АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ
В кормовой части эсминца располагается вертолетная взлетно-посадочная площадка, оборудованная системой принудительной посадки (зависший над палубой вертолет притягивается к посадочной площадке лебедкой, что существенно облегчает посадку в условиях сильного ветра и волнения). Ангар и все системы рассчитаны на базирование одного тяжелого многоцелевого вертолета "Merlin" НМ Mk.1 (не исключена возможность размещения в нем двух "Lynx" HAS Mk.8). Однако, как заявлено в открытых источниках, по "финансовым причинам головной ЭМ пр.45 будет проходить испытания с
более легким и более старым вертолетом "Lynx" HAS Mk.8". Каковы, на наш взгляд, истинные причины этого решения мы рассмотрим несколько ниже.
Прежде всего, корабельный вертолет "сорок пятого" предназначается для проведения противолодочных операций. Как известно, для эффективного поиска и уничтожения ПЛ, поисково-ударное звено должно состоять, как минимум, из двух вертолетов: один "слушает" подводную цель, второй перелетает на следующую позицию для "прослушивания" - этим достигается непрерывность контакта с ПЛ. На ЭМ пр.45 предполагается базирование только одного
вертолета. Но, поскольку эсминец будет использоваться в составе соединения кораблей, также вооруженных вертолетами, этот недостаток нельзя считать критическим.
Вторая задача, для решения которой предназначен вертолет, - это борьба с быстроходными и малоразмерными надводными целями. Эффективность вертолетов при решении этой задачи была подтверждена в ходе прошедших в последние 20 лет вооруженных конфликтов.
Наконец, бортовой вертолет, если в качестве такового будет использован "Merlin" НМ Mk.1, возможно будет использовать для высадки тактических десантов и диверсионных групп, а также поддержки их дей-
// Противокорабельная ранета \"Sea Skua\": длина ракеты 2,5 м, диаметр корпуса 250 мм, размах крыльев 0,72 м
ствий на берегу. Благо в составе экипажа ЭМ пр.45 есть, как минимум, взвод морской пехоты с вооружением, а грузоподъемность этого вертолета позволяет поднять и доставить его в полном составе.
***
Легкий многоцелевой вертолет "Lynx" HMA Mk.8 является дальнейшим развитием принятого в 1974 г. на вооружение английских ВМС многоцелевого корабельного вертолета "Lynx" HAS Mk.2, который в 1982 году стал заменяться на "Lynx" HAS Mk.3. Главное отличие "Lynx" HMA Mk.8 от "Lynx" HAS Mk.3 заключается в увеличенной массе (масса пустого 3290 кг против 2740 кг), более мощных двигателях, увеличении крейсерской скорости полета (255 км/час против 230) и уменьшении габаритной ширины в сложенном виде с 3,75 до 2,94 м, при некотором увеличении высоты (с 3,2 до 3,25 м). Лопасти несущего винта "Lynx" HMA Mk.8 имеют специальные выполненные из пластика по технологии BERP законцовки, что, по заявлению разработчиков вертолета, позволило повысить их аэродинамическое качество на 401. На вертолете установлена тепловизионная поисковая станция "Sea Owl", магнитометр и система сброса радиобуев, активная опускаемая ГАС AN/AQS-18, а также РЛС "Seasprау" Mk.1. В качестве оружия самообороны на вертолете устанавливается система пассивных радиолокационных и тепловых помех. На
внешней подвеске "Lynx" HMA Mk.8 способен, нести малогабаритные противолодочные торпеды Mk 44, Mk 46, "Sting Ray", глубинные бомбы Mk 11 (по 2 шт.) или ПКР "Sea Skua" (до 4 шт.).
***
Весной 1977 г. Министерство Обороны Великобритании определилось с требованиями, предъявляемыми к новому вертолету ПЛО, который должен был заменить находящийся на вооружении ВМС Великобритании "Sea King" HAS Mk.6. В конце 1977 г. компания Westland Helicopters приступила к работе над проектом вертолета, получившего обозначение WG.34 и отобранного в результате конкурса в сентябре 1978 г. Министерством Обороны для дальнейшего проектирования. Примерно в это же время схожие требования вертолету ПЛО предъявило и командование ВМС Италии. В ноябре 1979 г. обе страны договорились о совместных работах в этом направлении, а в июне 1980 г. итальянская компания Agusta и английская Westland Helicopters образовали консорциум European Helicopter Industries и через год - в июне 1981 г. -приступили к проектированию вертолета ЕН.101. Последовавшие вслед за этим маркетинговые исследования подтвердили совместимость требований, предъявляемых к базовой модели ЕН.101, а также к коммерческому грузовому и многоцелевому военно-транспортному вертолетам. Результатом стали решения по разработке морской, гражданской и военной версий вертолета, имеющих общую конструкцию.
