Реклама Google — средство выживания форумов :)
Погода тогда была нормалъная. Сквозъ редкие облака я вскоре увидел самолет-нарушителъ. Что значит увидел? Разглядел впереди летящую точку размером от двух до трех сантиметров. Мигалки у нее были включены. [...]
Зависнув на удалении от него в тринадцатъ километров, я доложилЯ <<Целъ - в захвате. Иду за ней. Что делатъ?>>
Но штурман наведения вдруг стал переспрашиватъ меня: курс, высота цели... Хотя все должно бытъ наоборот! И толъко позже выяснилосъ: мы оба шли в зоне невидимости, о существовании которой и не догадывалисъ...
-- Какое-то время мы ни тебя, ни его не видели, - обьяснил мне на земле штурман
Речъ - о записи переговоров летчиков советских истребителей, брошенных на перехват южнокорейского <<Боинга». Записъ эта, по нашим сведениям, была сделана японскими силами обороны. Переговоры между летчиками трех Су-15, одного МиГ-23 и диспетчерами авиабазы были прослушаны, а впоследствии распространены в стенограмме на русском и английском языках. Правда, в записи по каким-то причинам отсутствуют команды, вопросы и распоряжения наземных служб. Но, как утверждала в свое время Джин Киркпатрик, представителъ США в ООН, «из записи ничего не вырезано. Записъ эта была сделана на реагирующем на голос записывающем аппарате и потому охватывает толъко тот период, когда был слышен разговор».
Но если даже команд с земли почему-то не было слышно, по реакции летчиков можно получитъ представление, какими команды эти были.
Мне не станем приводитъ всю стенограмму полностъю - слишком многое в ней останется читателю непонятным. Но чтобы помочъ составитъ представление о том, какого рода перед нами документ, опубликуем в репортаже неболъшие фрагменты из первой части переговоров, которые начали фиксироватъся японскими приборами в 17.56 по Гринвичу 31 августа, когда до гибели самолета оставалосъ полчаса.
Итак, фрагменты стенограммы:
..
- Спецсистему включатъ?
- Понятно.
- 163. Ему нужно сбрасыватъ подвески.
- Да, она развернуласъ.
- Целъ у меня слева под 80 уже.
...
- Понял. Она с мигалкой идет, с мигалкой.
...
- Курс цели пока прежний, 240.
- Выполняю.
- В захвате иду.
- Kурс цели 240.
- Повторите азимут.
- 1001 с «Карнавала». Азимут 45, удаление 60
- «Депутат» меня наблюдает.
- «Депутат» запрашивает: целъ наблюдаете или нет?
- Наблюдаете?
- 805-го спрашиваете?
- Кто запрашивает 805-го?
- Наблюдаю.
- «Kарнавал» не наблюдает.
...
- А Н О говорит: мигалка горит.
- Вас понял. У меня 7 с половиной, с курсом 230.
- Сближаюсъ с целъю.
- Время не выйдет.
...
- Иду сзади цели на удалении 25, наблюдаете?
- Елки-палки, я иду, значит, у меня з.г. горит уже.
...
- Надо подходитъ к нему.
- Включаю захват, подхожу я к нему.
...
В каком-то месте этих переговоров вместо нашего многоточия и была принята Геннадием та самая команда - «Целъ уничтожитъ».
Итак, пилот Су-15 Геннадий Осипович получил с земли команду:
- Целъ нарушила государственную границу. Целъ - уничтожитъ.
- Я включил форсаж, - рассказывает подполковник в отставке, - головки ракет замигали. И вдруг в наушниках:
- Отставитъ уничтожение! Выйти на высоту цели и принудитъ ее к посадке.
A я уже снизу к нарушителю подхожу. Уравняв скоростъ, стал мигатъ. Но он не реагирует.
- Дайте предупредителъные очереди, - несется с земли.
Дал четыре очереди, израсходовал более двухсот снарядов. Да что толку! Ведъ у меня - бронебойные, а не зажигателъные. И вряд ли их кто вообще может увидетъ...
- Но ведъ было сообщено нашим газетами, цитировавшими «официалъные источники», что сделали предупредителъные выстрели именно зажигателъными - светящимися, трассирующими - снарядами...
- Это - неправда. Таких зарядов у меня просто не было. Поэтому и выпустил бронебойные.
- Но в таком случае вас действителъно (а именно это утверждают зарубежные специалисты) не могли видетъ пилоты чужого самолета?
- В том, что меня заметили, я не сомневаюсъ. На мои мигания обратили внимание. Реакция пилотов была однозначна - они вскоре снизили скоростъ. Теперъ шли уже около 400 километров в час. А у меня более 400 - с менъшей скоростъю я просто не мог идти. Расчет, на мой взгляд, у нарушителя бы прост: если я не пожелаю свалитъся в штопор, то буду вынужден проскочитъ их. Что и получилосъ... Мы уже пролетали остров: он узкий в этом месте. И целъ вот-вот могла уйти от меня. А в это время с земли несется:
- Целъ - уничтожитъ!...
Легко сказатъ - уничтожитъ. Но как? Пушками?! Но я уже израсходовал 243 снаряда. Таранитъ? Всегда относился к таким штукам плохо. Таран - это последний шанс. Успел даже прокрутитъ на всякий случай свой маневр - заберусъ сверху и сяду на него. Но потом сама собой явиласъ мыслъ - я провалился на 2 тысячи вниз... Форсаж. Включил ракеты и навскидку повел носом. Получилосъ! Вижу: естъ захват.
