А как же тогда стальные напильники, штихели, пилы, молотки, чеканы, полировальники???. Платиновые тигли? В тиглях из нерж. стали плавка серебра и золота допускается с использованием специальных флюсов. Главное, чтобы окалина не образовывалась. Именно её твёрдые частицы портят основной сплав. А вообще, главное условие для инструмента в ювелирном деле, чтобы его твёрдость была выше твёрдости ювелирного сплава. Вот только крацевальные щётки и верно используют из латуни.
Плавку Ag, Au прекрасно можно делать в лабораторных тигельках-лодочках из неглазурированного фарфора. Раньше они были в любой хим.лаборатории. Длина такого тигелька - 60 мм. В таком можно выплавить слиток около 50 гр серебра. Используется газовая горелка и кварцевая трубка, диам. 40-50 мм, один торец которой наполовину прикрыт донышком из листового асбеста (убран сегмент высотой 10 мм для выхода газов... Кварц лучше также футировать асбестом внутри и из мокрого асбеста вылепить параллельные салазки для установки тигля. На дно тигля засыпается смесь буры с борной кислотой и лом или порошок с ломом драгметалла. Трубка выполняет роль дополнительного диффузора. Её можно подогревать снизу пламенем газовой (бунзеновской) горелки. Можно это делать на конфорке кухонной газовой плиты, постелив лист асбеста, смоченного водой на дно. Такая импровизированная плавильная печь имеет следующие преимущества. Тигель предварительно прогревается огнём конфорки до температуры плавления флюса. Затем внутрь направляется гудящее пламеня ювелирной горелки (на бензине, газе или ацетиленовой) так, чтобы пламя было параллельным оси трубки. При этом возникает зона высокой температуры (до 1100º) почти без градиентов. Всё сразу не нужно класть в тигель. Подождать, пока расплавится начальная масса, осторожно помешивая расплав кварцевой палочкой, затем подсыпать новую порцию лома или порошка и добавить флюса. Так делать до заполнения расплавом 3/4 обьёма тигля-лодочки. Убедившись, что весь твёрдый материал растворился в расплаве, убрать пламя горелки, но пламя конфорки оставить. Через несколько секунд начнётся остывание и кристаллизация расплава. Если всё сделано правильно, флюс не перегрелся и не выгорел, почернев, то вы вскоре увидите, как образуется твёрдое тело-королёк. Силы поверхностного натяжения из расплава формируют нечто похожее на очень вытянутый эллипсоид. Осторожно, в этот момент начинается отслоение уже остывшего до стекла флюса и его отскакивание. Скорость такая, что такая чешуйка может поранить кожу. Так что работать надо обязательно в перчатках и в очках.
Подождав потемнения королька в тигле, достать тигель и бросить его вместе с корольком в 1 л. банку с горячей водой. Тигель и остекленевший флюс растрескиваются и отваливаются, а королёк падает на дно. Достать пинцетом и нагреть горелкой на асбесте до красного каления. Бросить в воду. Этим достигается отпуск и более мелкое зерно. Затем прокипятить в 25% растворе серной кислоты и вновь отжечь. И так несколько раз. Тогда все имеющиеся примеси и окислы (меди) диффундируют вверх и стравятся. Останется сплав необходимой пробы.
Небольшое количество драгметалла (1-5 гр) можно плавить горелкой просто на листе асбеста, сделав в мокром листе ямку нужной формы. Или на куске древесного угля. В последнем случае можно флюс не использовать.
Это не из теории, а из собственной многолетней практики работы на кухне обычной квартиры.
Забыл добавить: тигель можно использовать ТОЛьКО ОДИН РАЗ. Не пытайтесь доставать королёк из расплава, спасая тигель. Такой б.у. девайс у вас обязательно лопнет при следующей плавке и содержимое выльется в печь
Это сообщение редактировалось 08.02.2007 в 22:02