Реклама Google — средство выживания форумов :)
Хорошо, давайте подойдём методом "От противного"...
Так правильно ? Ну и замечательно. Договорились.
Нам советский авиапром не нужен. Как и вся совесткая промышленность, он был нерыночным - созданным когда-то по чьему-то мудрому решению, а не исходя из рыночной конъюнктуры (пусть и 30-летней давности). Конкурентоспособность его изделий никого не волновала - советские ВВС 25 лет назад не могли выбирать что заказать, Су-27 или F-15...
Это означает, что машины и главное, бизнес-процессы изначально оптимизировались исходя не из рынка, а из каких-то других соображений - доступности фондов по тем или иным материалам, к примеру...
Административно-родственными соображениями. Наличием тех или иных связей. Все это находило отражение в бизнес-процессах, а значит, и в изделиях.
Таким образом, советский самолет, так же как и любое иное советское изделие, мог оказаться конкурентоспособным на мировом рынке лишь случайно - когда советские внерыночные факторы случайно тянули в ту же сторону, что и мировые рыночные...
Это отражало общие пороки системы. И получавшиеся изделия были хорошими внутри "забора", оптимальными, лучших нельзя было создать. Но как только "забор" пал, они оказались хламом.
Теми же пороками поражено все остальное "советское" производство, "советское" образование, медицина, коммунальная система, образование - вплоть до детского сада...
Созадвавшие его люди - не враги, они хорошие, честные и квалифицированные труженики. Просто в экономике кривых зеркал изделие могло получиться прямым - лишь случайно.
Именно поэтому, друзья, вся наша промышленность и была столь безжалостно распилена и сдана в цветмет в 90-е. Она на большее и не годилась.
К счастью, на ее месте в большинстве отраслей уже создана вполне адекватная новая.
В авиастроении это впереди - цикл воспроизводства длиннее. Сначала нужно перестроить образование, а потом подождать пока оно подготовит специалистов.
А какие претензии к образованию? Если о порядках на производстве и иных проблемах можно говорить вполне, то чем конкретно была плоха базовая (имеется ввиду образовательная подготовка) советских инженеров?
По поводу промышленности - вообще-то одна из проблем в 80-х годов в СССР - износ основных фондов (станочного оборудования в том числе). Много единиц станочного оборудования требовали уже тогда замены, но попытка реформ тогда, как вы помните, окончилась неудачей.
Тем, что 50-70% выпускников технических вузов не были годны работать инженерами, хотя диплом им давали и на должности инжеренов их распределяли, вместо того, чтобы отсеять еще на втором-третьем курсе. Тем, что на одном потоке и по единой на всю страну программе учили как будущих мастеров на производство так и будущих конструкторов, а это сильно разные специальности вообще-то. Тем, что 99% выпускников вузов не владели иностранным языком и, по сути, были отрезаны от чтения современной технической литературы. Тем, что в 80-е например, обем "компьютерных часов" по программе составлял 8 лабораторных рабт по основам программированияна СМ-4. О САПРах даже и речи не было вплоть до 90-х. Тем, что даже лучших из выпускников КБ и заводы "доучивали" на месте в течение 2-3-х, а то и дольше лет. Итд итп. Очень неэффективная система полученя действительно квалифицированных инженерных кадров. Долгая, затратная, продуцирующая много балласта и, в то же время, ограничивающая самых продвинутых студентов в более интенсивном обучении.
Будет возможность, прочтите книгу Иванова "Самолеты Н.Н. Поликарпова", там в первой главе довольно подробно описано как учили Инженеров с большой буквы в Питреском политехе до революции. Очень, занете, познавательно.
Если бы это была проблема только 80-х.... Она была почти всегда. Откуда иначе взяться в начале 80-х массово трофейным станкам выпуска 40-х? Да что там сороковых, на Тульских орудийных заводах нарезы в сволах крупнокалиберных пушек режут до сих пор наверное на дореволюционных крупповских станках.
Будет время - ознакомлюсь. Кстати, во-первых, у нас подготовка специалистов, при общих принципах и требованиях программы обучения, довольно сильно разнилась. Во-вторых, в любом ВУЗе существовали престижные специальности, где так или иначе зачастую собирались наболее сильные студенты, и менее престижные (часто таковой оказывалась литейка, например).
Похоже, вы осведомлены о деталях лучше, чем я. У "них" (в США, например) - все было гораздо лучше и эффективнее, и вчерашний студент, прийдя в отдел R&D, немедля приступал к самостоятельной проектировочной работе?
Приходилось встречать мнение о старых станках, что те работают со временем даже точнее, чем в первые годы существования.
Во враждебное окружение СССР сам же себя и поставил :(, прямо противопоставив себя всему человечеству и провозгласив о планах заставить всех жить по своей модели.
Ну, я учился на одной из престижнейших специальностей в своем ВУЗе. Процент "троечников" все равно весьма высок, больше половины я бы просто признал профнепригодными - люди не умели и никогда не научились читать чертежи. Для них они оставлись набором черточек. НУ не дано им от природы. Из них готовить инженеров - все рвно что набирать в консерваторию людей без слуха а в художественное училище - дальтоников.
Попробуйте заговриттв немецком студенческом городке на английском - в 80% случаях вам бегло ответят. Теперь то же самое в наших ВУЗах?
Вашими бы устами.. Да, есть период "обкатки", но не 50 же лет!!!!!
Еще раз хочу подчеркнуть - я не считаю советские производства и советские изделия "плохими". Плохими они стали, только попав в открытый рынок. Внутри советской "песочницы" они были хорошими, не отсталыми. Просто у нас были требования другие, потому что вся экономика была зверским образом перекошена. Этим требованиям они отвечали, и не их вина что потом требования резко изменились. Они не стали более жесткими - просто другими.
Во враждебное окружение СССР сам же себя и поставил :(, прямо противопоставив себя всему человечеству и провозгласив о планах заставить всех жить по своей модели.
Тем, что даже лучших из выпускников КБ и заводы "доучивали" на месте в течение 2-3-х, а то и дольше лет.
...довольно подробно описано как учили Инженеров с большой буквы в Питреском политехе до революции.
Откуда иначе взяться в начале 80-х массово трофейным станкам выпуска 40-х?
Вот за счет "престижности" - некотрые ВУЗы лучше готовили студентов, отчасти за счет того, что там работали с лучшим "материалом".
Взятый отдельно -это еще не показатель. Заговорите в любом индийском студенческом городке на английском - так там вам все 100% ответят Правда, из-за особенностей их произношения вы, возможно, не все из сказанного вам поймете сразу.
Вот тут позволю себе все же не согласиться. Тот же "царский" свежеиспеченный инженер-путеец, насколько я читал, имея диплом, работал сначал кочегаром (!), потом пом. машиниста, стажировался на различных должностях для рабочих и техников,
Я-то как раз пойму Проработал год в одной конторе с индийцем, да и просто много их в страушке Англии, где я язык учил. Но шутки в сторону - так индийцы и оттяпали у нас в ИТ очень многое.
Насколько я помню, он должен был поратать так ДО получения диплома все-таки. И думаю, что это было правильно. Англичане вон на целый год отправляют на работу на предприятия своих студентов. А то ведь дошло - попадаются студенты-четверокурсники, которые не знают разницы между левой и правой резьбой :o
1. Экономически наиболее эффективный двигатель - RS-68.
2. Бразилия: мимо кассы однозначно. Она и беднее России, и развивается медленнее.