DPD]Разберем ОСНОВНУЮ и самую типичную задачу, которая должна ставиться вертолету типа Ка50/Ми28. Это
уничтожение бронетанковой техники. Особенно как мобильный резерв ПТУР.
ОК , давай.
DPD]
Ка-50. Звено Ка-50 (остальные раздербанены по другим направлениям) ставится задача: "выйти в район ... (около 40 км от точки), там по нашим данным должен быть танковый батальон, должен сопровождаться ЗРК ТОР и есть ПЗРК. Уничтожить". Координат точных, естественно, нет. Дествия летчика. Взлет, полет на предельно малой высоте, иначе быстро обнаружат и собьют, это понятно. Летчик ввел примерные координаты цели - скажем нижний угол квадрата. Летим на ПМВ.
ОК , пока что все точно так же как для 2х местной машины.
DPD]Надеюсь, на Ка-50 есть индикация на лобовом стекле дальности и направления до цели, иначе задача просто нерешаема.
Есть. Там вообще приличная навигационная система. И много чего еще индицируется.
DPD] Дошли до 10 км, горка. Сразу после начала набора горки нас облучает ТОР....
Хреново.... При том что конкретно "Тор" - далеко не лучшее средство против вертолетов и имеет своих косяков достаточно. Пеленг на "Тор" будет моментально определен СПО.
DPD]выходим на горку, осматриваемся. Прошло 6 секунд после начала набора. Видно сильно растянувшуюся колонну.
Отлично ! Цель обнаружена - это уже пол дела. Заодно отмечаем примерное расположение "тора" (пока еще не проявляющего особой агрессивности) относительно колонны.
DPD] Располагается не в том месте где мы ожидали, понятно, к примеру чуть дальше и левее.
Обычное дело , но не суть - главное что цель уже обнаружена , на сколько ошиблась разведка уже неважно - сейчас других забот достаточно.
DPD] Где ТОРы, пока непонятно, все в дыму.
Если они работают , то СПО моментально покажет пеленг на них - независимо от дыма.
DPD] Уже пошел захват от ТОРа....
Оп-па - хреново ! .... Врубаем аппаратуру РЭБ , отстреливаем диполи , проваливаемся вниз под радиогоризонт (если есть укрытия - за них), зависам - малоскоростную цель на МВ подобный комплекс достать может только с бо-о-ольшим трудом.
DPD] Доворачиваем, распознаем цель - некогда сильно рассматривать, придется бить по первому попавшемуся. Прошло еще 3 секунды, распознали.
Захват "тора" игнорируем ? У нас несколько секунд до смерти.
В камикадзе захотелось поиграть ? Орден посмертно получить ? Яйца то не титановые....
DPD]Пуск ТОР по нам...
Валить немедленно - хоть на 2х местном хоть на одноместном. С маневрированием на ПМВ , зависанием , врубанием аппаратуры РЭП и отстрелом диполей.
DPD]. Ведомые не видят, т.к. сами заняты прицеливанием.
Если известно что цель прикрыта столь серьезными средствами ПВО (если не известно - нужно быть к этому готовым) , в звене минимум пара должна
работать целенаправленно по ним. 2я пара должна отвлеч ЗРК на себя , спровоцировать их включение на излучение - тем самым заставив выдать позицию - по крайней мере направление мы определим.
Дальность стрельбы маловысотного ЗРК по маловысотной цели - невелика , имея пеленг можно сравнительно быстро отследить цель визуально.
Пока не уничтожены подобные средства ПВО (а их немного - тех же "торов" - дюжина на дивизию)
ни о какой атаке танков речи идти не может....
Мы же не хотим разменивать 1 вертолет на 1 танк (и то если повезет) и тренировать вражеских зенитчиков в стрельбе ?
Это какие-нибуть "шилки" можно проигноривать , зависнув на безопасном расстоянии и расстреляв "вихрями"...
Вертолет (конкретно Ка-50) может быстро набирать высоту и проваливатся вниз (под горизонт поражения ЗРК) при угрозе обстрела , затем "отползти" и зайти с другого направления если нужно , быстро перейти в режим висения - это далеко не простая цель для "тора".
Отвлекающая пара провоцирует "глупый" "Тор" в котором слишком многое доверено автоматике , 2я пара - ищет позиции ЗРК и судорожно ловит их в прицел , после чего уже экипаж "тора"
должен молится...
Конечно это непросто и опасно .... но игнорировать подобные средства ПВО - заведомый суицид.
