info> Данным по авариям .которые находятся в открытых источниках можно доверять или нет?
первый раз такое встретил
Шестьдесят лет назад - 11 января 1962 года - произошла крупнейшая по числу одновременно погибших подводников (и третья в общемировом трагическом печальном "рейтинге") катастрофа в истории отечественного подплава. Конечно, погибшие не были членами экипажа одной подводной лодки, да и чудовищная катастрофа произошла в базе, но это не умаляет трагизма ситуации, тем более, общепринятой версии случившегося так и не объявлено. Прежде всего, внесём ясность в число погибших - их было 122. ПЛ "Б-37" потеряла 59 человек, ПЛ "С-350" - 11. Также погибло 52 человека из находившихся в тот момент на причале: члены экипажей подводных лодок "Б-38", "Б-53", "С-57", "С-351", резервного экипажа №154, береговой базы 4-й эскадры ПЛ.
Волею судеб выжили только командир, находившийся в момент взрыва на пирсе и командир дивизиона движения электромеханической боевой части, отлучившийся в штаб по делам службы. В отношении командира «Б-37» капитана 2 ранга Бегебы Анатолия Степановича было предписано: «Отдать под суд военного трибунала в назидание остальным для решительного укрепления дисциплины и порядка на кораблях и в частях флота». Довольно известна и многократно ситуация с его оправданием: мужество командира, отказавшегося от адвоката и взявшегося самостоятельно защищать свою невиновность, честь и достоинство своих погибших товарищей, а также редчайший для того времени пример профессионализма и принципиальности, проявленные председателем военного трибунала Северного флота полковником юстиции Ф.Д. Титовым, помогли торжеству справедливости.
Точной причины взрыва так и не было выявлено. Были лишь версии, а их было названо около двадцати. Сам командир "Б-37" на вопрос судьи изложил следующую версию:
"... После прибытия из отпуска на лодку минер мне доложил: «Товарищ командир, нами принят не боезапас, а один мусор!». Начал разбираться, в чем же дело. Оказалось, все лучшее было погружено на лодки, ушедшие в Атлантику к Кубе, где начинался Карибский кризис. Нам — второму эшелону — было сброшено просроченное торпедное старье, все то, что смогли наскрести в арсеналах. И это несмотря на то что мы стояли на боевом дежурстве. Стеллажные торпеды на подлодках как правило содержатся с половинным давлением в баллонах. Нам же приказали довести давление до полного — двести атмосфер. Это сделать я отказался. Однако флагманский минер настаивал, сославшись на напряженную мировую обстановку. Мол, в любой момент может начаться война. Я согласился, однако поставил условие, что приказание будет исполнено только под запись командира бригады в вахтенном журнале. Комбригом было записано: «Иметь давление 200 атмосфер». Его запись, к чести комбрига, была им подтверждена в трибунале, хотя вахтенный журнал так и не был обнаружен. Так вот все дело, на мой взгляд, именно в полном давлении в воздушных резервуарах стеллажных торпед. Вероятнее всего у старого баллона выбило донышко. ... Обшивку торпеды взрезала воздушная струя. Ее тело было в смазке. Банки с «кислородными консервами» — пластинами регенерации – хранились под стеллажами. Масло в кислороде самовоспламеняется. Мичман Семенов, старшина команды торпедистов, только успел доложить о возгорании и погиб от удушья. Потом взрыв. Все двенадцать торпед сдетонировали."
Однако, подобная версия была не слишком удобна для командования (бросала тень на качество хранимого на ТТБ боезапаса и общую организацию его обслуживания), поэтому обсуждалась и гипотеза о том, что в ходе погрузки одну торпеду поцарапали или слегка помяли о причальные стойки. Потом ее «подмарафечивали» при помощи паяльника, что и привело к ее взрыву. Было и мнение, что причиной взрыва мог быть случайный выстрел при разряжании оружия сменившимся вооружённым вахтенным.
Комиссию по расследованию взрыва подводной лодки возглавил Главком ВМФ Сергей Горшков. В закрытом докладе специально созданной высокой комиссии содержится детальный разбор причины катастрофы.
В докладе то и дело прописаны слова: возможно, вероятно, не исключено… И всё же версия о пожаре от паяльной лампы была озвучена экспертами как основная...
Работы по подъему обеих лодок заняли 22 дня. Некоторое время Б-37 стояла у пирса с заглушкой на месте оторванной носовой части. 7 мая 1963 года Б-37 была выведена из состава флота и отправлена на полную утилизацию.
Погибших торжественно захоронили на гарнизонном кладбище в Полярном, и поставили в память о них серый бетонный обелиск, имеющий надпись «Морякам-подводникам, павшим при исполнении воинского долга 11 января 1962 года». Их фамилии недавно были увековечены на памятной доске в часовне Никольского собора в Полярном.
Стараниями А.С.Бегебы, капитана первого ранга в отставке, и Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников в Морском соборе на Крюковом канале была установлена памятная доска со списком имен погибших при роковом взрыве моряков 4-й эскадры. Анатолий Степанович Беге** в декабре 2002 г. скончался в Санкт-Петербурге. Его прах погребен на Серафимовском кладбище.
Вечная память всем погибшим морякам…
ФБ группа ВМФ России автор Вячеслав Суслов
Войдите на Facebook, чтобы общаться с друзьями, родственниками и знакомыми.
// www.facebook.com