Вуду>> - По памяти: первые американские суборбитальные полёты с человеком выполнялись как раз с перегрузками 10g-12g...
Не слышал про такое, никогда особо суборбитальными не интересовался. Но сильно подозреваю, что такая перегрузка достигалась не при выведении, а при спуске.
При баллистическом (нештатном) спуске "Союза" перегрузки тоже может быть весьма нехилой, и повыше 10-ти. Ну и при срабатывании системы аварийного спасения с последующей посадкой - тоже. Когда САС сработала на старте в 70-х - Макаров и еще кто-то с ним в экипаже были - перегрузка достигла, ЕМНИП, минимум 15-ти, если не больше. У космонавтов после посадки спины красные были - сосуды полопались.
russo> То есть выше девяти G движки не вытягивают? Или могли бы, но невыгодно экономически. Если 9-некий оптимум, удивительно его совпадение с ограничением ускорения в истребителях
Да технически можно и выше 10, и еще выше, если сильно надо
БР и особенно ракеты ПРО стартуют с куда бОльшими ускорениями - но там это необходимо по военным соображениям.
А для носителя такая перегрузка только во вред со всех точек зрения. И движки тяжелее и дороже (условно, вместо одного движка надо поставить два таких же), и нагрузка на конструкцию ракеты больше - значит, она тяжелее и дороже, и дальше по всему мясокомбинату.
У "Востоков" перегрузки составляли 7-8g, у "Союзов" сейчас при штатном полёте - 5g, у шаттла - 3g.