Тогда и получится вот это :
]Прошло 2 секунды, захват произведен, нажимаем пуск, ракета сошла. Еще через 8 секунд БУМ перед глазами, маме похоронка. ДАЖЕ ЕСЛИ будет ГСН на ракете, соотношение будет 1:1 - совсем не то что надо.
DPD]
Ми-28. Еще во время горки оператор распознает цель.
Или не распознает. Что он распознает - "тор" среди танков ? "Арбалет" тут ему не поможет , собственные глаза - скорее всего тоже , нужно бы что-нибуть типа "шквала"....
Да и потом - если уж решили любой ценой поразить абы что - хрен ли там распознавать ?
Бей по первому попавшемуся.
DPD]На 6 секунде пускает....
И зависает или летит почти по прямой чтобы дать возможность оператору сопровождать цель до момента попадания в нее "атаки" - а это совсем не 3 сек. времени....
DPD]Через 3 секунды Пуск ТОР.
Тогда велика вероятность что похоронки получат ДВЕ мамы...
И что на боевые потери списан будет более дорогой вертолет , построенный со скрипом на народные деньги с двумя летчиками которых учили и содержали на те же народные деньги.
DPD]Командир засекает.
Что - пуск ракеты ? Там дымина-пылища такая что не засечет только слепой , да и СПО предупредит.
DPD] Мы сразу уходим вниз, наведение ТОР сорвано.
Не факт что сорвано.... А вот наведение "атаки" - явно сорвано - 3 сек. - маловато.
DPD]Мы живы, если же ГСН как надо, цель тоже поражена.
Живы - слава Богу , но вот у ПТУР ГСН нет - никуда она не попадет за эти 3 сек. ..
ГСН - пока только у амеров - на дорогущих новейших "хэллфайрах" которые подвешены на дорогущий новейший AH-64D...
Если б была у нас ПТУР "пустил-забыл" - оператор (главная функция которого ИМХО - работа "приставкой" для наведения ПТУР) станет еще менее нужен.
И так - ракета в молоко....
Риск напрасен - начинаем все сначала ... трясущимися руками командир заводит вертолет в новую атаку , ошалевший от вида летящей в харю ракеты (от которой чудом увернулись) оператор орет - "Сдурел ты чтоли - валим от сюда !!!"
DPD]На ка-50 можно атаковать только ведущими, тогда ведомый подскажет момент пуска.
Нет. ИМХО.
DPD]Но при этом будет больше в 2 раза время, проведенное нами у цели.
На МИ-28 оно может быть больше из за большего цикла стрельбы "атаки" по сравнению с "вихрем", невозможностью (я так думаю) пуска "конвеером" , а так же возможно несогласованных действий оператора и пилота...
DPD]ВТОРАЯ задача.
Штурмовка опорного пункта неуправляемыми АСП - мсб с приданными ЗРК.По моим прикидкам будет та же история. Пока на Ка-50 выскочишь, пока "рылом" поводишь чтобы цель найти, уже по нам пуск будет, нужно вниз уходить (если кто подскажет, конечно). На Ми-28 время обнаружения минимум в 2 раза меньше, что должно позволить работать.
Да какое время обнаружения ? Выходим в район цели , уточняем ее положение визуально (только не надо говорить что пилот Ка-50 летает уткнувшись в приборную доску !) , быстро разворачиваем нос вертолета в нужную сторону , кнюппелем перемещаем метку целеуказателя на ИЛС
на цель , жмем кнопку сопровождения , видим на ИЛС дальность до цели , подправляем нос вертолета
для совмещения прицельной марки на ИЛС с маркой целеуказателя , жмем гашетку выпуская залпом все НАР , немедленно отворачиваем с отстрелом ловушек.
В Чечне приходилось видеть как 24ки несущие под крыльями только пару блоков С-8 не подходя близко к селению или позиции боевиков, пускали залпом все НАР с кабрирования ( эти НАР накрывали что угодно кроме цели) и немедленно сваливали опасаясь ПЗРК...
На кой черт для такой задачи возить с собой пассажира в передней кабине ?
Су-25 отлично с такой задачей справляются вываливая тонны чугунок на цель , при том что "землю видит" летчик штурмовика гораздо хуже чем вертолетчик , Су-25 имеет убогое навигационное оборудование по сравнению с Ка-50 , не говоря уж что зависнуть и расстрелять цель с расстояния ему не сутьба ....
Если у врага нет ничего мощнее автоматов , то да - тут оператор может повысматривать глазками копашащихся внизу папуасов , поводить стволом турельной пушки/пулемета , да с азартом подсказывать командиру куда довернуть чтоб этого папуаса выщемить...
