Не зная свойств клина (,а следовательно и лома, кстати про возможность ипользования в качестве нижней части древка флага некоего «лома» заговорили именно апологеты незыблемости ) популяризаторы взгляда вчерашнего обывателя на уникальные события 69 -72 годов запутались в вопросах проектирования и испытания в вопросах проектировочных и поверочных расчётов.
Например на части форума посвящённом мне ( «А есть такой Перец!!!» )7-40 и др. апологеты на предположение моих коллег по НПО «Энергия» и естественно моё о том, что НАСА могло использовать РН «Сатурн-5» для вывода космополана с той же ПН, что и система «Спейс Шаттл» -28,5 тонн. Вопрос касался именно проектирования нового космоплана, а не установки готового Орбитального корабля «Колумбии» на РН «Сатурн-5» вместо полезной нагрузки.
Путая проектировочный и поверочный расчёты они использовали вычитание массы «Снимаемой» ими с «Колумбии» основной двигательной установки. Вместо использования другого арифметического действия - умножение сухой массы конструкции ОК на коэффициент, связанный со снижением полезной нагрузки на ОК, вызванной отказом от установки ЖРД..
Я уж не говорю, что эти 12-15 тонн ЖРД - это не спокойно зашвартованная в отсеке полезной нагрузки связка мешков, а двигательная установка, создающая тягу в три раза превосходящую массу ОК, нагревающая хвостовую часть ОК и создающая вибрационные и акустические нагрузки на конструкцию.
Подробно их перлы рассмотрены по адресу
А вот есть ещё такой перец... [Памятливый45#22.06.06 11:35]
Но переходим к испытаниям левитации Лунного модуля.
Здесь напротив я как инженер –разработчик утверждаю, что для отработки необходимы были именно поверочные испытания специально созданной для посадки на Луну конструкции.
Однако участник нашего Форума Старый пытается выставить дело так как будто я требую невозможного: разработки такого Лунного Модуля, который смог бы выполнять все динамические операции на Земле. И под этим прикрытием в очередной раз намекает, что таких испытаний не было.
Ну да вернёмся к конструкции Лунного модуля в том виде как её описал покойный Шунейко ибо только прочитав его творение (да ещё такого же покойного Левантовского, который доказывал в главе кажется 12 , что астронавты с лунным модулем вращались на окололунной орбите, чтобы выбрать наиболее благоприятную точку посадки с окололунной орбиты на Луну, забыв конечно, что Луна вращается и в каждом повторном витке астронавты видят новые пейзажи) советское руководство поверило американцам.
Так вот Глава 4.3 таблица первая Вес Saturn V Appolo-11
Вес лунного корабля Apollo-11, кг 15075,07
Взлетная ступень, сухая, кг 2181,016 без экипажа
Посадочная ступень, сухая, кг 2035,282
Топливо для РСУ, кг 274,216
Топливо для ЖРД посадочной ступени, кг 8217,400
Топливо для ЖРД взлетной ступени, кг 2367,156.
Какие же операции выполнил ЛМ в 69 году по мнению Шунейко"
"В момент времени То+101 ч 36 мин 14,07 сек (на 2 мин 34 сек раньше расчетного времени), когда лунный корабль находился за Луной, был включен ЖРД посадочной ступени; он проработал 15 сек на тяге 10% номинальной, 0,8 сек на переходном режиме и 13 сек на тяге 40% номинальной, в результате чего скорость лунного корабля уменьшилась на 22,6 м/сек и он перешел на снижение по орбите с высотой в периселении 15,8 км и в апоселении 106 км (рис. 43.4)".
К вышесказанному у Памятливаого45 - вопросов нет. Читаем далее:
"На входе в первый коридор на расстоянии 7,5 км от точки посадки (высота над поверхностью Луны Н=2,3 км, скорость V=550 км/ч, вертикальная скорость снижения Vy=45 м/сек) начался этап приближения к точке посадки (рис 43.6)
На этапах торможения и приближения к точке посадки лунный корабль управлялся цифровым автопилотом, работавшим по программе Р-63."
К этому этапу работы Лунного модуля у Памятливого45 также никаких вопросов нет
"Когда астронавты смогли видеть лунный горизонт и район посадки, до которого оставалось 5,8 км, Н. Армстронг переключил автопилот на программу Р-64. В соответствии с этой программой управление посадочным ЖРД и ЖРД РСУ лунного корабля производится автоматически по командам бортовой ЭЦВМ и посадочного радиолокатора, астронавты вручную могут корректировать лишь ориентацию.
Во второй коридор лунный корабль вошел на высоте H=150 м с горизонтальной скоростью V=74 км/ч, на расстоянии 600 м от точки посадки (рис. 43.7)."
- к этому этапу работы Лунного модуля у меня также никаких вопросов нет все эти марёвры Системы Управления Лунного модуля можно испытать и на околоземной орбите и пересчитать к условиям другого гравитационного поля, а вот дальше :
"Когда лунный корабль, снизился до высоты H=140 м, Н. Армстронг увидел, что автопилот ведет корабль на посадку в кратер размерами с футбольное поле, усеянный крупными камнями до 3 м в поперечнике. Н. Армстронг выключил автоматическую программу Р-64 и перевел бортовую ЭЦВМ на полуавтоматическую программу Р-66; в соответствии с этой программой ЖРД посадочной ступени управляется автоматически, чтобы вертикальная скорость снижения была 1 м/сек, а ЖРД РСУ управляются полностью вручную, что обеспечивает необходимую величину горизонтальной составляющей скорости. С помощью ЖРД РСУ Н. Армстронг обеспечил горизонтальную составляющую скорости 3-4,5 м/сек и лунный корабль благополучно перелетел опасный для посадки кратер."
