Способность пилота переносить пергрузки.

Теги:авиация
 
1 2 3 4 5 6
Итак. Два перспективных метода: полное погружение в воду и конструкция кресла пилота так чтобы силы были приложены вдоль оси грудь-спина.

Проблемы:

1) Водные. Так как в легких-воздух, возможны нежелательные и потенциально опасные "блуждания" внутренних органов (но опасные для жизни значения гораздо выше 10G, каюсь), а также иные радости вроде эмфезимы и эмболизма.

2) Gx. Большинство испытуемых отмечали сильнейшие боли в районе груди при высоких значениях G, что возможно вызывается деформацией скелета при высоких ускорениях. Также становится очень трудно манипулировать приборами

В принципе возможен некий комбинированный метод. График достижения 20.7G выше был получен подопытным в водяном костюме, и находящемся в спецкресле. Кстати потери зрения у него не было даже при достижения пика
 
Это сообщение редактировалось 18.01.2007 в 07:41
LT Bredonosec #18.01.2007 02:43
+
-
edit
 
>Кстати потери зрения у него не было даже при достижения пика
- и не должно было быть :)
как уже упоминал, внутриглазное давление 20мм ртути, если разница высоты меж глазами и сердцем (проекции на ось действия перегрузки) х перегрузку больше давления, которое способно обеспечить сердце - временная слепота наступит. Если меньше - нет тому причин :)
 
Bredonosec> - и не должно было быть :)
Bredonosec> как уже упоминал, внутриглазное давление 20мм ртути, если разница высоты меж глазами и сердцем (проекции на ось действия перегрузки) х перегрузку больше давления, которое способно обеспечить сердце - временная слепота наступит. Если меньше - нет тому причин :)

А вот у некоторых подопытных таки было и при водных процедурах и при транcверсном ускорении (у одного померкло зрение при достижении 14G) :-p Положение тела было правильным (скорее всего внутренняя анатомия немного отличалась от стандарта).
Также бывает "искуственная" слепота бессознательно вызванная самим человеком.

Хотя вообще вы правы, просто я спорить люблю ;-)
 
Это сообщение редактировалось 18.01.2007 в 03:25
LT Bredonosec #18.01.2007 04:24
+
-
edit
 
>Также бывает "искуственная" слепота бессознательно вызванная самим человеком.
:?
кто за зверь? Бесознательное закрывание глаз при нагрузке? (в принципе, видел такое, но не уверен, что тут о том же речь)
>Хотя вообще вы правы, просто я спорить люблю
ладно, устыдил, замолкаю )))
 
+
-
edit
 

А. Н.

аксакал

russo> Так как темой я заинтересовался, а "Медицинская Физиология" меня в первый раз подвела :( то я решил сходить в библиотеку нашего мединститута. Где и надыбал монографию Gravitational Stress In Aerospace Medicine.


А о долговременных последствиях что-нибудь известно?
Никогда не бывает настолько плохо, чтобы не могло стать еще значительно хуже. (С. Е. Лец) Уничтоженное зло не обязательно сменяется добром. Может последовать зло ещё худшее. (М. Монтень)  
+
-
edit
 

А. Н.

аксакал

Бяка> Во время старта космонавтов В. Лазареваи О.Макарова ракета потерпела аварию. К счастью, аварийная система спасения сработала безупречно. С огромной перегрузкой в 22 единицы она оторвала от ракеты космический корабль, отбросила его по баллистической траектории и опустила в горах на краю обрыва.

Так перегрузка-то в 22 ед. была при отделении от ракеты или при торможении? Насколько я помню, именно при торможении.
Никогда не бывает настолько плохо, чтобы не могло стать еще значительно хуже. (С. Е. Лец) Уничтоженное зло не обязательно сменяется добром. Может последовать зло ещё худшее. (М. Монтень)  
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Бяка>> Во время старта космонавтов В. Лазареваи О.Макарова ракета потерпела аварию. К счастью, аварийная система спасения сработала безупречно. С огромной перегрузкой в 22 единицы она оторвала от ракеты космический корабль, отбросила его по баллистической траектории и опустила в горах на краю обрыва.
А.Н.> Так перегрузка-то в 22 ед. была при отделении от ракеты или при торможении? Насколько я помню, именно при торможении.

