Теперь американцы....
Оказалось, что их количественный состав определить не проще нашего. Беря за основу опубликованные статьи Л.Крылова и Ю.Тепсуркаева и добавив ещё пару авторов, можно получить приблизительное представление о том, где, когда и в каком составе американцы дислоцировались в Корее.
Картина может меняться по мере получения новых уточнённых данных.
Потом нужно сопоставить их количество с нашими по периодам. И, примерно зная эпицентр боёв (среднегеометрическое место, где они в основном и происходили), и боевой радиус задействованных самолётов, посмотреть возможности сторон по достижению этого усреднённого района за всё время действий. По не раз упоминаемым свидетельствам – это был Анджу: 150 км к юго-востоку от аэродромов первой линии МиГ-15 и 270 км на северо-запад от авиабаз F-86 Кимпо и Сувон (см. карту). Правда если учитывать акции типа “Maple Special”, где они с лета 1952 частенько висели над нашими аэродромами, то р-н сместится к северу. Хотя врядли нашим было от этого легче.
Если по аналогии с 177 (Талалихинским) Иап, где Сеидов в своей статье выдал все фамилии поэскадрильно, во все наши полки входило в среднем по 32 лётчика и 28 МиГов (а я пока не нашёл ни одного опровержения – наоборот). А вот американская эскадрилья (FIS) имела совершенно другой состав и даже структуру. Вот как описывает состав АЭ Скуодрон Лидер (не знаю уж что это – звание, должность?) Харбисон в своём рапорте - CFE in Korea, RAF, март 1952, (сокращённый перевод):
“22-25: В отличии от четырёхзвенных FIS (эскадрильи истребителей-перехватчиков F-86), расположенных в США и Англии, FIS по корейскому штату состоят из 5 звеньев.... Каждое из них имеет закреплённый состав и возглавляетя КЗ в звании капитана.... Не все эскадрильи имеют одинаковое количество пилотов. Например эскадрилья, к которой был приписан я, насчитывала 44 пилота на 25 самолётов. Поэтому на пилотов нашей 335-ой АЭ приходилось несколько меньше боевых вылетов, чем в АЭ с меньшим составом пилотов”. (стр.4)
Конец цитирования.
Про почти двойной состав пилотов пока пропустим, но запомним. А так получается что их АЭ имели 20 F-86 в пяти звеньях + звено управления + резерв. А всего, значится, 25 на начало боевых действий, не считая сбитых, временно небоеготовых по всем причинам самолётов, и без учёта пополнений – то есть считаем так, как считали наших.
Для начала несколько цитат и выдержек из опубликованныз статей Крылова и Тепсуркаева, а также из книги “Асы Корейской войны №13”.
“Сэйбры 4-го ИАКР пробыли в Кимпо менее трёх недель”.
(Асы Корейской войны, стр.16).
Значит они появились там числа 10 -15 декабря – первый бой 17 Декабря 1951. Но сколько их сначала было не ясно. Возможно всего одна АЭ, т.е. 25 самолётов.
По “Асам Корейской войны”, стр.17, 2-го января в связи с наступлением НОАК , Сэйбры 4-го ИАКР уходят с Кимпо в Японию. Через некоторое время, 14-го января 1951 (Асы Корейской войны, стр.17 и Хроника потерь... тоже стр.17), а по другим данным лишь в конце февраля они возвращаются на Тэгу, а это самый юг Кореи. Вылеты только до линии фронта. А с начала-середины марта начинают использовать авиабазы первой линии, как аэродромы подскока и появляются в зоне действий истребителей Корпуса. Первые же после перерыва потери, если полностью доверять их данным, отмечены лишь в самом начале апреля.
Правда вопрос, а когда они вернулись на свою первую линию Кимпо-Сувон и в каком составе?
Здесь опять, по тому же источнику:
“К концу июня МиГам (415 штук) противостояли 44 Сэйбра из 4-го ИАКР”
(Асы Корейской войны, стр.24).