А если папуасы с серьезными ПВОшными штуками - вышел на цель (для этого нужна нормальная НС) саданул в одном заходе залпом все НАР и тикать...
Тут ИМХО оператор как раз не стоит того чтоб его катать...
DPD]ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДНЕМ, В ПМУ Ка-50 по моим (правда, упрощенным) расчетам не может выполнять две основные задачи, для чего он и создавался.
А я думаю что может. Методы выполнения и тактика должны быть другими - техника позволяет.
На войне куча проблем и потерь - из за несоответствия тактики и техники. Примеров- масса.
DPD] Иметь Ка-50 как противопартизанский ? Зачем ?
Амеры гоняются за боевиками в Ираке на многомиллионобаксовых АН-64D с кучей навороченных "хэллфайров" (расчитанных на поражение подвижных радиоконтрастных обьектов типа танков) таская с собой малополезную в тех условиях дорогущую "лонгбоу" и другое сложное оборудование.
А стреляют все больше обычными НАРами да из пушек. И папуасов высматривают все больше визульно.
Хотя и тепловизоры конечно у них не только для понта...
DPD] Партизан нужно часто мочить ночью, а он этого не может.
Современные очки ночного видения + тепловизионные системы + удобное отображение информации
(та же "кабина в шлеме") - и еще как сможет....
Хотя лучше гонять Ка-50 днем (работы по горло хватит), а по ночам щемить партизан другими средствами.
Только проблема с деньгами на все это.... причем не только для Ка-50 , но и для любого другого вертолета.
DPD]
Перенацеливание, например. На Ка-50 летчик не может на ПМВ ввести новые координаты цели....
С "Кабрисом" приходилось работать ?
DPD]
Осмотр воздушного пространства при полете по маршруту/выходе из атаки на предмет пусков ПЗРК (камера в хвосте). Один летчик этого не сделает.
У Ми-28 есть камера в хвосте ? Автоматические датчики обнаружения пуска конечно далеки от совершенства , но любоватся на пуски ПЗРК в камеру заднего обзора .... не знаю ....
После пуска ПЗРК скорее всего дергатся будет уже позно - нужно заботится ДО - применять активные и пассивные средства помех в 1ю очередь.
Пуск ПЗРК при полете по маршруту всегда будет внезапным - даже если оператор увидет в узком поле зрения камеры (на экран которой ему придется постоянно таращится отвлекаясь от других дел) пуск ПЗРК - что он успеет сделать за считанные секунды ?
Современные ПЗРК имеют или селективные ИК головки или помехозащищенные командные системы наведения - после пуска может быть позно баржоми пить...
Возить оператора как "сторожа" пуска ПЗРК (ну не только конечно - например еще в качестве приставки для наведения ПТУР или наблюдателя по высматриванию папуасов в зеленке ) - не факт что
очень полезно....
Может лучше доработать автоматические детекторы определения пуска ракет + усилить средства РЭБ +
увеличить количество ловушек на борту + внедрить буксируемые ЛЦ + усилить конструктивную защиту
? ....
А в крайнем случае (если уж попали) - иметь ОДИН труп (или пленного) вместо 2х , да еще возможность этому "трупу" катапультироватся в случае чего ?
Повторюсь :
я НЕ ярый стронник одноместности и не фанат КБ им. Камова , наличие 2х человек
в экипаже боевого вертолета я НЕ считаю неправельным , я просто пытаюсь высказать свое мнение по поводу того что НЕ ВСЕ так плохо для одноместной машины.
DPD]По группировке и финансам. БРЭО для ночи удорожает вертолет к примеру на 30% (это часто применяется в расчетах). Ка-50 стоит 10 млн, Ка-52 стоит 13, Ми-28Н стоит 13.
Я не могу ни подтвердить ни опровергнуть эту информацию...
Или цифры от балды взяты ?
Мне встречалась другая - стоимость ПрНК современных ЛА составляет до 50% от общей стоимости.
Богатые американцы например не ставят на простой А-10 расчитанный на поражение целей
которые надежно обнаружить можно только визуально БРЛС от F-22 ...
Вроде что там - "копейки" - пихаем супер-РЛС и всяких "лантирнов" до кучи на все самолеты ВВС и не паримся....
А потом возим это барахло мертвым грузом при выполнении задачь для которых они нахер не нужны да еще в ПМУ.... При том что процент таких задач гораздо больше чем действия кромешной ночью по контрастным (и сильно желательно чтобы предварительно разведанным) целям....
Даже амеры надорвутся если возжелают вооружить ВВС одними Ф-22 для решения всех задачь...
