Всем добрый вечер ! (всё ж таки не утро
)
Севан, Зеро: Здеся я, отлучался на немного от компа (сходил в гости в семью
). Радует, что отсутсвие сразу заметили, значит есть интерес (чё-нить покомментировать). Внимание, это хорошо. Вот у Лео поинтересовались, не замёрз ли, и за ламма переживаем, не заблудился ли
.
Chetbor: на МиГ-27К всем полком Шяуляй летал. По памяти, и Даугавпилс тоже.
Владимир Малюх: Понятно (про Васю Цымбал).
Слон ИБА: в Галёнках служил ли ты вместе с моим однокашником Виталей Слипченко? Если есть про него инфа, поделись.
Serega: Два СПС - ессно, никогда не применялись. Такие нештатные подвески характерны для перебазирования всем составом / вывода войск (всё своё - с собой, и даже больше). Serega, ты говоришь, это Венгрия? Павел Евгеньич (добрый вечер
, ты не находишь, что действительно как снято у нас на ЦЗТ-2? Спарка разведчиков.
После возвращения из семьи: форум выглядит хорошо, шашки наточены и быстры, "на солнце зловеще сверкают".
Привет Карба!
Руление на МиГе.
Ещё когда мы курсантами изучали устройство амортизатора стоек шасси Су-7 / 17, нам рассказывали байку о том, что руление на Су сравнимо с поездкой на "Волге" (время было СССР-овское, круче мобилей не было - для рядовых граждан). Ну, послушал я её, ну в памяти отложилась - не более того. Подумаешь, "Волга" - и на Л-29 из кабины не выбрасывало от тряски
. Отрулил в училище, в полку покатался. Кстати, фишкой Су-17М2 было, если тормознуть резко на небольшой скорости, типа у поста техомотра, то самоль наклонялся сначала на передню стойку, а потом она энергично выпрямлялась и подбрасывала нос вплоть до отрыва НК от бетона. (и со стороны видел, и сам поднимал самоль "на дыбки"). Ну дык вот. (а заодно и по пивку). 1-ый гв. апиб базировался на аэродроме (как правильно указано в книге мадьярина) с асфальто-бетонным покрытием. То есть ВПП была бетонной (не из плит, а монолит с технологическимии швами), а все рулёжки - покрыты асфальтом (хорошо покрыты - ровная поверхность без межплиточных стыков, и ухабов
, ессно; не наши специалисты всем этим занимались). На руление я внимание не обращал, был убеждён, что круглое по гладкому и должно так мягко ездить.
Ну дык по пивку (а заодно и вот). И вот настало мгновение страгивания с ЦЗТ на МиГ-23УБ (ну, всё типа впервые - начало переучавиния, первый полёт на спарке; все впечатления очень ярко сохранились). Самоль новый (всмысле новый тип) (сам борт, похоже, экземпляр музейный), ко всему внимательно присматриваешься, притрагиваешься, прислушиваешьсяч, и принюхиваешься
. Самоль стронулся, и - затрещало в нём чёй-то, грюкать начало ! Впечатление, что штоки основных стоек выбирают весь свой свободный ход и бьются об упоры (ход у них действительно меньше чем у Су-17, но не настолько же !). Даю ногу на разворот - скрип спереди ! (я сразу переднюю тоненькую стойку с худющим штоком вспомнил - ну всё, это шток на лоскуты расщепляется !). Вот тут-то я легенду про "Волгу" и вспомнил ! Значит, бывалые люди, которым было какие самоли меж собой сравнить, эту истину верно подметили и сохранили для потомков.
Ещё примочкой МиГ-27 было управление носовым колесом кнопкой "Приведение к горизонту". Воще - без вопросов, потому что уверен, что ответа не существует. Ну назвали бы её "Посадка на Луну" или ещё как-нить ("Корень квадратный"), чтоб никаких ассоциаций с круглым колесом не возникало. Был случай, когда самоль пытается вырулить с ЦЗТ, не может этого сделать, ему всем миром (то есть приподнимая горбом и толкая руками) помагають развернуться вдоль МРД, не выходит, и самоль выключается. Ну не по теме приводиться к горизонту, когда тебе нужно всего лишь вырулить с ЦЗТ - лётчик кнопку и не нажимал. Техническое решение этого вопроса (приводиться к горизонту или разворачивать носовое колесо) было выполнено с помощью концевого выключателя на одной из основных стоек (если помню правильно, то на левой). Выключатель поджат - самоль считает, что он на земле, и нужно разворачивать НК. А если нет - то самоль думает, что он летит, и надо приводиться к горизонту. Мне помнится, влево я пытался срулить с полосы на скорости больше обычного, и когда самоль наклонился вправо, и концевик на левой стойке освободился, то НК сразу уменьшило угол поворота, а РУС заметалась по кабине, норовя выровнять угол крена и тангажа. А на самой РУС - тоже 4 концевых выключателя, для работы с режимом "Демпфер". В общем не самоль, а сплошной концевой выключатель ! (и не я придумал ему такое погоняло).
== продолжение следует==