И у Крылова и Тепсуркаева тоже указаны только 2 АЭ Сэйбров:
Август 51: “На август 1951 ДВ ВВС США имели в своём составе...и 93 F-86 Причём, по условиям базирования лишь две эскадрильи Сэйбров – 44 самолёта по штату – могли действовать в районах, непосредственно примыкающих к Ялуцзяну”
Дальше на этой же странице:
“К августу 1951г на Корейском ТВД было: 254 F-80; 175 F-84; 227 F-51”
(Меторы в Корее стр. 37);
Добавлю, что на стр.46 указано, что в августе 1951 в 77 АЭ Австралии было 33 истребителя Метеор.
И ещё у них в другой статье сказано:
“С другой строны (летом 51) в зоне ответственности Корпуса (это необходимо подчеркнуть – 510-й) действовали:
- 4-е ИАКР на Ф-86 (2 эск в Корее, 1 в резерве в Японии);
- 49-е и 36-е ИБАКР на Ф-84 (всего 6 эск);
- 8-е и 51-е ИБАКР на Ф-80 (5 эск) ;
- 18-е ИБАКР (3 эск) на Ф-51
- 77 АЭ Австралии на Метеорах..... Каждая из эскадрилий примерно соответствовала нашему полку....
- части авиации морской пехоты и флотов США и Великобритании”
(Чёрная Неделя, стр. 16).
Правда непонятно – Ф-80 пять АЭ, а с-тов 254. То есть 51 с-т в АЭ? А Ф-84 шесть АЭ, а с-тов всего 175 – выходит 29 с-тов в АЭ.... На Мустангах вообще.... Наверное у них организация была другая.
А возможно, что первая цитата касается всех с-тов в Корее, а вторая цитата лишь эскадрилий, самолёты которых достигали без дозаправок, по крайней мере, Анджу. Если так, и если, как упомянали авторы, американская АЭ примерно равна нашему полку, то в августе 1951 непосредственно в зоне ответственности нашего объединения должны были действовать :
- 2 эскадрильи F-86 – 50 самолётов
- 6 эскадрилий F-84 – 150 самолётов
- 5 эскадрилий F-80 – 125 самолётов
- 77 ЭА ВВС Австралии на Метеорах – 33 самолёта.
То есть, 358 реактивных истребителей и истребителей-бомбардировщиков.
Это те, кто по радиусу мог встретиться (встренуться) с МиГами, действуя с аэродромов первой линии.
А если моя догадка не верна, то ещё больше. Намного больше. А если учесть истребители Флота и КМП, то ещё больше. Но я преднамеренно не считаю ни их, ни Мустанги, ни самолёты других классов, надеюсь, понятно почему.
Но это август 1951.
Прервём хронологию и посмотрим, что американцы имели на начало и конец войны. Как и выше, не будем принимать в рассчёт ни истребители их Флота и КМП, ни все их винтовые истребители, ни самолёты других классов. А о ночниках и речи не было.
На начало войны в Японии было 164 истребителя F-80 и разведчика RF-80A. (
Шутинг Стары в Корее) – и все они наверняка были переброшены в Корею.
А F-84 Тандерджеты 27-й Группы истребителей сопровождения (FEG), в которую входили 522, 523 и 524 АЭ (FES) начали появиляться в рйоне боёв где-то в середине декабря 1950г. Все три эскадрильи сразу, или их вводили поэскадрильно – не сказано. Но в составе 27-й авиагруппы должно было быть не менее 75 F-84.
То есть ещё 240 реактивных истребителей и истребителей-бомбардировщиков.
Места их базирования не указаны, но то, что их большая часть могла действовать и действовала в районе, прикрываемом истребителями Корпуса, не вызывает никаких сомнений.
А вот что они имели в Корее плюс к Сэйбрам в конце войны. В июле 1953г. 37 истребителей Метеор ВВС Австралии. А так же 49, 58 и 474-я Группы истребителей-бомбардировщиков F-84. Значит ещё минимум восемь эскадрилий – 200 самолётов.
Все 237 с-тов 5-ой ВА США могли действовать в зоне боёв с МиГами.
Продолжим хронологию.
Вот ещё цитата:
“В октябре 1951 МиГам по-прежнему противостояли 44 Сэйбра..”
(Асы Корейской войны, стр.27). Значит только две АЭ.
