Под засекреченностью я прежде всего имею ввиду секретность наших главных конструкторов. О Королеве страна узнала только после его смерти, а это был весьма амбициозный и честолюбивый человек, который тяжело переживал свою засекреченность, особенно когда все лавры конструкторов советских космических ракет достались людям не имевшим к ним прямого отношения. Да и в обществе то о пилотируемой лунной программе мало кто знал. Ведь СССР официально не участвовал в лунной гонке с американцами, а якобы делал акцент на запусках АМС.messer, 24.12.2005 09:45:06:Засекреченность от кого? О какой засекреченности может идти речь, если после полёта "Восхода-1" по всему СССР продавалась брошюра под названием "Лунные старты ближе", а в проекте принимали участи тысячи людей по всей стране?
Вы просто мастер иронии, а по существу?Mozhet, nuzhno bylo pered 1-j mirovoj nachinat'? Pochikat' monarhiju, provesti reformy, dat' tolchok promyshlennomu razvitiju, postroit' na-amal'nyj kapitaliz'm... I togda, ne imeja v proshloj istorii ni Lenina, ni Gitlera, ni Stalina, buduchi odnoj iz peredovyh stran mira...
Пятый полет Н-1 даже в той ситуации вполне мог быть успешным. Но если бы: а) Программу утвердили в апреле-мае 1961 г. б) Глушко "уломали" сделать для Н-1 мощный керосинник. в) Построили испытательный стенд для первой ступени. г) Финансировали бы только этот проект, не распыляясь ни на альтернативные предложения Челомея, ни на всякие там "Марсы" и "Венеры" коих было запущено тогда с десяток, то первый полет мог состояться значительно раньше, и имел бы гораздо большие шансы на успех.1. Секретность либо открытость накак не влияют на успех заранее обреченного дела.
Конструкция Н-1 глубоко порочна, схема управления полетом, конструктивные решения выполнены идиотски.
Когда человек знает во имя чего он работает, он как правило работает лучше!2. Против всенародного энтузиазма, за исключением его бесполезности в ТАКОМ деле, ничего не имею. Это как оперировать больного толпой в сто человек.
ЦК не заставляло, но ЦК как раз могло их пресечь, будь у власти Сталин, или хотя бы Берия. А так наша власть была увлечена совсем другим, а именно, как эту власть поделить. Смещение Хрущева помним?4.Руководители программы (Мишин) сами виновны в том, что не смогли сосредоточится на главном а занимались склоками между КБ. Не ужто ЦК их заставлял делать мелкие склоки!?
Лукавите! При чем тут керосинник на 150 тс? Уж его то Глушко сделал бы с закрытыми глазами, если уж Кузнецов был на это способен. Я имел ввиду мощный керосинник а-ля F-1. В чем принципиальная сложность реализации такого весьма грубого и несовершенного двигателя? Неужто давление высокое слижком? В кузнецовских НК-33/43 раза в два больше!5.Зачем заставлять!? вы думаете он не хотел!? он не мог! просто сделать камеру на 150тс на тот момент легче было сделать на АТ-НДМГ чем на керосине-кислороде. К тому есть масса причин - более высокая температура горения, больше нестабильность горения, проблема создания окислительного ЖГГ на кислороде и пр. Когда смог - в 1985 вот и сделал:)
А если бы сие чудо (УР-700) ахнуло не дай Боже на старте, как это было с Н-1. Кто бы тогда был бараном?6.Королеву надо было вставить клизму и пообещать поезду в Магадан по местам былой славы.
Его проект ошибочен в принципе. И Глушко и Челомей выходили с разумными проектами модульной ракеты аля РЛА-135 или УР-700. Королев просто упрямый баран Глушко был прав...
Согласен! Эту проблему можно было решить весьма оперативно. Нужен был чуть более высокий контроль качества сборки КК, тогда, возможно, уже Зонд-6 был бы пилотируемым.8. Комаров погиб из-за маразма Мишина. Проблемы с парашютом имели место не только у Союз-1 но и Зонд-6 а также беспилотниках (на испытаниях). Разобраться с парашютом много ума не надо.
Пятый полет Н-1 даже в той ситуации вполне мог быть успешным.
Но если бы: б) Глушко "уломали" сделать для Н-1 мощный керосинник.
А если бы сие чудо (УР-700) ахнуло не дай Боже на старте, как это было с Н-1. Кто бы тогда был бараном?
Ну может не совсем отказаться от разработки автоматических систем управления КК, но не делать на них ставку в лунной программе. Лучше всего, по-моему, было разрабатывать полуавтоматические системы с возможностью полноценного ручного управления. В общем, что-то похожее на то, что было у американцев, а "чистую" автоматику оставить на потом.А это в корне неверно.
При каких условиях?Первый полёт Н-1 мог бы быть успешным...
Вот и плохо, что отстали. Пессимист он был однако. Неужто не смог бы изваять нечто похожее на F-1? Не верю!Глушко и не отказывался его делать. Заявил, что его можно будет сделать не раньше 1975г. От него отстали.
Согласен, но шанс был. А вообще программа УР-500К-Л1 тоже по сути была лишней. С одной стороны, для облета Луны она была дешевле, но ведь деньги отведенные на нее можно было направить на доведение до ума комплекса Н1-Л3.Между прочим, облёт Луны на "Зондах" сорвался и из-за аврийности ракеты тоже.
Если бы УР-700 упало на старт - ну ничего ТАКОГО бы не было. Это вообще из разряда демагогии. Особенно в стране, где до 1963г производили открытые ядерные взрывы, где химкомбинаты до сих пор сливают гадость в реки и воздух... ЧЕГО было бы!?
