Зы. Bredonosec у тебя на схеме самоль снижается, в Сочи он шел в наборе, это две большие
разницы.
- Тут общий случай, по памяти перерисовал из учебника по метеорологии серии ATPL theoretical knowledge manual
Смысл в том, что наибольшая опасность (наибольшее изменение силы/направления ветра) близко к земле, и наибольший эффект это вызывает, когда самоль идет на глиссаде, т.е., с малой скоростью и недалеко от земли.
Насчет виновности командира: Глядай, если идешь на глиссаде, попадаешь в термик, тебя подбрасывает, ты на уровне инстинкта чуть даешь от себя и продолжаешь висеть на ниточке, только жопой кверху
![:) :)](http://s.wrk.ru/s/smile.gif)
. К моменту выхода затормозиться до обычной скорости относительно этого потока не успеваешь.
Если проходя какой-нить инверсионный слой, проходишь сдвиг ветра, опять же, однократное изменение (чаще небольшое и практически всегда заранее сообщенное тебе дисп. подхода или атисом), тормозишься, но это не составляет опасности (если сдвиг встречный. Если попутный - заранее подходишь с запасом, логично?).
В случае же microburst-a ты вначале попадаешь во встречный (внезапно, бо согласно данным время жизни microbursta около 5 минут, значит заранее сообщить о нем не могут), тебя подбрасывает вверх(бо относительно потока твоя скорость выше), как обычно с задранной жопой ждешь выхода из термика. Но в отличие от термика размеры microburst-a - до 3 миль (5км) диаметром. При этом скорость потока также значительна. А значит, тормозишься до обычной скорости относительно этого потока, продолжая идти по нитке. Потом встречная составляющая начинает уменьшаться, заставляя задирать нос, что несколько уменьшает возд. скорость. Дополнительно сверху вниз поток мощный появляется. Тебя просаживает весьма ощутимо, и к этому моменту даже полный газ спасет далеко не всегда. Тем более, поток постепенно меняет направление на попутное и висящий на почти критическом альфа самоль вылезает на закритические углы и сыплется.
Именно потому инструкция при
подозрении на попадание в microburst - не давать от себя, пытаясь вернуться на глиссаду, а максимально использовать полученный height gain (резерв высоты), и максимально набирать её еще. Короче, immediate go-around, max continious power, pitch for max climb.
О наборе скорости думать не рекомендуется: Если набирать скорость, то набор высоты замедлится, а некоторое увеличение скорости не поможет: благодаря скорости нисходящего потока, в приземных слоях разница в скорости в "передней" и "задней" частях явления вполне может составлять 90кмч. Столько за переход из встречного в попутный поток набрать всё равно не успеешь.
Короче, в отношении данного случая у меня пока висит гипотеза, что командир слишком поздно начал уход на второй круг, не имея возможности знать, что попал не в обычную "яму", а в microburst. Методики же определения его наличия, равно как и приборы, пока только разрабатываются. То есть, стоят на оочень малом числе бортов и не гарантируют 100% определения. На днях, кста, по реал-тв гоняли передачу насчет испытаний нескольких десятков образцов индикаторов микробурста в реальных условиях. Никакой скрытой рекламы в конце не было, из чего сделал вывод, что, наверно, пока не слишком успешно с этим.