Контракт на разработку морского варианта был подписан 7 марта 1984 г, В первый полет вертолет "Merlin" HAS Mk.1 (такое обозначение первоначально получил морской вариант в ВМС Великобритании) поднялся 15 июня 1989 г., а 9 октября 1991 г. был подписан контракт, предусматривающий поставку 50 вертолетов для нужд ВМС Великобритании, уменьшенный впоследствии до 44 ед. С ноября 1990 г. по 1992 г. опытный образец вертолета прешел испытания на фрегатах «Norfolk» и «Iron Duke». 27 мая 1997 г. первый полностью укомплектованный серийный "Merlin" HM Mk.1 (примерно с 1996 г. ВМС Великобритании используют это наименование морского варианта вертолета, поскольку оно наиболее точно отражает его многоцелевую направленность) был предъявлен флоту, а 17 ноября 1997 г. принят им. Первая эскадрилья (824-я) была полностью укомплектована вертолетами "Merlin" 2 июня 2000 г., а 5 декабря 2002 г. завершились поставки всех 44 заказанных флотом машин. Средняя стоимость вертолета составляет порядка $ 25 млн.
Многоцелевой вертолет "Merlin" HM Mk.1 предназначен для поиска и уничтожения ПЛ, борьбы с НК, высадки и огневой поддержки десанта, целеуказания корабельному оружию, разведки, а также проведения поисково-спасательных и транспортных операций. Фюзеляж вертолета выполнен из алюминиевых сплавов с применением композиционных материалов в задних секциях и хвостовой балке. Он состоит из четырех основных модулей (передний и центральный модули общие для всех вариантов, различаются только задний модули и обтекатели хвостовой балки); на морском варианте лопасти несущего винта и пилон хвостового винта складываются автоматически, с возможностью ручного складывания хвостовой балки (хвостовая часть складывается "вниз-вперед", оставляя половинку стабилизатора справа ниже задней части фюзеляжа). Габариты вертолета в сложеном состоянии меньше, чем у предшественника - вертолета "Sea King", что позволяет использовать его без изменения конструкций ВПП и ангаров кораблей.
Силовая установка трехдвигательная, в английском варианте используются газотурбинные двигатели Rolls-Royce Turbomeca RTM 322, имеющие мощность на чрезвычайном режиме 2312 л.с. взлетную - 2100 л.с. и максимальную продолжительную - 1870 л.с. каждый. Установленная на вертолете новая активная система подавления вибраций ACSR (active control of structural responce) снижает их уровень на 80 %. Вертолет имеет высокую степень резервирования и дублирования, а также бортовую, систему контроля за силовой установкой, планером и оборудованием; пятилопастный несущий винт со сложной схемой распределения (передачи) нагрузки и эластомерными подшипниками, концевые части которого выполнены по технологии BERP; че-тырехлопастный качающийся хвостовой винт. Трансмиссия вертолета остается работоспособной в течение, как минимум, 30 минут при отсутствии масла в маслосистеме (60 минут было продемонстрировано на показе).
На вертолете установлена РЛС кругового обзора GEC Ferranti "Blue Kestrel", инерциальная навигационная система на лазерных гироскопах с применением датчиков GPS и радиовысотомером. "Merlin" оборудован внешней спасательной лебедкой и гидравлическим устройством фиксирования на палубе. Для аварийной посадки на воду предусматриваются четыре надувных поплавка. Вертолет оснащается двумя устройствами для размещения и выброса активных и пассивных радиобуев фирмы Chelton, системой слежения за ними GEC Avionics AQS-903, а также опускаемой гибко-протяженной пассивной низкочастотной гидроакустической станцией FLASH Thompson "Sintra" (по другим данным Ferranti/Thomson-CSF), связанной с ней системой обработки акустических сигналов AQS-950 производства GEC Marconi и станцией радиоразведки Racal "Orange Reaper". ОГАС FLASH имеет 750-метровый кабель выпускаемый и убираемый лебедкой. "Merlin" также оснащен устройством выброса тепловых ловушек. На вертолете используются четыре процессора AYK-204.