А вот здесь начинается та самая полуавтоматическая левитация которую в условиях Земли на Лунном модуле не испытывали.
Более того, Шунейко пишет:
«Н. Армстронг имел возможность переключить бортовую ЭЦВМ на программу Р-67. В этом случае управление вектором тяги посадочного ЖРД и ЖРД РСУ полностью производится вручную, а бортовая ЭЦВМ лишь поддерживает вертикальную скорость снижения на уровне 0,3 м/сек. Н. Армстронг не воспользовался программой Р-67, так как она затягивает процесс посадки.»
По мнению памятливого45 Это уже ручное управление левитацией,
Все другие динамические характеристики Лунного модуля разработчики фирмы испытывали на стендах и в условиях космического полёта.
Но испытание системы управления на этапе левитации в условиях, когда рельеф места посадки заранее неизвестен, проведено не было – утверждают добровольные защитники НАСА по той причине, что его невозможно произвести.
А что думает по этому поводу памятливый45?
Для испытания левитации как способа посадки, разработчик должен обеспечить вес ЛМ такой же как и при посадке дна Луну, а моменты инерции не больше чем у ЛМ во время посадки на Луну.
Люди далёкие от вопросов устойчивости и управляемости могут легко проверить меня зайдя в цирк и посмотрев на эквилибристов.
Эквилибрист с шестом имеет значительно больший момент инерции, чем гвоздь программы - девушка с веером, но без шеста.
Так и Лунный модуль, доказавший, что он может левитировать при весе в четыре тонны в условиях высокогорья, тем самым подтвердит, что полностью заправленным он сможет левитировать и над поверхностью Луны ари массе 7,5 тонн (без шеста).
Ну а теперь давайте посчитаем.
Сухая масса взлётной ступени и посадочной ступени смотри выше
В РСУ оставим 50% топлива на посадку, оставив 50% на взлёт и стыковку с ОК.
В баках основной ЖРД посадочной ступени оставим 3% топлива.
Из системы жизнеобеспечения удалим 167 кг воды из посадочной ступени и 47 кг из взлётной ступени.
Итого 4385,928 кг.
Тяга TRW System – 4760 кгс в вакууме.
При этом давление на срезе сопла упрощённо определяется как отношение давления в камере сгорания (7,7 кгс/см2) к степени расширения сопла (47,4) итого 0,162 кгс/см2.
Заглянув в таблицу стандартной атмосферы любой участник Форума сможет определить на какой высоте горы разгруженный по вышеописанной технологии Лунный модуль ( даже без среза некоторой части сопла) сможет показать нам новую технологию левитирования как в полуавтоматическом режиме, так и в полностью ручном режиме.
В условиях для СУ более жёстких, чем при посадке на Луну.
Повторюсь отрабатывается не взлёт, а посадка из второго коридора, про который Шунейко пишет следующее.
«Во второй коридор лунный корабль вошел на высоте H=150 м с горизонтальной скоростью V=74 км/ч, на расстоянии 600 м от точки посадки (рис. 43.7).»
Вот и решение: поднимаем облегчённый за счёт топлива ЛМ на высоту 150 меторов над поверхностью и разгоним до скорости 74 км/ч.
Дальше включаем ДУ и сбрасываем лётчиков испытателей на плоскогорье.
Такое испытание системы управления – это азы для разработчиков летательных аппаратов.
Но кадров этих испытаний нет значит они утеряны в числе прочих 13000 плёнок или до сих пор засекречены.
Но все становится понятнее когда Вы начинаете понимать, что посадка Лунного модуля происходила по падающей траектории.
PS. Кстати у Шунейко в главе 4.3 после научной фантастики о посадке Лунного модуля с окололунной орбиты высотой 16 км идёт квалифицированное описание взлёта взлётной ступени.
«Активный участок траектории взлета состоял из двух фаз: взлета по вертикали, чтобы обеспечить прохождение траектории над лунными горами, и фазы выхода на орбиту искусственного спутника Луны. Через 10 сек взлета по вертикали при скорости 18,3 м/сек, на высоте около 76,3 м начался маневр поворота по тангажу одновременно с выходом на требуемый для встречи азимут. В конце маневра угол тангажа равнялся 52°.
ЖРД взлетной ступени выключился на расстоянии 307км западнее места посадки лунного корабля и вывел ее на орбиту искусственного, спутника Луны 17,57/87,6 км (рис. 43.9, 43.10., 43.11)."
И на рисунке 43,9 изображена траектория вертикального старта
И там мы видим, что для того, чтобы обойти горы в первыё 16 секунд взлётная ступень взлетела на высоту 16 км отклонившись от точки посадки на величину менее 80 метров.
ТО есть когда за пол диаметра Луны Шунейко описывает сход с орбиты высотой 16 км проблемы гор не было, Но при старте, когда было известно место посадки американцы на всякий случай решили подняться на 16 км вертикально прежде чем начать боковое движение.
PPS. ПО поводу данных об измеренных координатах Лунного модуля, который по версии Шунейко после тормозного манёвра появился в поле зрения наземных средств наблюдения. Я был удивлён, что они либо не были записаны, либо были утеряны. Смотри
Потеряно 13 тысяч пленок, миссий "Аполлон" [Памятливый45#25.12.06 09:30]
Другое дело траектория взлёта в книге Шунейко в главе 4,3 на 15- й странице даются точные данные.
«1.Расчет до полета
2. Основная система навигации и управления
3. Аварийная система навигации управления
4. Наземная радиолокационная сеть
5. Расчет после полета»
Наличие указанных данных говорит о том, что данные телеметрии взлётной ступени не потерялись среди 13000 иных утерянных плёнок. И описание взлёта близко к тому, что было, а описание посадки – ближе к тому, что могло бы быть.
На самом деле естественно, что посадка также шла по падающей траектории.