Нет - именно при срабатывании РДТТ САСа
Это ж катапульта.

Ник
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  
+
-
edit
 

А. Н.

аксакал

Бяка>>> Во время старта космонавтов В. Лазареваи О.Макарова ракета потерпела аварию. К счастью, аварийная система спасения сработала безупречно. С огромной перегрузкой в 22 единицы она оторвала от ракеты космический корабль, отбросила его по баллистической траектории и опустила в горах на краю обрыва.
А.Н.>> Так перегрузка-то в 22 ед. была при отделении от ракеты или при торможении? Насколько я помню, именно при торможении.
Wyvern-2> Нет - именно при срабатывании РДТТ САСа
Wyvern-2> Это ж катапульта.
Wyvern-2> Ник

А при спуске? У Реброва (и ещё где-то) как раз столько и названо.

А САС может столько дать, но ненадолго.
Никогда не бывает настолько плохо, чтобы не могло стать еще значительно хуже. (С. Е. Лец) Уничтоженное зло не обязательно сменяется добром. Может последовать зло ещё худшее. (М. Монтень)  
+
-
edit
 

А. Н.

аксакал

"Потом ощутили резкий толчок. Пиротехника "раскидала" все корабельные блоки. Они остались в спускаемом аппарате. Началось падение. Через секунду или две после этого стала подкрадываться перегрузка. Она быстро нарастала. Темп нарастания был много больше, чем они ожидали. Невидимая чудовищная сила вдавила Василия в кресло и налила веки свинцом. Дышать становилось все труднее. "Олег, попробуй кричать, это поможет, - предупредил товарища. - Сильнее кричи, сильнее!.." Тяжесть перегрузки ломала, лишала возможности говорить, "съедала" все звуки, оставляя только гортанный храп и сдавленное сопение. Оба всеми силами старались противодействовать перегрузке. Наконец тяжесть стала спадать. Уже потом, когда анализировались записи приборов, было установлено, что после "пика", превысившего 20 g, был второй - на 6 единиц, но они его не почувствовали."

http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/rebrov/kosm_kat/15.html
Никогда не бывает настолько плохо, чтобы не могло стать еще значительно хуже. (С. Е. Лец) Уничтоженное зло не обязательно сменяется добром. Может последовать зло ещё худшее. (М. Монтень)  
Bredonosec> кто за зверь? Бесознательное закрывание глаз при нагрузке? (в принципе, видел такое, но не уверен, что тут о том же речь)

Нет. Человек бессознательно вызывает у себя настоящую слепоту, хотя физиологически у него все нормально. Читал о паре случаев.

А.Н.> А о долговременных последствиях что-нибудь известно?

В смысле долговременный эффект неоднократных и относительно высоких +Gz у пилотов? Или что-то иное (если да-уточните направление G (x/z/y,+/-), силу, продолжительность).
 
+
-
edit
 

А. Н.

аксакал

А.Н.>> А о долговременных последствиях что-нибудь известно?
russo> В смысле долговременный эффект неоднократных и относительно высоких +Gz у пилотов? Или что-то иное (если да-уточните направление G (x/z/y,+/-), силу, продолжительность).

