Но Россия по крупным заказам, похоже, и с Латинской Америкой пролетает:
Сергей Саматов 2005.06.14
В последнее время наши оружейные спецэкспортеры терпят неудачу за неудачей. На этот раз дурная весть пришла из Бразилии, которая подтвердила намерение закупить у Франции 12 "поношенных" истребителей "Мираж-2000-С", стоявших на вооружении французских ВВС с начала 80-х годов.
Формально сделка будет заключена 13 июля в ходе визита во Францию президента Бразилии Луиса Инасиу Лулы да Силва, который прибудет в Париж на празднование очередной годовщины Французской революции. В параде над Елисейскими полями будут принимать участие летчики из эскадрильи показательных полетов ВВС Бразилии. Сумма сделки составит 57 миллионов долларов. Первая партия самолетов будет доставлена в Бразилию до конца текущего года - сообщает РИА "Новости".
В начале 2005 года правительство Бразилии объявило о прекращении тендера на поставки современных истребителей для модернизации бразильских ВВС.
Письма с уведомлением об окончании тендера были направлены всем его участникам, в том числе российскому "Рособоронэкспорту". Предлагавшийся российской компанией Су-35 рассматривался наряду с французским Mirage-2000 как один из основных фаворитов конкурса. Помимо этого, в тендере, который за несколько лет останавливался и возобновлялся не раз, участвовал российский модернизированный МиГ-29СМТ.
По данным дипломатических источников, в обмен на прекращение тендера и приобретение "Миражей" правительство Франции гарантировало Бразилии полное финансирование проводимого в 2005 году Года культуры Бразилии во Франции. Со своей стороны, Бразилия обязалась поддержать Париж при голосовании за кандидатуру на проведение Олимпиады-2012.
Почему же французские дипломаты и военные смогли заключить сделку, а российские нет? Ведь именно российская машина выиграла технический тендер бразильских ВВС в 2003 г. В прошлом году В.Путин, в ходе визита в Бразилию, лично уговаривал своего заморского коллегу купить наши самолеты, взамен обещая всякие блага вроде увеличения импортных мясных квот и ответной покупки бразильских среднемагистральных авиалайнеров Embraer. Да и с коррупцией у нас все в порядке, в смысле давать взятки и откаты умеем не хуже, а то и лучше других. Вроде бы все условия были, только вот бразильцы выбрали, почему-то французский second hand.
Как говорилось в заявлении, распространенном бразильскими ВВС, решение о прекращении тендера основывается на том, что технологии в авиационной области развиваются очень быстро, поэтому Бразилия опасается, что приобретенные самолеты скоро могут оказаться устаревшими. Такая логика вполне объяснима: созданный в 1988 году Су-35 устареет уже к 2010-2015 годам, когда Америка начнет серийное производство истребителей пятого поколения. А до этого времени бразильские летчики спокойно отлетают на стареньких Миражах, сэкономив при этом около 700 млн. долларов. Причем такой подход приобретает массовый характер - достаточно вспомнить Южную Корею, которая отказалась от новых Су-35 в пользу старых американских F-15.
Боевой самолет 5 поколения представляет собой сложный и дорогостоящий технический объект. Он является закономерным этапом развития боевой авиации. Но вот вопрос: сможет ли Россия создать такую технику? Сейчас за воротами российских КБ нет ни одного образца боевого самолёта завтрашнего дня, так же, как нет ни одного по-настоящему нового, перспективного двигателя.
Россия опять пролетела