Продолжаю.
Еще один на Миг-27К:
236-й ордена Кутузова авиационный полк истребителей бомбардировщиков
(в/ч 45097).
Полк послевоенного формирования. Скорее всего, сформирован в конце 1940х годов. В составе какой дивизии был на начальном этапе неизвестно, уже в начале 1950х годов полк находился в Корее в составе 37-й ИАД, которая входила в 64-й ИАК. Кроме самого 236-о ИАП, в состав дивизии входили 282-й ИАП и 940-й ИАП. Видимо после боевых действий полк был награжден орденом Кутузова.
По окончании боевых действий 236-й ИАП был передан 57-й воздушной армии, дислоцированной на Западной Украине (штаб – Львов). Полк разместился на аэродроме Чортков. Скорее всего, с 1955-1957 года полк переформируется в истребительно- бомбардировочный (ИБАП) и передается в состав 289-й Никопольской истребительно-бомбардировочной авиационной дивизии (ИБАД) штаб которой находился в Луцке. Кроме 236-го ИБАП в состав дивизии входили 806-й ИБАП и 947-й Севастопольский ИБАП. До 1977 года полк, будучи истребительно-бомбардировочным эксплуатировал истребители (Миг-15, Миг-17, Миг-21).
В 1977 году полк, наконец, получил истребители-бомбардировщики. Неизвестно откуда были получены Миг-23БМ (с завода или из других частей). На 1978 год все три эскадрильи летали на Миг-23БМ (Миг-27).
Весной 1980 года личный состав 1-й эскадрильи (1-я АЭ) убыл в Липецк для теоретического обучения на Миг-23БК (Миг-27К). Обучение длилось два месяца и уже летом эскадрилья начала эксплуатацию Миг-27К в полку. Откуда прибыли Миг-27К и куда убыли Миг-27 1-й АЭ неизвестно. В 1981 году в 236-й АПИБ пришел приказ о том, что на «Кайрах» (Миг-27К) должна летать вторая эскадрилья (2-я АЭ). В связи с этим 1-я АЭ и 2-я АЭ поменялись номерами.
В том же году (1981г) было принято решение провести войсковые испытания Миг-27К на базе 236-го АПИБ. В связи с этим 1-я АЭ (бывшая 2-я АЭ) отправилась в Липецк на обучение и с 1982 года в полку уже две эскадрильи эксплуатировали Миг-27К. Миг-27 остались только в 3-й АЭ в которой обычно «натаскивались» летчики прибывшие из училищ.
В течение 1982 года были пройдены войсковые испытания Миг-27К. По окончании испытаний самолет был принят на вооружение.
В 1984 году было принято решение об усилении ВВС ЦГВ расположенной на территории Чехословакии. В связи с этим 21 августа 1984 года 236-й АПИБ был перебазирован из Чорткова в Градчаны (ЧССР) заменив находившийся там 192-й истребительный авиационный полк (192-й ИАП). В Чехословакии полк вошел в состав 131-й Новгородской смешанной авиационной дивизии (штаб - Миловице). Кроме 236-го АПИБ в состав дивизии входил 114-й Таллиннский краснознаменный истребительный авиационный полк (114-й ИАП).
В 1985 году началась модернизация Миг-27 из 3-й АЭ, которая продолжалась до 1986 года. Одновременно на модернизацию уходило не более 3 машин. Цикл доработки длился около 4 месяцев. Доработанные машины получили обозначение Миг-27Д и по составу оборудования соответствовали Миг-27М. Все 13 Миг-27 из 3-й АЭ были доработаны на авиаремонтном заводе города Львов.
В конце 1986 года 3-я АЭ начала перевооружение на Миг-27К. Этот процесс закончился в 1987 году и полк стал «однородным». Самолеты Миг-27К для 3-й АЭ скорее всего были получены из 88-го АПИБ, а вот куда отдали свои Миг-27Д неизвестно.
В 1989 году полк имел на вооружении 40 Миг-27К и 10 Миг-23УБ. Этот год был последним для полка. 21 июля 1989 года в связи с выводом Советских войск из Чехословакии 236-й ордена Кутузова авиационный полк истребителей-бомбардировщиков был расформирован. Личный состав был переведен в другие части, а Миг-27К были переданы в 15-ю воздушную армию, где ими были доукомплектованы полки 39-й АДИБ.
Боевая подготовка 236-го АПИБ.