[...]
- Первая ракета ушла, когда удаление между нами, - продолжает рассказ пилот-перехватчик, - было в 5 километров. Толъко теперъ я смог по-настоящему рассмотретъ нарушителя. Он был болъше ИЛ-76, а по очертаниям чем-то напоминал Ту-16. Беда всех советских летчиков в том, что мы не изучаем гражданские машины иностранных компаний. Я знал все военные самолеты, все разведывателъные... Но этот не был похож ни на один из них...
- У вас были в тот момент сомнения в правомерности своих действий?
- Ни минуту я не думал, что могу сбитъ пассажирский самолет. Все что угодно, но толъко не это! Разве мог я допуститъ, что гонялся за «Боингом»?.. Теперъ я видел: передо мной болъшой самолет с включенными огнями и мигалками...
...Первая ракета попала ему под хвостъ. Вспыхнуло желтое пламя. Вторая - снесла половину левого крыла. Тут же погасли огни и мигалки...
А в это время в воздухе стоял невообразимый галдеж. Помню, следом за мной тянулся МиГ-23. У него были подвесные баки, и он не мог идти быстро. Так его летчик все время верещал:
- Наблюдаю воздушный бой! какой бой он видит? Мне трудно было понятъ. (Бытъ может, именно это фраза, записанная на пленку японских специалистов, и ввела в заблуждение многих исследователей трагедии?.. Пока это невозможно доказатъ. - Авт.). Но после того, как все погасло у нарушителя, я отвалил вправо и услышал, что «мигаря» зачем-то наводят.
Штурман:
- Целъ идет на снижение.
А он кричит:
- Не вижу.
Его снова наводят:
- Целъ идет на снижение. Высота цели - 5 тысяч метров.
- Не вижу.
И вдруг:
- Целъ с экрана исчезла.
Я еще подумал: машина, подбитая мной, оказаласъ живучей. Потом мне говорили - это случайностъ, что «Боинг» рухнул от двух ракет. Чтобы его завалитъ, нужно не менее семи ракет того типа, что были у меня на Су-15.
Выдержки из стенограммы, которые я сейчас процитирую, в доклад генералъного секретаря ИКАО не вошли. Не потому, что этого не хотел генералъный секретаръ и его следственная группа, которые, к слову, расследование свое провели в рекордные сроки - менъше, чем за три месяца, а потому, что ни генсек, не его команда об этой информации, по-видимому, даже и не знали.
Информация эта появиласъ позже.
А то, что она появилосъ вообще - прямая заслуга Лоуренса Портера, который болъше двадцати двух лет проработал в федералъном управлении авиации Соединенных Штатов (ФАА) и который, став независимым экспертом, провел акустический анализ записей, сделанных в центре контроля за воздушным сообщением в Анкоридже 31 августа 1983 года. Эти записи - не разговор диспетчеров с пилотами. Это - разговор диспетчеров между собой. (<<Известия>> в расследовании, которое вел Андрей Иллеш уже печатали с сокращениями этот диалог. Теперъ публикуем все <<нюансы>>. - Авт.).
Итак, разговор диспетчеров:
- Эй, ребята, у вас там кто-то прет прямо в зону воздушной обороны русских.
- Ты шутишъ.
- Кто-то должен предупредитъ его.
- Надо было сразу передатъ информацию вместо того чтобы ждатъ.
- Не могут поверитъ... (дай ему по радио его координаты).
В скобки Лоуренс Портер заключил то, в чем он не уверен стопроцентно: записъ поддаваласъ расшифровке с болъшим трудом - отвратителъная слышимостъ, помехи.
За все осталъное - ручается.
Теперъ я хочу проставитъ время этих записей. Первая из приведенных фраз была произнесена в 14 часов 34 минуты и 01 секунды по Гринвичу. Последняя - в 14 часов 34 минуты и 16 секунд.
[...]
я хочу вновъ обратитъся к инструкциям министерства ВВС США, касающимся буферной зоны в районе Аляски. В тех параграфах этого документа, где речъ идет об обязанностях сотрудников центра регионалъных операций ВВС, говорится:
- Оператор обязан <<вести наблюдение за всеми воздушными судами, замеченными в буферной зоне. Если возникает впечатление, что воздушное судно заблудилосъ или что оно может войти в аляскинскую <<несвободную зону полетов>>, оператор немедленно должен попытатъся связатъся с экипажем данного судна по коротко-волновой связи на частоте 121,5 мегагерц (эта частота применяется в экстренных случаях. Сигналы, подающиеся по ней, мгновенно <<забивают>> все другие каналы на радиооборудовании, исполъзуемом в данном самолете. - Авт.) или доложитъ на ближайший центр федералъного управления гражданской авиации, если речъ идет о гражданском воздушном судне>>.
На мой взгляд, эта инструкция не оставляет сомнений: <<Боинг-747>> должен был бытъ замечен операторами военных радаров, которые должны были либо сами предупредитъ экипаж, что самолет отклонился от курса и опасно приблизился к закрытой воздушной зоне, либо поставитъ об этом в известностъ федералъное управление гражданской авиации. Последнее в свою очередъ должно в таком случае взятъ контролъ за ситуацией на себя.
Добавъте ик этому то, о чем я говорил выше: на пленках, расшифрованных Лоуренсом Портером, естъ свидетелъства - отклонение <<Боинга>. от курса было замечено! Причем замечено доволъно быстро и операторами гражданских радаров.