Maximus_G АвиаФорум
Re: F-22 завоевывает превосходство в воздухе
AviationWeek.com
Reader's Tools
Print Article Email Article Save Article Make a Comment Email Alert
Different Communication Networks For Raptor Eyed By Air Force
Nov 28, 2006
By Michael Fabey/Aerospace Daily & Defense Report
…
// Дальше — www.aviationnow.com
Возвращаясь к Норзерн Эдж-2006
В одном из учебных боев Ф-22 вошел в зону ближнего боя, подошел к Ф-16 сзади и "убил" пушкой.
В течение первой недели учений боевой счет был 144:0, из них только 3 победы - в БВБ, две Сайдвиндерами и одна пушкой. При этом Ф-22 не довелось использовать свои сверхманевренные качества в виде режимов на сверхвысоких УА, кобр, J-turns, поскольку все 3 жертвы не знали о том, что их атакуют.
Летчики Рэпторов подтвердили, что их наиболее предпочитаемым местоположением в пространстве во время боя является полет на большой высоте, выше других истребителей, где они могут ходить на выгодной крейсерской скорости. Ф-22 в режиме суперкруза преодолевали расстояние в сотни миль.
"Мы оставались высоко, потому что это дает кинетическое преимущество в применении ракет, в скорости и расходе топлива. Рэптор обычно летит намного выше других, и прекрасно управляется на этой высоте."
Официально эта высота - 65 000 футов.
"Бывали случаи, когда мы снижались, чтобы визуально идентифицировать угрозу или у нас закончились Амраамы, а внизу шмыгал бандит. Рэптор в таких случаях уходил вниз и сбивал противника Сайдвиндером."
Важнейшим аспектом оказались возможности Ф-22 по обнаружению ЛА противника. И благодаря даталинку со своими истребителями 4-го поколения, Ф-22 продолжали выполнять функции "ДРЛО" для них, после израсходования собственного боезапаса. Совершенный радар и близость к целям позволяли Ф-22 в ряде случаев опознавать их во много раз быстрей, чем это делали собственно АВАКСы. Рэпторы могли отслеживать спасательные операции, на что не были способны АВАКСы, удаленные от места действий на 150 миль. "Мы могли видеть вертолеты внизу в долинах и защищать их".
Помимо АВАКСа, Ф-22 могут передавать данные для RC-135 Rivet Joint. "Если RC-135 пытается получить триангуляцию для определения точного местоположения источника излучения, он может получить голосовую информацию от Ф-22." "А если АВАКС видит плотную группу в 40 милях к северу, Ф-22 может подойти ближе и опознать 2 Ф-18, 2 Ф-15 и 4 Ф-16."
Возможность приближаться к цели будучи необнаруженными позволила Рэпторам дествовать в тех областях воздушного пространства, где истребители 4-го поколения не смогли бы выжить. Это позволило Ф-22 атаковать цели на большем удалении от объектов, которых они защищали.
Вся необходимая информация о пространстве у летчиков Ф-22 выводилась на одном экране. "Когда я смотрю на экран и подношу курсор к дружественному Ф-15 или -18, я вижу, какую цель он захватил. Поэтому я мог помогать им информацией, сообщая, что какая-то цель захвачена дважды, а где-то есть группа целей, оставленная без внимания". Тем временем, вербальное общение между пилотами Ф-22 сведено к минимуму.
Генерал Рональд Кийз, глава Воздушного боевого командования (Air Combat Command): "Благодаря тому, как был спроектирован этот самолет, мы можем делать больше. Мы можем задействовать БПБЛА (UCAS) совместно с Рэптором. Допустим у вас есть 3 малозаметных БПБЛА в воздушном пространстве. Выскакивает "air defence system", я кликаю на иконку БПБЛА и тащу драг-н-дропом на иконку источника излучения. БПБЛА ставит ему помехи, бомбит и так далее." /// Генералы - они такие, да...
Итоговый боевой счет учений получился таким, поскольку "они никогда не видели нас". "Мы входили в зону незамеченными и быстро убивали. Особо не крутились. Не то чтобы J-turn не был прикольным, просто нам не предоставилось возможности воспользоваться им."
Суперкрузу в 1.5 Маха также нашлось применение. Поскольку в воздухе одновременно находилось лишь 8 Рэпторов, 4 машины заправлялись в воздухе в 150 милях от зоны учений. С суперкрузом они быстро ходили из зоны и обратно. А в зоне истребители экономили топливо, крейсируя на большой высоте.
"Мы также немного использовали суперкруз [в бою], поскольку сражения происходили в таком большом масштабе. Зона была примерно 120 на 140 миль. Мы могли сидеть на высоте, смотреть и ждать. Мы не висим на полутора Махах. С таким ускорением, как у нас, когда мы видели формирующиеся угрозы (а мы видели их далеко), мы могли направить нос в нужную сторону, включить горелки, и вот мы уже на скорости боя."
В течение обычного дня учений, 24 истребителя В-В, включая до 8 Ф-22, защищали свои воздушные объекты и территорию в течение 2.5 часов. А Ф-15, -16 и -18 имитировали до 40 МиГ-29, Су-22, -24, -27 и -30. В сумме, в течение одного периода делалось до 103 самолето-вылетов противника. Они несли AA-10 (версии от A до F), Арчеры, АА-12 Эддеры и китайские PL-12. Их поддерживали SA-6, -10 и -20, а также постановщики помех EA-6B. С каждым днем силы "красных" крепчали и получали больше возможностей.
В итоге, возможности Ф-22 составлять электронную карту битвы (electronic order of battle, EOB) - что светило и откуда - оказались ключевыми. "Я люблю разведку, но она хороша настолько, насколько свежи ее данные. Ф-22 позволяет избавиться от временной задержки. Я могу составлять EOB в реальном времени. Не скажу, что мы прям-таки лучше Rivet Joint, но мы можем действовать там, где они не могут. Если он удален на 150 миль, то он вряд ли составит подробную карту с расположением угроз так быстро, как я могу это сделать."
Противник не хотел проигрывать. "У нас были парни, шедшие на 500 футах, были те, кто шел на 45-50 тысячах футов на М1.6, пытаясь сбить меня до того, как я узнаю, где они. Пытались массировать свои силы и выиграть числом. Ничего не сработало."
Тактика, использованная Ф-22, была разработана и подвергнута практическим проверкам в малых масштабах на АБ Лэнгли. Рэпторы работали в парах, объединенных с Ф-15С или Ф/А-18Е/Ф.
"Я мог подсказать им цель, находясь сзади и сверху. Мы пока называем это "интегрированные операции". Я мог смотреть вниз и четко наводить Ф-15 и -18 на группы целей на таких дальностях, где они сами их обнаружить еще не могли."
Первое боевое подразделение Ф-22, 94-ая истребительная авиаэскадрилья, будет действовать в учениях Ред Флэг в феврале.