После передислокации полка в Чехословакию полковым полигоном стал «Просичка» около Градчан. На этом полигоне допускалось бомбометание практическими бомбами. Для отработки бомбометания бомб калибром до 500 кг использовался полигон «Место-Либава» в Моравии. Отработка боевого применения более сложных видов авиационных средств поражения (АСП) выполнялась на большом полигоне «Пшемкув-Южный» в Польше. На этот полигон летали для пусков корректируемых бомб (КАБ), управляемых ракет с телевизионной или лазерной головками наведения (УР). Пуски управляемых ракет с пассивной головкой наведения (для подавления РЛС) не производились. Это было связано с тем, что в Европе была очень насыщенная сеть РЛС и других излучающих источников. При пуске ракета могла «уйти» на другую цель. Поэтому данный тип подготовки сводился к тактическим пускам (летчик выполняет все действия по прицеливанию, но не нажимает «пуск»).
Для итоговых проверок, раз в год, эскадрильи полка летали на полигон «Лунинец» в Белоруссии. На этом полигоне могли применяться любые типы АСП, кроме антирадиолокационных управляемых ракет (как сказано выше) и спецбоеприпасов (СБП).
Техника:
За время своего существования полк освоил четыре типа самолетов (не считая модификации):
Миг-15бис – Скорее всего это был первый тип самолета, на котором летал полк. Не ни какой информации, в какие годы данный тип эксплуатировался. Также неизвестно, были ли на вооружении полка более ранняя версия - Миг-15.
Миг-17 – Второй тип самолета, который сменил Миг-15бис. Также неизвестны ни годы эксплуатации, ни модификации самолетов полка. Миг-17 эксплуатировался в полку до 1975 года, когда их стали заменять Миг-21.
Миг-21 – В 1975 году полк был перевооружен на Миг-21ПФЛ (1-я АЭ) и Миг-21ПФМ (2-я и 3-я АЭ). Самолеты не долго эксплуатировались в полку, всего 2 года. В 1977 году начался процесс перевооружения на Миг-23БМ. Куда были переданы Миг-21 неизвестно.
Миг-23БМ (Миг-27) и Миг-27Д – В 1977 году в полк прибыли первые Миг-23БМ. В течении какого времени полк полностью был перевооружен на Миг-23БМ неизвестно. К 1982 году Миг-23БМ остались только в 3-й АЭ (в количестве 13 штук). В 1985-86 годах все 13 Миг-27 были доработаны на Львовском АРЗ в Миг-27Д. К концу 1987 года в полку уже не было Миг-27 (Миг-27Д).
Миг-23БК (Миг-27К, Кайра) – Весной 1980 года личный состав 1-й АЭ проходил теоретическое обучение на Миг-23БК в Липецке и уже летом того же года были выполнены первые полеты в полку. Были ли машины новые (с завода) или переданы из другой части неизвестно. В 1981 году 2-я АЭ (с 1981 года ставшая 1-й АЭ) получила Миг-23БК. Таким образом, к 1982 году 1-я и 2-я АЭ летали на «Кайрах». На базе эти двух АЭ и были проведены войсковые испытания по результатам которых самолет был принят на вооружение как Миг-27К. 3-я АЭ лишь в 1987 году получила Миг-27К (возможно это самолеты 88-го АПИБ). 21 июля 1989 года в связи с расформированием полк Миг-27К были переданы 39-й АДИБ на укомплектование её полков (53-й гв АПИБ, 899-й АПИБ и 372-й АПИБ).
Кроме боевых машин, полк эксплуатировал следующие учебно-боевые самолеты:
Миг-15УТИ, Миг-21УМ, Миг-23УБ.
Катастрофы:
30 апреля 1975 года - катастрофа на полигоне «Сатанов» самолёта МиГ-17. Лётчик старший лейтенант Пятаков погиб.
Август(сентябрь) 1977 года - авария самолёта МиГ-23УБ. На вираже самолёт сорвался в штопор, лётчики катапультировались. Причина - недоученность лётного состава, как лётчика, так и инструктора.
1 сентября 1981 года катастрофа самолёта МиГ-27, бортовой номер 42. При подготовке к учениям "Запад-81" на территории Белоруссии, лётчик, командир звена капитан Кармазин Владимир Николаевич, на скорости примерно около 1100 км/час зацепился крылом за землю и взорвался. Катапульта, от удара о землю сработала автоматически, но лётчик погиб ещё в кабине.
Командиры полка:
1975 - 76 гг - полковник Рештога ? ? (погиб в Польше).
1976 - 78 гг - подполковник Шевченко ? ?
1978 – 80 гг - полковник Соловьёв Эдуард Николаевич
1980 - 81 гг - подполковник Несветаев Владимир Иванович
1981 - 84 гг - полковник Чава Николай Николаевич
1984 - 88 гг - полковник Севостьянов Пётр Петрович /погиб в России/.
1988 - 89 гг - полковник Пиллер Леонид Казимирович
Это сообщение редактировалось 30.08.2006 в 11:47