01 января:
-1880 год, русское техническое общество (РТО) основало воздухоплавательный отдел, председатель М.А.Рыкачев. Этот отдел сыграл впоследствии важную роль в развитии воздухоплавания в России. Отдел организовывал полеты на воздушных шарах, члены его делали доклады по вопросам воздухоплавания, давали заключения по изобретениям в этой области и вели научно-исследовательские работы. Интересно, что наиболее значительные работы в этом отделе проводили военные моряки. Так, А.Ф. Можайский создал первый самолет, В.Д. Спицын работает над летательными аппаратами с машущим крылом, О.С. Костович строит дирижабль;
-1881 год, (по старому стилю - 20 декабря 1880г.) - при русском техническом обществе создан VII (воздухоплавательный) отдел;
-1880 год, в России выходит первый специальный журнал "Воздухоплаватель". Его редактором и издателем был П.А. Клиндер (генерал-лейтенант по морскому ведомству с 1887 г.). Хотя вышло всего два десятка номеров, тем не менее, журнал способствовал росту числа поклонников и энтузиастов воздухоплавания;
-1904 год, Глен Кертисс предложил использовать для управления двигателем ручку, ставшую позднее стандартной;
-1908 год, родился В.В. Бойцов, государственный деятель, организатор авиационной промышленности. Государственный деятель, организатор авиационной промышленности. Главный инженер авиационных заводов в Москве (1942-1943) и Саратове (1944-1947), директор авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре (1940-1942) (сейчас ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиационное ПО им. Ю.А.Гагарина"). Начальник НИИ технологии и организации производства авиационной промышленности;
-1909 год, первый полет самолета с изменяемой площадью крыла. Венгерский конструктор Пфицнер в мастерских Кертиса построил моноплан с изменяемой за счет выдвижения концевых участков площадью крыла, использовав идею Локхида;
-1911 год, Кертисс реализовал двойное управление и убирающиеся шасси на своем тренировочном самолете "Hydroaeroplane";
-1911 год, первая ночная посадка на воду без внешнего освещения. Первая посадка произведена на самолете Кертисса "Curtiss Model AH-1" в 1911 году. Самолет вошел в историю также следующими событиями: на нем также был установлен рекорд высоты для гидросамолетов - 900 футов; произведен перелет на расстояние 122 мили за 122 минуты, а также первый в мире катапультный запуск (закончившийся неудачно);
-1912 год, первый полет вертолета с циклическим управлением шага винта. Радиальный двигатель на вертолете конструкции датского инженера Якоба Эллехаммера мощностью 36 л.с. приводил в действие вращающиеся в противоположных направлениях винты. Винты были представляли собой два кольца, вращавшихся в противоположных направлениях. На кольцах были укреплены шесть лопастей длиной 1.5 метра, которые могли поворачиваться в горизонтальной плоскости. Винты приводились в движение с помощью редуктора, разработанного самим Эллехаммером;
-1913 год, закон о суверенитете воздушного пространства России;
-1913 год, первое испытание ранцевого парашюта. Инженер Глеб Котельников создал перспективную конструкцию парашюта. Испытать ее решился студент Петербургской консерватории В. Оссовский. Это событие произошло во французском городе Руане на мосту через Сену.
