П.З.> Разницу между лунными и имитированными образцами?П.З.> Которую "сразу видно в микроскоп"?П.З.> Даже без учета того, что лунные образцы "экспонировались" МИЛЛИОНЫ лет, а имитированные - ...?П.З.> PS.П.З.> Я не специалист, но мне так кажется, что "от ядерного взрыва" треков не будет вообще, либо они будут крайне редкими и малохольными П.З.> Могу и ошибаться
Ошибаетесь
1.1. Треки в твердых телах
При прохождении через твердое вещество быстрая заряженная частица оставляет нарушение на атомном уровне, ориентированное вдоль траектории ее движения. Эти нарушения называются ядерными треками (или треками заряженных частиц), а материал, в котором регистрируются треки, - детектором. Длина треков различна и изменяется в пределах от менее чем одного микрона до нескольких миллиметров, в зависимости от заряда и энергии частицы, при движении которой они были сформированы, и вещественного состава детектора. Поперечное сечение треков измеряется несколькими наномикронами. При воздействии химического реагента вещество детектора растворяется быстрее в местах линейных нарушений (треков), что позволяет увеличить размер треков и сделать их видимыми в оптический микроскоп (Price, Walker, 1962). Треки, не подвергавшиеся травлению химическим реагентом, обычно называют скрытыми треками, а их наблюдение возможно только с помощью электронного микроскопа при увеличении 50000х (Silk, Barnes, 1959). Размеры и свойства скрытых треков изучались многими исследователями (например, Albrecht et al., 1982; Yada et al., 1987). Основные выводы этих исследований могут быть суммированы в следующем виде. Скрытые треки тяжелых заряженных частиц в минералах имеют центральную зону сильных нарушений размером 5 наномикрон и меньше в поперечнике, эта зона окружена более слабыми нарушениями, охватывающими порядка 10 наномикрон. Вариации в размерах треков зависят, прежде всего, от структуры детектора и от энергии частиц.
При формировании трека происходит серия взаимодействий заряженной частицы с атомами и электронами твердого вещества, в результате чего частица теряет свою кинетическую энергию и, в конечном итоге, останавливается. Процесс потери частицей энергии подробно рассмотрен в (Fleischer et al., 1975; Durrani, Bull, 1987). Отметим, что взаимодействие частицы с электронами атомов детектора лишь замедляет ее движение, но не влияет на траекторию, в то время как, столкновение частицы с атомами не только значительно снижает ее энергию, но и может быть причиной изменения направления движения. Теория формирования треков до сих пор находится в стадии разработки. Наиболее популярная гипотеза предложена Р.Флейшером с соавторами (1975). Согласно этой гипотезе формирование трека происходит в три стадии (см. рис. 1).
Атомная структура треков до настоящего времени является предметом дискуссии. В общем, подразумевается, что нарушения представляют собой узкую зону смещенных атомов. Однако, детальные исследования показывают более сложную картину. Было предложено две модели, описывающих атомную структуру треков. Одна из них разработана французскими физиками и предполагает, что структура трека характеризуется двумя типами дефектов: крупными и точечными, и не является протяженной по всей длине (например, Dartyge et al., 1981). С другой стороны, немецкие ученые показали протяженную структуру трека и описали трек как непрерывный цилиндр с Гауссовым распределением плотности нарушений в радиальном направлении (например, Albrecht et al., 1986).
.2. Деление ядер радионуклидов и формирование треков
Деление ядер - один из процессов распада тяжелых радиоактивных нуклидов. При делении нестабильное ядро распадается на два дочерних фрагмента приблизительно одинакового размера. Деление ядер может происходить как спонтанно, так, и индуцировано при бомбардировке нейтронами, протонами или другими частицами. Примерами реакций деления могут быть:
252Cf ® 108Ru + 140Xe + 4n + Q (спонтанное деление)
235U + n ® 236U ® 90Kr + 143Ba + 3n + Q (индуцированное деление)
При делении ядер высвобождается несколько нейтронов и значительное количество энергии (около 210 МэВ). Эта энергия освобождается в основном в форме кинетической энергии (около 170 МэВ) двух фрагментов ядра, которые разлетаются в противоположном направлении с большой скоростью и несут высокий положительный заряд. При прохождении через кристаллическую решетку твердого вещества эти фрагменты и формируют линейные дефекты, называемые треками.
Способность спонтанного деления характерна только для нуклидов с атомным номером Z ³ 90 и атомной массой А ³ 230, это Th, Pa, U, Np, Pu, и др. Но только 232Th и два изотопа урана (235U и 238U) встречаются в природных материалах в концентрациях, которые могут быть измерены. Как видно из таблицы 1, треки спонтанного деления, наблюдаемые в природных материалах, в основном сформированы за счет деления 238U. Два других изотопа урана и торий имеют слишком низкое содержание и/или гораздо более длинный период полураспада, чтобы производить количество треков спонтанного деления сравнимое с количеством треков распада 238U.
В то время как спонтанное деление ядер радионуклидов обычное природное явление, индуцированное деление происходит в природе очень редко, когда имеется значительная концентрация тяжелых элементов (например, урана) и высокий поток энергии (g-излучение) или частиц (нейтроны или a-частицы). Такие условия известны на урановой шахте Окло (Габон, Африка), представляющей собой уникальный природный ядерный реактор, где индуцированное деление урана весьма значительно (Петров, 1977). Шахта Окло является исключением, обычно в природе не происходит индуцированного деления радионуклидов, а природные треки в подавляющем большинстве представляют собой продукт спонтанного деления 238U. Это главный постулат, на котором основан метод трекового датирования природных веществ. Отметим, что в природных материалах наблюдается еще один вид треков, это треки a-частиц. Они имеют очень короткую длину (0.02-1 mm) и формируются за счет отдачи a-частиц тяжелыми нуклидами при реакциях распада U-Pb, Th-Pb. Треки спонтанного деления 238U и треки a-частиц не возможно спутать из-за значительной разницы в длине, однако, нарушения вызванные a-распадом играют важную роль при химическом травлении треков спонтанного деления (Gleadow, 1981). При делении материнского ядра оба фрагмента получают равный момент импульса (MтVт = MлVл). Однако, ни масса, ни кинетическая энергия частиц не равна. Легкий фрагмент получает большую скорость и сохраняет ионизирующую способность на большей дистанции (см. рис. 2).