Вот еще один факт по теме.
10.01.45 года в акватории Практической гавани порта Одесса подорвалась на донной мине КЛ "Аракс", в результате чего погибло 64 человека...
После перенесения зоны боевых действий в сторону западных границ СССР, обстановка на Черном море начала стабилизироваться. И если со стороны бывших противников опасность прямого столкновения между кораблями миновала, то осталась длугая опасность - минная. О ее уровне говорит красноречиво такой факт: до конца 1940-х годов переходы на рекомендованных маршрутах от Одессы в сторону Очакова и о.Змеиный запрещались в ночное время. Более того, сами по себе переходы в сторону Одессы не рекомендовались как таковые. В Одесский порт были перебазированы катерные тральщики, из которых были созданы несколько дивизионов, объединенных в бригаду траления (позже, был создан еще один дивизион, включавший американские тральщики, поставленные по ленд-лизу). В другой ветке было представлено фото катерного тральщика одного из дивизионов, но увы, определить его точный номер по фамилии командира мне не удалось.
Так вот, на фоне минной опасности, командование ЧФ время от времени продолжало осуществлять переходы относительно крупными кораблями, несмотря на неоднократные предпосылки возможности подрыва их на минах. И вот, очередной вариант "на авось" не прошел.
10 января, при маневрировании перед швартовкой в Практической гавани порта Одесса после ререхода из Севастополя, подорвалась на донной мине и затонула КЛ "Аракс" (бывшая трофейная румынская). При этом, погибли все 64 человека, находившиеся на борту корабля. Трагедия произошла на глазах командования, встречавшего корабль, а также родных и близких членов экипажа...
После этого, действительно были прекращены всякие переходы в сторону Одессы, а из Севастополя был прикомандирован для обезвреживания донных мин единственный на то время в составе ЧФ ТЩ с электромагнитным тралом - БТЩ "Мина". Этот вариант разминирования был более эффективным, чем поиск мин по акватории порта водолазами, который часто тогда практиковался. Тем более, что такой метод разминирования не всегда заканчивался бескровно (в Новороссийском порту, при попытке нейтрализовать донную мину с помощью водолазов, однажды произошел ее подрыв).
Можно долго писать о том, как проводились тральные работы в последующем. Эта тема претендует на отдельную книгу и несколькими банальными фразами вряд ли возможно ее осветить. Интересен один примечательный факт. Однажды, "Мина" повредила электромагнитный трал, точнее его изоляцию. Необходимо было завулканизировать резиновое покрытие. БТЩ ошвартовался в районе 3-4 причалов Одесского порта и его экипаж полностью размотал весь трал на берегу для ремонта. По корме у тральщика, стоял монитор "Железняков", зашедший в Одессу, согласно плана перехода на Дунай. С БТЩ на монитор передали семафором, чтобы тот вышел на внешний рейд, т.к. после ремонта трала, экипаж хотел его проверить прямо в порту, однако с этого корабля был принят ответ, мол, проводите работы, я вашим действиям мешать не буду.
После окончания ремонтных работ, трал был погружен прямо в порту, на БТЩ были подняты сигналы проведения тральных работ и моряки приступили к испытанию трала. Запустили вспомогательный генератор, который работал на нагрузку именно трала, и после выхода того на рабочие обороты дали первый электромагнитный импульс. Приборы показали, что ток в трале достаточен, но чтобы переубедиться в исправности трала, был дан импульс, превышавший допустимые в несколько раз. И тут, в различных частях Одесского порта сразу взорвались три донные мины. В управлении порта повылетали стекла, пост СНиС лихорадочно начал запрашивать, мол, что это было!? А с "Железнякова" приняли семафор, мол, прекратите тральные работы, я сейчас выхожу на внешний рейд.
Естественно, минная опасность со временем свелась на нет, но толчком к осознанию ее коварства и опасности в юго-западной части Черного моря послужила гибель "Аракса".
Вот такая невеселая сказочка, малята...