Я имел в виду, какие бывают последствия для организма через длительное время (хотя бы годы) у перегрузок, более сильных, чем обычные для авиации? Есть такие исследования?
Никогда не бывает настолько плохо, чтобы не могло стать еще значительно хуже. (С. Е. Лец) Уничтоженное зло не обязательно сменяется добром. Может последовать зло ещё худшее. (М. Монтень)  

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Bredonosec> вон, в ссср некий испыаттель 46Ж выдержал в глубоких 60-х. В направлении грудь-спина. (фамилию не помню, кажись у Волкова в мемуарах упоминалось имя)

В ходе сбросовых испытаний (кресло с испытателем сбрасывалось по направляющим на пирамидку) в ИМБП испытатели выдерживал перегрузку до 45g (!). Момент сброса приходилось синхронизировать с фазами дыхания - был случай, когда удар пришёлся на вдох, испытатель сломал рёбра. Рекорд (45) в СССР - у товарища с именем, как ни странно, Джон, фамилию с ходу не могу вспомнить. Правда, у него, кажется, после 6-7 испытаний случилось отслоение сетчатки...
В США испытатели переносили ударные перегрузки до 51g (!!!).

Честно говоря, не могу понять, на кой было ставить настолько жёсткие эксперименты на людях, тем более - неоднократно...
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Уточнение: советского испытателя зовут Джон Иванович Гридунов. Экстремал редкостный - испытывал на себе не только ударные перегрузки (неоднократно), но и многие другие тяжелейшие ситуации (провёл 13 часов в ледяной воде, испытавая спецкостюм, 7 суток в барокамере, в скафандре с отключенной системой терморегуляции - имитировалась разгерметизация кабины КК при облёте Луны, до получаса выдерживал почти в натуральном вакууме при испытаниях высотно-компенсирующего костюма ККО-5). И всё это - не будучи даже штатным испытателем.
Причём он и поныне жив и здоров, несмотря на преклонный возраст и бурную биографию! Железный мужик! Железобетонный!

Выдержки из статьи Виталия Головачёва в журнале "Российский космос":


Нынешней осенью Джону Ивановичу
исполнилось 80.Он полон сил и энер-
гии.

«ПереД ГЛаЗаМИ раЗВерЗЛаСЬ

ЧерНаЯ БеЗДНа …»


—Сознание еще не отключилось,но,вращаясь на центрифуге,я почему-то совершенно не чувствовал,как пошла
кровь из носа,из ушей и даже в нижней части тела, заливая ягодицы.В тех экстремальных условиях мысленно фиксировал: да, лицо уже «поплыло », щеки стали вытягиваться,
вот они сползли уже ниже подбородка,словно мягкое тесто.А на живот и грудь наваливалась огромная —нет, не так —чудовищная тяжесть, которая, казалось, вот-вот раздавит бренное тело,— вспоминает Джон Иванович ГРИДУНОВ,многие годы являвшийся одним из самых отчаянных в нашей стране испытателей космической техники,а также экстремальных полетных ситуаций.
Врач Ада Равгатовна Котовская,стоявшая у пульта управления рядом с оператором центрифуги, беспрестанно передавала испытуемому световой сигнал,зажигая лампочку, укрепленную перед его креслом. Гридунов сразу же отвечал ей — давил на кнопку тангеты, которую держал в ладони. Таким образом подтверждал,что находится в
сознании, контролирует ситуацию. «Я пытался, сконцентрировав волю, противостоять невероятному прессу, сдавливающему тело, —продолжал мой собеседник.
— Затем мысли стали путаться. В какой-то момент перед глазами вдруг разверзлась черная бездна, и яркие молнии, ослепительные сполохи пронзали ее. Это было последнее что помнил. Я потерял сознание …»
В тот летний день 1965-го медики проводили самый
рискованный эксперимент. Они хотели выяснить, какие максимальные перегрузки в направлении «грудь — спина » может выдержать человек, где здесь предел, красная черта, переходить которую смертельно опасно.Испытуемый мог в любой момент прекратить свои
муки. В Государственном научно-исследовательском
испытательном институте авиационной и космической медицины знали:Джон Гридунов будет держаться даже через «не могу», не даст слабины. Важная деталь: перегрузки в тот раз нарастали медленно. Это было сделано

