>Ежели вопрос про кабрирующий момент от движков - так ведь центр масс у дирижабля заметно ниже центра приложения подъёмной силы, а движки у большинства дирижаблей вроде находятся не совсем снизу, а, так сказать, "снизу-сбоку". Т.е. ненамного ниже центра масс,
- если поставить их на рисунке туда, то относительно цм вполне может совпасть. Останется только некоторый аэродинамический кабрирующий момент, бо сверху от точки приложения тяги имеется здоровый парус, который тянет назад с силой
r
V
2/2 и плечом, равным расстоянию от двиглов до центра симметрии пузыря. В общем случае, вероятно, подьем носа будет пропорционален скорости. Ежели по оси симметрии пузыря повесим - будет то, что описал ранее, то есть, имеем 2 варианта:
1. поставить на уровень цм для безопасности взлета/маневров вблизи земли
2. поставить чуть выше цм для наиболее экономичного полета на крейсерской скорости (наименьшее необходимое усилие на РВ - наименьшие А/Д потери)
или пытаться комбинировать - менять вертикальное расположение цм.. (в деталях не продумывал, лень)
>Моя ремарка была "вообще" - о существенной разнице в поведении самолёта и дирижабля. О том, что дирижабль неизбежно будет иметь существенные особенности.
- А, тады никаких возражовываний =) Особенности будут ))
>Ну, центр давления, надо думать, как-то поплывёт, но куда и насколько сильно - хз.
- наверно, точнее всего было бы апроксимировать профиль жопеля к классическим профилям, обсчитанным в ЦАГИ и НАСА еще в глЫбокие 30-е - 40-е - 50-е гг. Вроде должны быть таблицы, дающие характеристики на каждый профиль по углам атаки и с учетом выбранной относ. толщины. //или софт, правда, к сожалению, не видел такого//
Но общий закон "поплывания"
от точки далеко позади профиля вперед, соотносительно росту угла атаки, должон сохраниться. ))
>В любом случае, сильно он сместиться не должен, вертикальная скорость по идее сильно меньше горизонтальной.
- да я уж прикидывал ранее, угол атаки в 0,2радиан - это Vy 6,6м/с при 120кмч Vhor