Испытание было замечательно и тем, что оно происходило с высоты всего лишь 50 метров, и все же ранцевый парашют Котельникова сработал безотказно;
-1914 год, родился Герой Советского Союза, летчик-испытатель В.Г.Рахов;
-1914 год, снована первая в мире регулярная авиалиния Санкт-Петербург-Тампа (США). Регулярные рейсы на линии Санкт-Петербург-Тампа зимой 1914 года перевозили пассажира или двоих на гидросамолетах, Бенвист Модель 14, созданных фабрикантом из Сент-Луиса Томасом Бенвистом. Пилотом был Энтони Дженнис, фирменный пилот-испытатель и инструктор. Расстояние составляло приблизительно 23 мили - около 15 миль вдоль побережья бухты, а остальное расстояние над открытой водой. Авиалиния успешно работала на протяжении трех месяцев. Было выполнено 172 регулярных рейса и перевезено 1205 пассажиров (иногда по два одновременно), покрыто суммарное расстояние 7000 воздушных миль;
-1924 год, первый выпуск газеты «Красная Звезда»;
-1931 год, родился Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель CCCР Е.С.Соловьев, майор. Окончил Чугуевское ВАУЛ. Окончил Школу лётчиков-испытателей, Московский авиационный институт. Лётчик-испытатель ОКБ П.О.Сухого. Выполнил первый полёт и провёл испытания Су-7Б (1959), Су-17М (1971-1972); участвовал в испытаниях Су-9, Су-11, Су-15, Су-17, Су-24, Су-25, Су-27. Погиб 7 июля 1978 года при выполнении испытательного полёта на опытном Су-27;
-1931 год, создано Бюро особых конструкций (БОК) ЦАГИ;
-1938 год, морская авиация преобразована в самостоятельный род сил ВМФ СССР. В наркомате ВМФ создано Управление морской авиации (Г.Коробков);
-1940 год, к серийному производству был рекомендован двигатель М-105П конструкции А.А.Микулина;
-1942 год, родился Герой Советского Союза, летчик-космонавт Г.В.Сарафанов;
-1946 год, родился Заслуженный штурман-испытатель РФ В.В.Корсак, майор. Окончил Челябинское ВВАУШ, Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина. Участвовал в испытаниях многих пилотажно-навигационных систем. Провёл цикл работ по обеспечению запуска и посадки «Бурана» на космодроме;
-1947 год, родился Герой Советского Союза, летчик-космонавт, летчик-испытатель В.Г.Титов;
-1950 год, родился Генеральный директор-Генеральный конструктор РСК «МиГ» Н.Ф.Никитин, заместитель генерального конструктора ОКБ «Сухой». Был главным конструктором Су-27М, Су-35, Су-37МР и С-80. С 3 февраля 1999 - генеральный директор ФГУП «ВПК "МАПО», генеральный конструктор;
-1954 год, родился В.Г.Шендрик, штурман-испытатель, Герой России;
-1956 год, родился летчик-испытатель А.Б.Полонский;
-1956 год, родился летчик-космонавт С.В.Авдеев;
-1957 год, «День Д» плана «Дропшот» (1949) американской ядерной агрессии против СССР. Планировалось сбросить 300 атомных и 29000 обычных бомб. План был отменен, когда обнаружилась способность советских ракетно-ядерных сил нанести врагу неприемлемый ущерб;
-1957 год, родился Герой России, Заслуженный летчик-испытатель А.М.Раевский, полковник. Окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков. Обучение на Як-38 (самолет с вертикальным взлетом) начал в 1980 г. Участник боевых походов ТАКР «Минск» и «Новороссийск». Совершил 234 посадки на палубу, общий налет на Як-38 – 160 ч. Проводил испытания самолетов и вертолетов авиации флота, кораблей «Баку» (ныне «Адмирал Флота Горшков») и «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». 28 августа 1990 г. он первым из военных летчиков-испытателей выполнил самостоятельную посадку на корабль на самолете Су-27К (Су-33). Освоил 38 типов самолетов и вертолетов различных модификаций, налетав около 2300 часов. Совершил более двухсот безаварийных посадок на самолетах Су-27К, МиГ-29К на палубу авианосца;
-1960 год, родился летчик-испытатель Г.Е.Белоус, капитан. Окончил Ейское ВВАУЛ. С 1989 г. на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях по тематике института. Белоуса считали в отряде сильным лётчиком. Он летал на самолётах, по меньшей мере, 18 типов из 30-35, которые испытываются в ЛИИ. Погиб 12 августа 1991 года при выполнении полёта на МиГ-21;
-1969 год, новый авиационный Кодекс СССР вступил в силу;
-2003 год, Армейская авиация целиком передана в ведение ВВС.
Это сообщение редактировалось 01.01.2007 в 08:27