Shurik>>> Позволю себе усомниться насчёт эпитета "офигенно". Вовсе не факт, что характерная длина в данном случае изменяется пропорционально хорде.Shurik> Shurik>> Далее, даже если число Рейнольдса и меняется в несколько раз - откуда следует, что это приводит к значительному изменению критического угла?Вуду>> - Из курса физики, аэродинамики...Shurik> Вопрос не вполне тривиальный, поэтому хотелось бы хоть немного подробностей по обоим вопросам.
- Число Рейнольдса — безразмерное соотношение, которое, как принято считать, определяет ламинарный или турбулентный режим течения жидкости или газа в пограничном слое.
Re=VL/v(ню, нету у меня греческого алфавита, -кинематический коэф. вязкости). Отсюда видно, что турбулизация потока линейно зависит, в частности, от L - в нашем случае хорды аэродинамической поверхности. Хорда крыла раза в три длинее, чем хорда ГО. Там альфа критический будет меньше, срыв наступит раньше, чем на ГО. А ГО в это время ещё будет вполне себе функционабельно...
Вуду>>> - На гражданских бывает вдобавок к рулю высоты цельнопопоротный ещё стабилизатор, чьё положение можно менять в пределах нескольких градусов.Shurik> О, интересно, а на каких типах есть такое?Вуду>> - Думаю - практически на всех.Shurik> Ого! На Ту-154, Ил-86, B-737 есть цельноповоротный стабилизатор??
- Перекладываемый. На несколько градусов.
Shurik>Ну, не знаю - что вы называете стабилизатором, я говорю про цельноповоротное горизонтальное оперение, повторяю, дабы избежать разнотолков На приведённой чуть выше картинке Ил-86 его никак не видно.
- Надо присматриваться. Там зазор между стабилизатором и физеляжем - мизерный, для такой махины.
Вуду>> - Лучше, чем ничего. Надо сказать, стабилизатор, когда поворачивается на 1 градус - это оччень чувствуется.Shurik> В обычном полете - несомненно, кто бы спорил. На большой скорости поворотом всего ГО на 1град можно такой вираж заложить, что ого-го!Shurik> Мы же говорим про штопор. Там углы атаки измеряются десятками гр. и один гр. не так уж много к ним прибавляет/убавляет.
- Вдобавок ко всему прочему - добавляет.
Вуду>> - На Ту-154 не влияет, потому, что ГО там в аэродинамической тени.Shurik> Не поэтому.(в плоском штопоре оно собственно уже и не в тени).
- Ну, блин, я же рисунок приводил! И все испытатели и пр. именно об этом говорят, как о главной причине!
Тема кончается - и выясняется, что Вы этот,
главный аргумент причин гибели самолётов этого типа вообще отмели!
Нет, Шурик, так низзя!
Shurik>А потому, что угол атаки очень большой, и устойчивость самого плоского штопора выше чем, обычного.
- Так блин, он потому и большой, что неэффективность ГО не позволяет его никак уменьшить! А на самолётах другой компоновки - позволяет!
>>На всех остальных самолётах - влияет.Потому, что они вне зоны аэродинамической тени, уж извините за банальность.Shurik> Большая часть самолётов традиционными для обычного штопора методами из плоского не выводятся. Так что не такая уж это и банальность.
- ОК,
сколько Вы можете насчитать лайнеров других типов, погибших по этой причине? А тут чуть ни каждые три года - Ту-154 попадает в штопор, из которого его не могут вывести до земли...