Реклама Google — средство выживания форумов :)
«Хищники» опозорили Америку
Высшее командование ВВС США пытается представить заграничный вояж суперсовременных машин как «рутинную операцию»
Десять новейших американских истребителей F-22A Raptor из 27-ой истребительной эскадрильи (27th FS «Black Falcons», «Черные соколы») начали прибывать на авиабазу Кадена (Kadeha AFB), расположенную на японском острове Окинава. Однако операция, которая задумывалсь американским командованием как рекламный вояж, закончилась настоящим конфузом.
Два самолета не смогли преодолеть расстояние между гавайской авиабазой Хикам (Hikam AFB) и пунктом назначения: из-за сбоя в бортовом ПО пилоты вынуждены были приземлиться на о. Уэйк.
Как сообщает AFP, на территории Японии дюжина F-22A, предположительно, пробудет от трех до четырех месяцев и за это время примут участие в военных учениях, в том числе – совместных с ВВС Сил самообороны Японии (Koku Jetai). Вместе с истребителями на авиабазу прибыли 260 военнослужащих ВВС США, в том числе 20 пилотов.
Экзамен на три с плюсом
Большинство наблюдателей отмечают некоторые, мягко говоря, «шероховатости» в организации первого зарубежного вояжа боевого подразделения «Хищников». Сначала перелет всепогодных по идее самолетов был отложен из-за плохой погоды. Затем случился сбой ПО, кстати – далеко не первый.
Вообще, как считают сами американцы, низкая надежность бортового программного обеспечения – ахиллесова пята самого дорогого в мире истребителя.
Если на самолетах поколений 4/4+ неполадки компьютера не всегда приводят к срыву выполнения боевого задания, то для «Раптора» в 80% случаев такие сбои превращают самолет в бесполезную боевую единицу.
Конечно, софт рано или поздно доведут до ума, однако данный случай показывает невысокий пока уровень боеготовности боевых частей, вооруженных F-22A (пока это всего лишь 27-ая ИАЭ).
Следует отметить, что во время крупных учений и военных конфликтов переброска на другой ТВД гораздо более крупных подразделений (до авиакрыла включительно) таких проблем не вызывала. И хотя свой первый, относительно серьезный экзамен «Рапторы» сдали на троечку с плюсом, закупки таких самолетов будут продолжены.
По крайней мере в 2007 году на программу F-22A в бюджете Пентагона заложено 1,4 млрд. долл. – это даже больше, чем запрашивали ВВС.
Причем расходы увеличены при одновременном урезании финансирования ряда других программ. Пока к закупке запланировано 183 «Хищника» с возможностью расширения контракта до 210 машин по цене 135 млн. долл. за истребитель, однако, эти планы могут быть скорректированы по мере прогресса программы легкого истребителя – бомбардировщика 5-го поколения F-35 Lightning II.
«Хорош, но не по карману»
Несмотря на пристальный интерес прессы к нынешнему маневру силами, высшее командование ВВС США пытается представить заграничный вояж суперсовременных машин как «рутинную операцию». Командующий 13-й воздушной армией генерал-лейтенант Лойд Аттербэк заявил на днях, что временную переброску самолетов в Японию не надо увязывать с какими-либо событиями в регионе.
Надо думать, что имевшая место в прошлом мсяце переброска в Южную Корею 20 самолетов «невидимок» F-117A как же с событиями в регионе «никак не связанна». Тем не менее, аналитики полагают, что переброска F-22А на Окинаву и демонстрация их возможностей призваны стать своеобразным сдерживающим фактором для Китая и КНДР.
От внимания специалистов не ускользнул тот факт, что эскадрилья «Черный сокол» появилась на тихоокеанском театре всего через несколько недель после того, как Китай официально принял на вооружение новейший истребитель J-10 созданный собственными силами при участии специалистов России и Израиля.
Хотя в технологическом отношении «Раптор» и превосходит J-10, последний считается одним из лучших в мире истребителей в своем классе. Нельзя не отметить и еще один немаловажный аспект этого «операционного тура» 27-ой ИАЭ – его, отчасти, рекламный характер.
Действительно, при колоссальных затратах на программу, которые по некоторым оценкам составили 61 млрд. долл. строительством серии из максимум 200 машин (при первоначальных планах в 750 самолетов) «отбить» вложенные средства не удастся. По этому, естественно, Вашингтон старается заинтересовать новинкой своих ближайших союзников, среди которых Япония занимает не последнее место.
Действительно, Koku Jetai остро нуждаются в замене неприлично древних американских F-4EJ Phantom II чем-то более современным, да и парк основных японских истребителей F-15EJ (производятся по американской лицензии) неплохо было бы «освежить». Однако надеждам на то, что Токио закупит F-22A ничтожно малы.
По сообщению «Асахи симбун» министр обороны страны Фумио Кюма заявил на днях: «F-22 хорош, но безумно дорог. И к тому же американцы вряд ли продадут нам на него лицензию». Примерено те же доводы приводят и израильтяне, добавляя при этом, что для столь дорогой машины на Ближнем Востоке. Разве что это будут те же «Рапторы» осторожный интерес к покупке которых, по некоторым сведениям проявила Саудовская Аравия. Но скорее всего, F-22A так и окажется самым дорогим в мире тактическим истребителем, не имевшим успеха нигде за пределами своей страны.
// ВЗГЛЯД / «Хищники» опозорили Америку