Вертолет оборудован двумя креплениями для пилонов внешней подвески оружия грузоподъемностью по 480 кг каждый (общая масса вооружения на внешней подвеске до 960 кг). В противолодочном варианте "Merlin" HM Mk. 1 способен нести на них 4 малогабаритные противолодочные торпеды Mk 46 или "Stingray" (реально - две), либо глубинные бомбы Mk 11 Mod 1. Заданием на разработку вертолета предусматривалась возможность применения его для борьбы с надводными целями при помощи ПКР. Единственной ракетой, пригодной для этого, является ПКР "Sea Skua".[1] Но и ее применение на сегодняшний день невозможно из-за недоведенности вертолетной РЛС "Blue Kestrel", До июня 2000 года не было произведено ни одного (даже пробного) пуска этой ракеты с вертолета, нет и фотографий, на которых "Merlin" был бы запечатлен с ракетами. Подтверждением невозможности применения ПКР "Sea Skua" служит решение Министерства обороны Великобритании о начале работ по модернизации вертолетов "Merlin" HM Mk.1 до уровня Mk.2, в ходе которых планируется устранить проблемы с двигателями, трансмиссией и заменить авионику, а также "научить" вертолет применению ПКР. Именно невозможность применения ПКР вертолетом "Merlin" и стала реальной причиной его замены (вероятно, временной) на "Lynx" на борту ЭМ пр.45: после исключения из состава вооружения последнего ПКР "Harpoon", корабль водоизмещением более 7000 тонн стал практически беззащитен даже против маленького ракетного катера. Вертолет с ракетами их шансы уравнивает. Верно или нет это предположение покажет время.
// Пуск ПКР \"Sea Skua\" с вертолета \"Lynx\" HMA Mk.8
// Многоцелевой вертолет \"Merlin\" HM Mk.1 (серийный № ZH854) из состава 824-ой эскадрильи ВМС Великобритании. Авиашоу в Бельгии, 31 мая 2003 года
// Многоцелевой вертолет \"Merlin\" HM Mk.1 с противолодочными торпедами \"Sting Ray\" в качестве боевой нагрузки
// Многоцелевой вертолет \"Lynx\" НМД Mk.8 с подвешенными ранетами \"Sea Skua\". В нижней носовой части вертолета хорошо видет обтекатель РЛС \"Seaspray\" Mk.1, над ним - тепловизионная система \"Sea Owl\".
//[1] консорциум Europian Helicopter Industries образован компаниями Agusta (Италия) u GKN Westland (Великобритаания). После слияния компаний переименован в AgustaWestland International Ltd. [2] С максимальной боевой нагрузкой.
[3] при полном запае топлива во внутренних баках
// Таблица 2
Тактико-технические характеристики вертолетов, пригодных для базирования на ЭМ пр.45
Характеристики "Lynx" НМД Mk.8 "Merlin" HM Mk.1
Фирма-разработчик (страна) Agusta Westland (Великобритания, Италия) EH Industries ' (Великобритания, Италия)
Начало поставок на флот 1995 декабрь 1998 года
Кол-во поставленных вертолетов, ед. модернизация "Lynx HAS Mk.3 44
Экипаж, чел 2 2-3
: Масса, кг:
пустого - 10500
максимальная взлетная 5330 14600
Геометрические размеры, м:
диаметр несущего винта 12,80 18,59
длина общая (с вращающимся винтами) 15,24 22,81
длина в сложенном виде 10,85 15,75
ширина в сложенном виде — 5,20
высота общая 3,67 6,62
высота в сложенном виде 3,25 5,21
Силовая установка:
марка двигателя Rolls Royce
Gem 42-1 Rolls-Royce/Turbomeca RTM322-01
тип, кол-во х мощность, л.с. (кВт) ГТД, 2 х 1120 (835) ГТД, 3x2312 (1725)
Запас топлива, кг - 3408
Скорость полета, км/ч: крейсерская
максимальная ок. 260 260 ок. 300
Практический потолок, м - 4575 |
Радиус действия, км 685 [2] _
Продолжительность патрулирования, ч - 5[3]
Радиоэлектронное РЛС "Seaspray" Mk 1, тепловизор "Sea Owl" РЛС "Blue Kestrel"
Противолодочное ГБ Mk 11, противолодочные торпеды Mk 44, Mk 46 или "Sting Ray" ГБ Mk 11, противолодочные торпеды Mk 46 или "Sting Ray"
Противокорабельное 4 ПKP "Sea Skua" -
Максимальный вес боевой нагрузки, кг - 960