Несколько слов о самозащитных свойствах скажу всё-таки я сам, без книжки.
Рассмотрим рисунок 1. Дирижабль летит горизонтально с углом атаки 0 градусов. Его горизонтальная скорость v, вертикальная скорость равна нулю.
F- полная подъёмная сила газового объёма, приложенная к центру плавучести дирижабля.
G - вес груза приложенный в точке крепления полезной нагрузки.
Расстояние между точками приложения этих сил - a - метацентрическая высота дирижабля.
С - центр тяжести дирижабля.
R - равнодействующая аэродинамических сил, приложенных к дирижаблю.
Рассмотрим рисунок 2. Дирижабль сбрасывает балласт и приобретает вертикальную скорость. Результирующий вектор скорости изменяет своё направление. (показано красным).
В результате изменяется направление равнодействующей аэродинамических сил. У неё также появляется вертикальная составляющая dR которая создаёт пикирующий момент относительно центра тяжести.
Несколько слов о R-101.
Копировать текст отсюда запрещено. И написано здесь по-французски. Но проблем с ним у меня нет, поэтому я могу кое-что пояснить и сам.
После снятия ограничителей газовых баллонов, их от перемещения вдоль аппарата ничего не удерживало. Баллоны могли перемещаться на расстояние до 4 (!) метров. О какой уравновешенности и стабильности может быть речь? Вы можете доказать, что колебания дирижабля были вызваны ветром, а не перемещением баллонов?
Небольшая ремарка по поводу выхода газа напрямую в атмосферу из газового баллона. Это либо незнание жёсткой конструкции дирижабля, либо желание притянуть факты за уши.
Дирижабль имел две оболочки - внутренняя - баллонеты. Внешняя - обшивка. Льняная обшивка была покрыта лаком с алюминиевой пудрой, водонепроницаема и имела достаточно малую газопроницаемость иначе грош ей цена - ветер будет сквозить внутри аппарата. Этой малой газопроницаемости было достаточно, чтобы задержать газ в промежутке (а он у R-101 был очень большим) между баллонами и обшивкой. Обратите внимание на фотографию, которую я приведу сообщением ниже и вам станет ясно о чём я говорю.
Обратите внимание на моё сообщение. Я признал, что был слишком резок и груб. Я извинился. Мною двигало желание пркратить скандал, который начинал уже отрицательно сказываться на качестве моей аргументации. Но я не признал поражения. И не признаю. Я знаю о дирижаблях, их конструкции и истории гораздо больше чем многие, а посему тоже могу кое-что вам рассказать. И записывать меня в такие уж совершенные дилетанты я бы на вашем месте не спешил...
Если вы прибором будете мерить кое-как, он вам кое-что и покажет...