специально,потому что такой режим особенно тяжело воспринимается организмом.
Именно экстремальные условия интересовали исследователей …
Когда Гридунов после остановки центрифуги пришел
в себя, Ада Равгатовна сказала ему: «Выдержал почти 19 единиц. Ты, Джон Иванович, настоящий мужик ». В ее
устах это была высшая похвала. Этот результат, достигнутый более 40 лет назад, не превзойден до сих пор. И хотя

позже другие испытатели выдерживали кратковременно 26 единиц, но у них перегрузки нарастали в 5-6 раз быстрее, а это — совсем другое дело.
Не умаляя выдающихся заслуг
этих людей (26 единиц эквивалентно
тому,что тело человека как бы начинает весить две тонны),специалисты все-таки на особое место ставят достижение Гридунова.

Недавно непре-
рекаемый авторитет в этой области
профессор,доктор медицинских наук,
действительный член Международной
академии астронавтики Ада Котовская
вручила Джону Ивановичу своеобраз-
ный письменный сертификат — свиде-
тельство того давнего рекорда:«В 60-е
годы прошлого столетия в институте
интенсивно проводились исследования
на центрифуге по определению предела
переносимости человеком перегрузок.
Эти работы выполнялись по запросам
ОКБ-1,возглавлявшегося главным
конструктором С.П.Королевым. На
центрифуге воспроизводились различ-
ные режимы перегрузок,которые могут
возникнуть на участке выведения кос-
мического корабля на орбиту и спуске
его на Землю. Для большой группы ис-

пытателей предел переносимости при

скорости нарастания перегрузок 0,2

единицы в секунду составил в среднем

около 14 единиц.У Гридунова —18,5.

Это единственный подобный случай
в моей многолетней практике.Джон
Иванович обладал недюжинным здо-
ровьем и силой воли,что позволило
ему достичь на центрифуге таких не-
обычных результатов ».

***

ИХ СБраСыВаЛИ

В КреСЛе

С 12-МетрОВОй ВыСОты


Только в конце нашей беседы Джон
Иванович рассказал про самые трав-
моопасные,чрезвычайно рискован-
ные испытания.Речь идет о жестких

ударных перегрузках.
Казалось бы,
зачем было заниматься этим,если
специальная тормозная двигатель-
ная установка обеспечивала мягкую,
вполне комфортную для экипажа
посадку спускаемого аппарата?Но
специалисты понимали:возможен

и отказ «тормозов ».Конструкция

кабины должна быть такой,чтобы

и в этом аварийном случае удар о

грунт не был смертельным для кос-

монавтов.
Подобрать соответству-
ющий режим спуска должны были
испытатели.
Для начала построили уникальный

