловно, хорошая (хотя чрезвычайно большая и дорогая) работа проделана по Ф-1 по уровню тяги и опыту борьбы с неустойчивостями. RL-10 для своего времени был хорош. Однако после 60-х годов таких исключений почти совсем нет. Топливные исследования в СССР проводились примерно также широко, как за рубежом (хотя вот до синтина за рубежом решили не тянуться). Водородниками в СССР начали заниматься позже - но выпустили ЖРД и на примерно 10 тс, и на 40 тс, и на 200 тс, а при работе с ЯРДами убедительно показали превосходство советской водородной технологии. Традиционно водород в СССР не применяется из-за более рационального экономического подхода; российская техника, имея высокие технические показатели, вдобавок обычно (почти всегда) превосходит зарубежную по показателям экономическим.
Тут хорошей иллюстрацией опять могут быть полёты в рамках лунной гонки - Зонды и Луны-16,20,24 - демонстрация сравнимого спектра результатов существенно меньшими средствами.
Конечно, влияли и смерть Королёва (надо согласиться, что при Королёве пятая Н-1 полетела бы наверняка), и недостатки на политическом уровне управления - финансы, сроки... Делая Сатурн-5, американцам пришлось разрабатывать новые методы сварки. Для Н-1 было выбрано, возможно, более изящное решение - которое позволяло обойтись без удорожания процесса. Конечно, так прогресс движется медленнее - зато это могла бы быть дешёвая ракета вкупе с Н-11; та же идея, что у Челомея насчёт УР - верхние ступени используются самостоятельно. При этом, заметим, удельные характеристики НК-33 оказались просто выдающимися - так что и на дешёвых ракетах есть место прогрессу.
Итак, распыление средств. Вынужденное, да. Может быть, полезное в стратегической перспективе. Но в первую очередь ответственное за проигрыш в гонке.