Несколько пояснений.
1. Идея управлять Н-1 путем перекоса тяги ошибочна. ЖРД не может стабильно работать когда обороты плавают туда-сюда на десятки процентов. Только не говорите мне про дросселирование - эта процедура длится секунды (~5) туда и столько же обратно. И желательно не часто
4. Если бы УР-700 упало на старт - ну ничего ТАКОГО бы не было. Это вообще из разряда демагогии. Особенно в стране, где до 1963г производили открытые ядерные взрывы, где химкомбинаты до сих пор сливают гадость в реки и воздух... ЧЕГО было бы!? при контакте компоненты на 99% прореагируют до азота, воды, СО2...
Чего было бы, чего было бы... Звездец был бы старту и прилежащей местности, причём из-за ядовитости компонент восстановительные работы были бы крайне затруднены - как и эксплуатация оставшихся невредимыми близлежащих стартов.
Фмгня, на следующий день уже можно запускать пехоту, может даже - без потивогазов
Первый полёт Н-1 мог бы быть успешным...
При каких условиях?
Глушко и не отказывался его делать. Заявил, что его можно будет сделать не раньше 1975г. От него отстали.
Вот и плохо, что отстали. Пессимист он был однако. Неужто не смог бы изваять нечто похожее на F-1? Не верю! .
А вообще программа УР-500К-Л1 тоже по сути была лишней. С одной стороны, для облета Луны она была дешевле, но ведь деньги отведенные на нее можно было направить на доведение до ума комплекса Н1-Л3.
1. Идея управлять Н-1 путем перекоса тяги ошибочна. ЖРД не может стабильно работать когда обороты плавают туда-сюда на десятки процентов. Только не говорите мне про дросселирование - эта процедура длится секунды (~5) туда и столько же обратно. И желательно не часто
2. Ломать или не ломать Глушко это вопрос глупый. Он хотел сделать сто-тонник однокамерный еще для Р-7 но не смог. Смог сделать РД-107 Виной тому ВЧ/НЧ неустойчивости (колебания) в камере.
В итоге он смог сделать с напрягом аж камеру на 200тс (200*4=800)
3. На что способен Кузнецов - вопрос. Потом они "торчат" от РД-180 а не от НК-33
УР-700 грамотно спроектирована. Она расчитана на работу с одиночным блоком. Конструктор сделай сам. А циклопопеды типа Н-1 это детей пугать...
Чтож, возможно, он реально не мог. Выходит наша двигателестроительная школа была значительно слабее американской? Поясните пожалуйста, в чем основные проблемы проектирования двигателя уровня F-1?Вы думаете, что он мог, но из вредности отказался от лавров покорителя Луны? Ха, ха, ха...;)
Скорее он был частью лунной программы, но совершенно дургим проектом. Просто я считаю, что облет Луны можно было осуществить и комплексом Н1-Л3, как это сделали американцы в своей программе. И если бы не увлекались проектом УР-500К-Л1, то, возможно, его быстрее удалось бы довести до ума.Не согласен. Л-1 был частью проекта. Американцы, ведь, тоже сразу не сели на Луну.
Вы называете движки Кузнецова гнилыми? А может просто Глушко лоббировал собственные движки для собственной ракеты? Ведь именно он возглавил НПО "Энергия" в 70-х.А вот скажите, использовали ли наработки Кузнецова для "Энергии"? Или спустили "гнилые движки" в унитаз? Кто знает?
Чтож, возможно, он реально не мог. Выходит наша двигателестроительная школа была значительно слабее американской?
Поясните пожалуйста, в чем основные проблемы проектирования двигателя уровня F-1?
Просто я считаю, что облет Луны можно было осуществить и комплексом Н1-Л3, как это сделали американцы в своей программе. И если бы не увлекались проектом УР-500К-Л1, то, возможно, его быстрее удалось бы довести до ума.
Вы называете движки Кузнецова гнилыми?
Я не отождествляю. Я думаю, что будь на то воля ЦК, и поручили бы проектировать этот двигатель не кому-то одному, а объединили бы всех двигателистов в одну команду. При Сталине никто бы даже пискнуть против не посмел, и я уверен, что вместе они что-нибудь, да придумали. Но власти занимались совсем другими делами.Не отожествляйте Глушко с нашей двигательной школой. Исаев, Косберг.
Наконец, Кузнецов.
Если бы удалось его реализовать раньше полета Аполлона-8, то да. А вообще, облет Луны на Л-1 в сравнении с Apollo, все равно что полет Алана Шепарда в сравнении с полетом Юрия Гагарина.Ну... это вы зря. Л-1 это был вполне реальная ложка дёгтя в американскую бочку мёда.
Видимо его мучала зависть, что "какой-то там авиационщик" сделал такие двигатели.Так сам Глушко выразился о двигателях Кузнецова (по книге Чертока).
1500 миллирэм, дорогой Алекс, за 20 дней... Почти годовая допустимая доза персонала АЭС.
1500 миллирэм, дорогой Алекс, за 20 дней... Почти годовая допустимая доза персонала АЭС.
Допустимые дозы для работников атомной промышленности устанавливаются не из риска соматических повреждений, а из риска изменений в наследственности. Поскольку в атомной промышленности работает весьма малая часть человечества, допустимые дозы там в 10 раз выше, чем "общегражданские". Поскольку космонавтов еще меньше, для них допустимые дозы еще выше