Помимо всего прочего это БРЭО нужно еще :
- разработать
- испытать и довести до ума
- закупить
- обучить личный состав грамотному использованию
- подготовить и содержать специалистов по обслуживанию и ремонту
- вести это самое обслуживание и ремонт , в т.ч. в полевых условиях , возможно при отсутствии ЗИП и грамотных специалистов....
Это все в голые 30 (или сколько ?) процентов стоимости ЛА уже не влезает... Особенно с учетом длительного цикла эксплуатации.
Вспомним эпопею с МиГ-27К .... и времена когда это было...
DPD]Первый вариант. У нас группировка из Ка-50+Ка-52. Ка-50 10 штук и Ка-52 2 штуки (это реалии нынешней жизни). Всего потратили на них 126 млн. Т.е. сейчас ночью сможет работать только 2 машины, партизаны рады, там где ночных машин нет, можно закладки делать ночью и тащиться.Второй вариант, у нас 10 Ми-28Н, всего за 130 млн. Из них ВСЕ 10 могут работать ночью. Разница в количестве обоих вариантов - всего 2 штуки.
Арифметика простая , но в точных цифрах я сомневаюсь. Да и во многом другом - спорно.
Не буду углублятся в эту тему.
DPD]Обучение. На базе Ми-28 можно сделать УПРОЩЕННЫЙ вариант для обучения. В случае концепции Ка-50+52 для обучения нужна более ДОРОГАЯ машина. Где логика ?
Логика в следующем :
- Ка-52 - полноценный , уже готовый учебно-боевой вертолет , никаких отдельных спарок не нужно.
- Ка-52 - близок по пилотажным качествам к более простому и массовому Ка-50 (ну коль мы принимаем
концепцию 2х вертолетов)
- Ка-52 не должен использоватся для первоначальной подготовки , только для основной и повышенной
+ обучение полному курсу БП.
- Для учебных целей можно снять дорогостоящее оборудование в котором нет необходимости , поставить полный комплект оборудования на "упрощенный Ми-28" - дело более хлопотное
- Ка-52 - всепогодная машина , неуступающая в целом Ми-28Н , если мы желаем меть парк из 2х вертолетов (дорогого и "дешевого") , то Ка-52 - наш выбор.
Если хотим иметь один дорогостоящий на все случаи жизни - выбираем лучший среди Ка-52 и Ми-28Н....
DPD]Правильно, потому что это вертолет разведки и целеуказания, маневрировать у земли под огне ему не нужно, можно утюжком жизнь прожить.
Это машины ведущие поиск НЕИЗВЕСТНЫХ целей и обеспечивающие целеуказание (в т.ч. лазерную подсветку) другим средствам поражения - ударным вертолетам , самолетам , артилерии....
Это очень опасная работа и потерь такие машины несли предостаточно во всех войнах , обеспечивая ценой своих потерь снижение потерь других.
Не думаю что их работа намного безопаснее работы тех же "апачей".
И работают они на ПМВ и маневрируют и под огонь попадают и много глазками их летчики по сторонам зыркают.
DPD]Зачем тогда целый Ка-52 если он только РиЦ ?
Он НЕТОЛЬКО РиЦ. Он ПОЛНОЦЕННЫЙ (про "унеудачность" схемы размещения пилотов - не согласен)ВСЕПОГОДНЫЙ УДАРНЫЙ ВЕРТОЛЕТ , такой же как Ми-28Н.
+ С возможностью взаимодействия с более простыми Ка-50 и использования в качестве учебного.
DPD]Возьмем Ми-8 в всего делов - дешевле, больше оборудования можно поставить.
ИМЕННО !
У нас только единичные "телепузики" на его базе летают , да радиоразведчики (на таком Ми-8СКРК летал лично) ,
а нужен специализированый вертолет-разведчик ДРЛОНЦ с современной аппаратурой передачи данных.
Подбный французской "Супер Пуме" с системой "Архидея".
Такая машина и должна обеспечивать РиЦ - и не только в интересах вертолетов.
DPD]Если бы попало командиру, домой машину бы привел оператор. А на Ми-8, еще раз, попадали РПГ в кабину и практически никто не мог похвастаться таким же. Не знаю как там насчет "не задев струей", но это факты жизни.
В том же Афгане был случай поражения старенького Т-55 7ю выстрелами из РПГ-7 , все гранаты пробили броню , но экипаж отделался испугом и синяками. Просто прожгло несколько дырок - благо люки в жару были открыты и избыточное давление выходило...
Кинжал хорош для того у кого он есть. © восточная мудрость.