стенд.Это было серьезное сооруже-

ние.Между двумя высоченными,

14-метровыми ажурными металли-

ческими мачтами,находившимися

на расстоянии двух с лишним метров

друг от друга,висело в виде перемычки

кресло космонавта.По специальным

роликам,укрепленным на фермах,

оно могло подниматься на тросах

вверх или лететь вниз под действием

собственной тяжести.На бетонной

площадке,куда падало кресло с ис-

пытателем,заранее расставляли из-

готовленные из свинца амортизаторы

(они называются «крешеры »)в виде

конусов или цилиндров высотой 30-50

сантиметров.Крешеры использова-

лись для гашения энергии удара.В

зависимости от их количества,кон-

фигурации позволяли имитировать

посадку на мягкий,средний или

жесткий грунт.
Тогда многое спе-
циалистам было неизвестно.Шли,
словно по минному полю.Случались,
к сожалению,и серьезные ЧП,когда
эксперименты оканчивались травма-
ми позвоночника.
На одном из этапов для участия
в рискованных «сбросах » отобрали
всего лишь четверых человек:трех
штатных испытателей (сержантов
срочной службы)и одного нештатно-
го.Понятно,Гридунова.«Все четверо
выполняли программу «падений на
грунт »,— вспоминает ответственный
исполнитель того проекта,доктор
медицинских наук Сергей Гозулов.
— Причем в каждой последующей
серии ударные перегрузки увеличи-
вались.Пройдя больше половины
программы,все три штатных испы-
тателя отказались от дальнейшего
участия в работах.Остался только
Джон Иванович Гридунов.Он достиг
тогда важного рубежа:[b]впервые в
практике отечественных испытаний
перенес ударные перегрузки,равные
50 единицам ».[b]
— Когда меня с максимально воз-
можной силой привязывали прочны-
ми ремнями,— поясняет Гридунов,
требовалось выполнить одно ус-

ловие:очень точно вжаться,влиться

спиной в кресло.Даже малейшее

отклонение в позе при фиксации тела

грозило тяжелыми последствиями,в

том числе переломом позвоночника.

Между прочим,трое сержантов от-

казались от продолжения экспери-

ментов,когда узнали,что на другой

установке получил травму наш кол-

лега.А перед командой «Сброс!» надо

было выдохнуть.И на выдохе идти

вниз.Однажды выполнение команды

«Сброс!» задержалось,я непроизволь-

но вдохнул.И в этот момент кресло

ринулось вниз.Приземление было

не очень удачным.Несколько дней

голова гудела,как котел.Похоже,

тогда я получил сотрясение мозга …

Но Гридунов легко отделался.У других
травмы бывали и посерьезнее.

ЭКСПерИМеНты

С «БИОМаНеКеНаМИ »


Всего в испытаниях,по оценкам,
участвовало в минувшие десятилетия
около тысячи человек,в основном
штатных испытателей.Скольким же
из них был нанесен вред здоровью,
сколько стали инвалидами? Об этом,
увы,нет данных. Более того,мне рас-
сказывали,что и соответствующие
архивные документы якобы унич-
тожены. Тем не менее можно пред-
положить,что для десятков,если не
сотен,участников их работа,мягко
говоря,не была полезной.
Впрочем,негативных последствий
могло быть во много раз больше,если
бы сначала тяжелые удары испытаний
не приняли на себя животные.При
больших вертикальных перегрузках
у них повреждался позвоночник,а
если силовой вектор имел направ-
ление «спина — грудь »,то серьезные
проблемы возникали с внутренними
органами.Но тогда,в начале 60-х,
никто не знал,как будет реагиро-
вать на такие перегрузки организм
человека.Расчеты не проясняли си-
туацию.Только опыты могли дать
ответ. Понятно,нельзя было посы-
лать испытателей на верную гибель.
И после долгих сомнений в одной
из исследовательских организаций
решили использовать для первых эк-
спериментов трупы.
Эти опыты проводились по лич-
ному разрешению Председателя
Совета Министров СССР Алексея
Николаевича Косыгина.Начальником
стенда ударных перегрузок был инже-
нер-испытатель Анатолий Утыльев.
Трупы привязывали к креслу и сбра-
сывали с большой высоты,регулируя
с помощью крешеров амортизацию
удара при приземлении.Привозили
эти так называемые «биоманекены » из
Московского института скорой помо-
щи имени Н.В.Склифосовского.Там
отбирали только молодых мужчин,
погибших в результате несчастного
случая,но с абсолютно целым поз-
воночником.
После сброса «объекта » с вышки
тело доставляли в анатомический
театр.Патологоанатом производил
вскрытие,изымал для дальнейших
исследований травмированный поз-
воночник,вставлял пластмассовый
и зашивал.На том же транспорте
тело отвозили обратно.
Специалистов интересовало:

