12/3.07
Сначала по поводу 97-й и 190-й ИАД, время прибытия которых на ТВД (о чём я неоднократно писал), мне было неизвестно. Вот нашёл. Игорь Сеидов, Мир авиации 1.93, “Ночной заслон.”, стр.30 :
“В начале января 1952г. в Китай в состав 64 ИАК на замену прибыла новая дивизия ПВО из-под Москвы – 97-я ИАД ПВО – под командованием Героя Советского Союза полковника Шевцова.”
Конец цитаты. Так что вопрос с последней невыясненной сменой и её подготовкой закрыт. Обе дивизии провели на аэродромах второй линии два месяца. Ни одна из них не отмечена в дневных боях.
И дальше. Из разговора с Л. Крыловым я понял, что ни для какой другой цели кроме деблокирования передовых аэродромов и (но это уже по его словам) связывания истребительного заслона Сэйбров на ближайших от Ялуцзян районов, речи быть не могло.
- Упоминаний о деблокировке наших передовых аэродромов почти нет – посмотрите мой постинг 6/11.06 и 21/11.06.
- Упоминаний о вылетах с целью “связывания истребительного заслона Сэйбров” с этой линии я не встречал ни разу и ни в одной статье. Причём если это “связывание” непосредственно над Ялу + 20 км на юг, то это фактически то же, что и деблокировка. Южнее этого рубежа такая задача становится невыполнимой.
Поэтому для прояснения картины соотношения сил в зоне боёв предлагаю разделить их на два района: непосредственно примыкающий к реке Ялуцзян и находящийся над Анджу.
Если над Ялу, то картина получается вот такая... Но сначала по ТТД:
Внутренние баки по ТТД МиГ-15бис вмещают 1080 кг. Внешние пусть даже 2*300=600 л= 460 кг. В книге Л.Крылова “Армада-10”, стр.13 написано, что с ВК-1а возросли все ТТД, за исключением дальности. Она стала меньше на 180 км из-за уменьшения запаса топлива на 40 кг (о нём я сообщил 10/3.07), и увеличения удельных расходов (С). Не часовых, а удельных понимаете? То есть тяга возросла на 20%, но для создания каждого кГ тяги стало тратиться больше кг топлива (видимо это было необходимой расплатой), а насколько не указано. Значит возросли и часовые расходы. А они насколько? По моим рассчётам минимум на 10%. А на рисунках и таблицах все ТТД, присланных из ЦАГИ всё только по РД-45, кроме фиг.80 для ВК-1а. Сравните, кстати, кривые Р расп. для ВК-1а и для РД-45 (фиг.56).
Но поскольку потребные тяги (Р потр.) на МиГ-15 и рассматриваемом МиГ-15бис одинаковы, то до выяснения (а я попытаюсь выяснить) можно брать часовой расход РД-45 + 10%. Так как почти все таблицы и графики даны для самолёта с РД-45, придёться вводить поправки. Вертикальная скорость установившегося набора МиГ-15бис примерно на 15% превышает эту же цифру для МиГ-15, а часовой больше на 10%. Рассчёт сделан только по ведущему группы.
Вот вы подняли полк с Аншаня с набором до 12000м и с курсом на Андунь-Мяугоу.
Если всё в створе, то при наивыгоднейшей скорости набора в среднем 680к/ч истинной (см.табл.1) и максимальном режиме РУД 12300 об/м (а для “биса” 11560), ведущий группы наберёт 12000м за 8,2 мин – (8,2*0,15) = 7 мин. (см.табл.1). Так как средний часовой расход на срединной высоте 6000 м составит 1600 кг/ч + (1600*0,1) = 1760 кг/ч (см. рис 61), то он израсходует примерно 210 кг из ПТБ и пройдёт 80 км по направлению и в них останется 250 кг.
Набрав 12000 м и убрав РУД до номинального режима 11200 об/м (см фиг.80), он будет расходовать 900 кг/ч + (900*0,1) = 1000 кг/ч (см.фиг.61). С ПТБ, которые съедают примерно 50 к/ч на одном и том же режиме (см. фиг.58 и 59), он достигнет истинной скорости (временем на разгон принебрегаем) примерно 920 к/ч (см. фиг.8), приборной 920 * 0,504 = 464 к/ч (см. также фиг.9). Что, при скорости звука (а) на этой высоте равной 1063 к/ч соответствует М= 0,87 (см. также фиг.11).
Летя с этой скоростью ведущий группы достигнет реки Ялу (до которой остаётся 80 км) за 5,2 минуты, израсходовав ещё 90 кг. Общий расход будет равен 210+90=300 кг. Над рекой на высоте 12000 м его остаток в подвесках будет равен 400-300=100 кг.
При обнаружении противника над Ялу подвески, если он хочет выжить, придётся сбросить. Остаток – это полные внутренние баки – 1080 кг. Предполагаемый бой на вертикалях будет обязательно происходить со снижением, так как Сэйбры обязательно будут снижаться, и с переменным (а это значит с повышенным расходом) РУДом (до 80% это будет боевой взлётный режим – Л.Крылов, Армада-10, стр.). И за 10 мин сближения с Сэйбрами-блокировщиками, занятия позиции перед атакой, боя и выхода из него, он, при расходе примерно 2600 кг/ч (см. фиг.61) истратит 400-450 кг и выход из боя будет происходить хорошо ещё на средней высоте – тысячи 2-3. При этом подразумевается, что весь бой происходит над Ялу.
Тогда у него останется ещё 650 кг для возвращения на Аньшань, над которым у него гарантировано будет гореть “Аварийный остаток”, то есть килограмм 300-400 – это на два захода с кругом по 10-11 минут – всё. Общее время полёта составит примерно 40 минут.
При этом я говорил о:
- ведущем группы (полка). У замыкающей пары расход раза в полтора больше.
- курс следования в заданный район совпадает с курсом взлёта
- всё боевое маневрирование происходит в районе Аньдунского аэроузла
- весь бой над Речкой
Если МиГи затянуть на 30-40км юго-восточнее, на Аньшань они уже не вернутся. А если Вы думаете о посадке на передовых, то там и своих хватало – МиГов, выходящих из боёв над Анджу с аварийным остатком. Вы почитайте Самойлова. Причём во времена Самойлова блокировки непосредственно наших аэродромов были, наверное, очень редким явлением. А представьте, что всё это происходит под огнём.
Вот примерно такой ответ на письмо Igor_K от 5/3.07.