Ага
В работах чл.-корр. РАН проф. В.В. Азатяна, акад. РАН А.Г. Мержанова с соавторами были предложены высокоэффективные средства, позволяющие регулировать закономерности горения и взрыва водородо-воздушных смесей: скорость горения, критические условия воспламенения, перехода горения в детонацию. В качестве эффективных ингибиторов применительно к горению смесей водорода в воздухе, содержащих более 10% водорода, учеными были предложены и испытаны олефиновые соединения, в частности полипропилен. Измерения показали, что для предотвращения воспламенения водородо-воздушных смесей, реально встречающихся на практике составов, достаточная концентрация предлагаемого ингибитора - 2%. Для сравнения - инертного газа аргона требуется 80%. Наличие 1% ингибитора предотвращает переход горения во взрыв любых смесей водорода в воздухе. Было установлено также, что ингибиторы сильно повышают минимально необходимую мощность поджигающего импульса и тем самым сокращают число возможных источников неконтролируемого воспламенения. С помощью ингибиторов удается эффективно управлять распространением пламени, переходом горения в детонацию, характеристиками детонации и даже разрушать стационарную детонационную волну.
Использование данных ингибиторов позволяет управлять горением водорода в силовых установках, в том числе в двигателях внутреннего сгорания. Присадки могут применяться при хранении и транспортировке водорода, для безопасного использования водорода в качестве легкого наполнителя в дирижаблях и аэростатах. Разработан также метод управления горением широко используемого в технике синтез-газа, представляющего собой смесь водорода и оксида углерода. Запатентован способ его получения и безопасного использования в качестве топлива в силовых установках: горение можно провести с большей скоростью и получить большую мощность. В процессе горения не образуются вредные органические продукты, меньше выделяется окислов азота и СО. Предлагаемое топливо способно конкурировать с углеводородным топливом по своей экономичности.
После патентования части результатов предложенные ингибиторы и методика их применения были успешно использованы в совместных работах в Институте им. М. Планка (Германия) и в Центральном институте авиационного моторостроения (Москва), в ряде других академических и отраслевых институтов. Эти исследования получили поддержку и проводятся в рамках проекта Президиума РАН, а также масштабного договора с российской инновационной компанией "СФИНКС".
Ученые уверены, что полученные результаты открывают новые возможности для развития работ в данном перспективном направлении.
Ник