под каким углом должно быть

расположено кресло,чтобы

космонавт мог выдержать жесткое

приземление.И какова при этом мак-

симально допустимая скорость паде-

ния.
Анатолий Утыльев рассказал мне,
что всего было использовано 15 или
20 тел умерших людей.В некоторых
экспериментах,по его словам,позво-
ночный столб ломался,как тростинка.
Эти исследования позволили опреде-
лить сравнительно безопасный угол
расположения кресла и космонавта
при приземлении.
«У нас эксперименты с «биома-
некенами » стремятся почему-то за-
малчивать,— удивляется Гридунов.
— А ведь только после такого этапа
можно было поручать продолжение
работ нам,испытателям.В итоге же
космонавтика получила безопасную
систему мягкой посадки.Это очень
важно,и я не понимаю,почему здесь
до сих пор остается белое пятно.Разве
кто-то скрывает,что студенты-медики
обучаются на трупах?»
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Джон Иванович Гридунов

Ну ё-моё :(
Не понимаю, почему картинки не отображаются :(
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Джон Иванович Гридунов:
 
+
-
edit
 

А. Н.

аксакал

Fakir> Выдержки из статьи Виталия Головачёва в журнале "Российский космос":
Fakir> Нынешней осенью Джону Ивановичу
Fakir> исполнилось 80.Он полон сил и энер-
Fakir> гии.

Fakir> В тот летний день 1965-го медики проводили самый
Fakir> рискованный эксперимент.

Ему что — уже почти 40 было? Ни фига себе!
Никогда не бывает настолько плохо, чтобы не могло стать еще значительно хуже. (С. Е. Лец) Уничтоженное зло не обязательно сменяется добром. Может последовать зло ещё худшее. (М. Монтень)  
DE Cormorant #25.01.2007 06:52
+
-
edit
 

Cormorant

опытный
★☆
Примерно в то же в время в одной из стран в другом полушарии.
http://doc-serfar.nnm.ru/...
Cormorant, qui alte volat late - volat praeteritum  
+
-
edit
 

А. Н.

аксакал

Fakir> Всего в испытаниях,по оценкам,
Fakir> участвовало в минувшие десятилетия
Fakir> около тысячи человек,в основном
Fakir> штатных испытателей.Скольким же
Fakir> из них был нанесен вред здоровью,
Fakir> сколько стали инвалидами? Об этом,
Fakir> увы,нет данных. Более того,мне рас-
Fakir> сказывали,что и соответствующие
Fakir> архивные документы якобы унич-
Fakir> тожены. Тем не менее можно пред-
Fakir> положить,что для десятков,если не
Fakir> сотен,участников их работа,мягко
Fakir> говоря,не была полезной.

Fakir> Понятно,нельзя было посы-
Fakir> лать испытателей на верную гибель.
Fakir> И после долгих сомнений в одной
Fakir> из исследовательских организаций
Fakir> решили использовать для первых эк-
Fakir> спериментов трупы.
Fakir> Эти опыты проводились по лич-
Fakir> ному разрешению Председателя
Fakir> Совета Министров СССР Алексея
Fakir> Николаевича Косыгина.

Fakir>Анатолий Утыльев рассказал мне,
Fakir> что всего было использовано 15 или
Fakir> 20 тел умерших людей.

Да, получается, что 15 или 20 трупов использовали "после долгих сомнений", да ещё и с личного разрешения Косыгина, а тысячу живых людей, значит, без долгих сомнений.
Никогда не бывает настолько плохо, чтобы не могло стать еще значительно хуже. (С. Е. Лец) Уничтоженное зло не обязательно сменяется добром. Может последовать зло ещё худшее. (М. Монтень)  
+
-
edit
 

Jerard

аксакал

тысячу живых людей, значит, без долгих сомнений.
 


С живыми проще подписку взял и усе. :)
"Остановите Землю — я сойду" (С) Лесли Брикасс, Энтони Ньюли  
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Так из тысячи испытателей очень немногие работали в особо жёстких режимах. Причём после экспериментов с "биоманекенами"
А колебания при использовании трупов - ну, особенности восприятия моральной стороны дела... Обычное дело, ИМХО.
 
1 2 3 4 5 6

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru