Garry_s> Когда вращающийся (относительно продольной оси, заметьте, вот если бы относительно поперечной, то Магнус бы сразу проявился ), снаряд...
Это, типа, шутка?
Garry_s> попадает в поперечный поток, то приобретает угол атаки. Боковая аэрод сила при этом смещена отн ц.м. и создает момент.
А вообще какова центровка снаряда - ближе к нейтрали?
Garry_s> А снаряд, как гироскоп, этот момент начинает отрабатывать: прецессирует. В результате боковая сила и вращается, а за нею и снаряд, по спирали.
Очень наглядно - спасибо!
Garry_s> Но с вычислителем все будет в порядке: исследовали этот пресловутый эффект давно и досконально и его вклад учитывается.
Для стрельбы из танка при боковом ветре - верю, для самолетной ППУ - не особо.
Насколько я понимаю, для расчета поправок нужно достаточно точно знать вектор бокового (для снаряда) потока (направление + сила). А вот получить эту цифру на борту затруднительно:
а) Мерять можно только непосредственно у борта, а там поток искажен, и поправки вводить затрахаешься - это не ПВД.
б) Оказывают влияние такие вещи, как снос и скольжение; теоретически поправки можно ввести, а на практике придется лет десять летать на тарировку по всем высотам, скоростям, углам поворота и возвышения стволов и прочее, и прочее...
в) Вокруг самолета до фига скосов, срывов и т.п., причем зависят они от туевой хучи факторов. И как оценить искажения, которые вносит поток с крыла, через который при определенных углах наведения пролетает снаряд?
г) существует такая вещь, как атмосферные флуктуации, и спрогнозировать их невозможно: у борта плотность/влажность одна, в 20 м от борта - уже несколько другая. Уж если самолеты на высоте 11 км швыряет ощутимо, то про снаряд и говорить нечего - там много не надо (какая, кстати, дистанция срабатывая взрывателя была - не вспомните?)
Так что учитывать-то учитывают, но что из этого учета выходит - х.е.з.
"Я так думаю..." (с)