Хотя по той же книге (стр.19) чёрным по белому, что уже 3-го апреля 1951 защитана победа Бену Иммерту, а он летал в 335 FIS, а она-то и была поначалу в резерве, в Японии. Но в знаменитом бою 20-го мая 1951 будущий ас к-н Милтон Нельсон из 335-ой одержал свою первую победу. А 18-го 1951 июня два МиГа в одном бою сбил так же будущий ас 1-й л-т Ральф Гибсон, тоже из 335-ой. Источник, в данном случае, тот же Корвальд. Сбил – не сбил, это потом. Но по цитатам выходит, что ни в мае, ни в июне 335-ой на первой линии нет...., а победы у неё есть, как и потери. Значит, выходит, летали с дозаправкой.
“В день разгрома австралийцев с авиабазы Сувон свой первый боевой вылет выполнили Сэйбры 51-го Авиакрыла. В состав 51-го ИАКР входили 16 и 25-я эскадрильи, которые до ноября работали на F-80... ...4-я Авиагруппа (Авиакрыло) встретило зиму полным составом трёх эскадрилий – с середины ноября на Кимпо с японской авиабазы Джонсон прибыла 335-я АЭ. Таким образом, к декабрю 1951г. на базах Корее находились 127 F-86 в составе пяти эскадрилий, ещё 38 Сэйбров стояли в резерве в Японии...”
(Метеоры в Корее, стр. 44).
“В то же время в конце 1951 – начале 1952 года произошло резкое качественное и количественное улучшение авиационной группировки ООН, особенно её истребительной составляющей – с декабря 1951 вступило в бой второе авиакрыло Сэйбров, вооружённое Ф-86Е, к февралю успевшее набрать необходимый боевой опыт...” (Крылов, Армада-10, стр.64)
“Ванденберг изъял 75 истребителей Ф-86 из НОРАД (Аляска) и перебросил их в Корею, на базу Сувон. Сначала в новое крыло входили 16-я и 25-я FIS. Потом на базе 4 ИАКР сформировали ещё одну”.
(Асы Корейской войны, стр. 28).
А теперь вопрос, когда приступила к боевым действиям третья по счёту – 39 АЭ (FIS) 51-го ИАКР? Об этом не сказано. Дальше опять:
“39-я АЭ (или FIS) – “Кобры”, стало последним подразделением (наверное только чистых истребителей - 510), имевшем на вооружение Сэйбры и переброшенным в Корею. Первые усовершенствованные F-86F поступили на вооружение 39-й FIS в июле 1952 года”
(Асы Корейской войны, стр. 35).
Опять непонятно, летала ли она до этого на Сэйбрах ранних модификаций? И где..?
Но и по Корвальду первое упоминание – это 4 июля 1952. В этот день 1-й л-т Хэмперайс из 39 FIS сбил МиГ-15. Так что похоже, что 39 АЭ действительно вступила в бой в самом начале июля 1952г.
Дальше так, по источнику “Асы корейской войны” 18-я Группа истребителей-бомбардировщиков (в частности её 67-я АЭ) переучилась с Мустангов на F-86F во второй половине 1952-го года (стр.45). Между тем первая потеря Сэйбров из ИБГ в Корее зафиксирована только в феврале 1953г.
По источнику Армада-10, стр.67 (Л.Крылов):
“весной 1953 приступили к боевым действиям на F-86F-25 и F-86F-30 два истребительно-бомбардировочных крыла (авиагруппы) и одна истребительно-бомбардировочная эскадрилья...”
Конец цитаты.
Я понял так, что переучившаяся с Мустангов - это 18-я авиагруппа ИБА, а в её составе было две АЭ (FBS) – 12 и 67-я. Ещё одна, 8-я авигруппа, была переучена с Шутинг Старов, а в составе этой авиагруппы было три АЭ (FBS), то есть 35, 36 и 80-я .
Кроме того на F-86F переучилась 2 SAAF Sq, т.е. АЭ ВВС Южной Африки.
Самолётов после этого тотального переучивания у них врядли прибавилось, но теперь они почти все пересели на Сэйбры.
Но, опять же когда их ИБАшники начали боевые вылеты на ударных вариантах Сэйбра? Точной даты я не нашёл.
Между тем, я уже говорил, первая потеря Сэйбров из ИБГ в Корее зафиксирована уже в феврале 1953г.