Здравствуйте, Алексей! Долго не отвечал, так как сперва не было времени, а потом ещё и операцию перенес. Сейчас вот только выбрался.
@le}{> Прочтите воспоминания Колесова - там Камнев.
-- ЛЕТЧИКИ, Виктор Иванович Колесов.
...В этот день дежурила наша восьмерка. Подошло время обеда, и вместо моего звена заступило звено капитана Богданова, четыре летчика. В этот момент поступила команда на взлет. Восьмерка взлетела во глазе с капитаном Н. Камневым, заместителем комэска. Она пошла навстречу группе противника, видимой на экране локатора...
-- Да, Колесов действительно говорит – Камнев - хотя тут тоже могла быть описка или у самого Колесова, или у того, кто перепечатывал сюда этот текст.
Но я обратил внимание вот ещё на что: Колесов говорит, что Камнев взлетел во главе восьмерки, а не четверки. Это заявление огромной важности. Я это читал давно и уже подзабыл эти подробности, а сейчас, благодаря вам, прочел вновь и обратил на это внимание. Так что будем делать с этим заявлением? Его просто так не отбросишь. Колесов сам был там и его слова весомы! Кроме того, меня начинает интересовать Богданов. О его судьбе тоже никто ничего не знает.
Вот что говорит Бабич о «Пятом», "Как погиб капитан Каменев в точности неизвестно, но насколько удалось установить автору, проанализировавшему доклады уцелевших участников боя и воспоминания израильских пилотов, опубликованные в западной печати, советский летчик был сбит управляемой ракетой, выпущенной с Миража".
А вот данные с официального сайта ВВС Израиля:
http://www.iaf.org.il/Templates/...
The IAF initiates a dogfight with Soviet pilots stationed in Egypt. Mirages from 'Atalef' Sq. shoot down three MiGs, and Phantoms from 'Patishim' shoot down two more. Two Soviet pilots are killed and three bail out unhurt.
Перевод: ВВС Израиля организовали воздушный бой с советскими летчиками, дислоцированными в Египте. Миражи из эскадрильи Аталеф сбили три МиГа и Фантомы из Патишим сбили ещё два. Два советских летчика погибли сразу, а три успешно катапультировались.
Раз уж мы занялись Колесовым, то можно ещё обратить внимание и на следующие его слова: «Капитан, что вы скажете, если вам предложат защищать дружественный нам народ? Этот вопрос был задан давно, в январе 1970 года, но в памяти — будто вчера. Я не стал спрашивать, кого надо защищать, какую страну, и так было ясно: газеты широко освещали боевые действия Объединенной Арабской Республики с Израилем. Не стал спрашивать и о том, почему такой вопрос задан в частной беседе, понял, что «туда» пойдет не вся наша часть, а только отдельные летчики и что беседа со мной ведется после беседы с командиром полка, после отбора, по его рекомендации. Невольно мелькнула мысль: доверяют, надеются... Не случайно, конечно. И летчик немолодой: пятнадцать лет как окончил училище, и командир звена со стажем, и первый класс получил не вчера, и орденом Красной Звезды награжден за освоение техники... Из полка отобрали всего только шесть человек. Отбор был исключительно жестким, учитывалось: летная подготовка, моральная подготовленность к бою, желание. Нужны были наиболее сильные, наиболее подготовленные. Мы знали, что «там» на американских «Фантомах» и французских «Миражах» летают лишь асы. Полетели не сразу и не в Египет, а в Среднюю Азию, туда, где такие, как и в Египте, пески, знойные ветры, пыльные бури. Как говорится, для адаптации. А главное, для подготовки. И готовились долго, с января до апреля, целых три месяца. Чему только нас не учили! И теоретическая подготовка была, точнее тактическая, и изучение вражеской техники (самолетов), причем в сравнении с нашей. Консультанты — преподаватели академий, летно-тактических курсов, летчики-испытатели рассказывали нам о Фантомах (истребители-бомбардировщики), Миражах (фронтовые истребители), их оружии, летно-технических и тактических данных, сравнивали их с нашими МиГ-21. Все хорошо, подробно, но нам не понравилось то, что слишком уж восхваляли наш МиГ-21, слишком большие преимущества якобы имел он перед аналогичным во всех отношениях Миражем. Больше всего мы, конечно, не в классах сидели, а летали. Никогда не получал я такой богатой тренировки, такой нагрузки. И главное, в пилотаже — основе воздушного боя, в пилотаже на малых высотах с максимальными перегрузками. Летчики знают, как это трудно, сложно, опасно».
-- Так что против лучших израильских пилотов вышли тоже лучшие советские летчики, да ещё после дополнительной спецподготовки. Обращает на себя внимание и оценка израильских летчиков как асов.
Летчик Васильев (Отец Алексея)> ...наше командование решило 'убить сразу двух зайцев': помочь египетской истребительно-бомбардировочной части в атаке на дивизион УРС 'Хок', и в случае боестолкновения проверить выучку своих летчиков. Для этого на аэродром восточнее Каира (названия уже не помню) была направлена эскадрилья самолетов (16 МиГ - 21), где и занималась прикрытием штурмовиков.
-- Но вот что противоречит этому:
Колесов: "...в том-то и сложность, в том-то и трудность, что заходить за канал нам строго заказано. Категорически. Причина? Секретность нашего пребывания. И если летчик, не дай бог, окажется подбитым, он должен упасть на свою территорию".
-- Как же они могли при этом быть эскортом ударников? Ведь это было чревато сбитием над территорией противника? По логике и здравому смыслу, постановка такой задачи советским истребителям действительно кажется маловероятной.
Владимир Заборский «Ни на чем не основанный вывод»:
«...Однако израильские летчики (часть из них офицеры ВВС США, американские евреи с двойным гражданством) просто остерегались боевых столкновений с нашими пилотами. При каждом налете израильской авиации, как только в воздухе появлялись советские истребители, израильские самолеты тут же прекращали выполнение боевой задачи и уходили за Суэцкий канал. Ввиду стесненности маневра наших МиГов (как уже упоминалось, они не могли пересекать рубеж в 10 км от канала) преследование исключалось».
Здесь у Заборского тоже изрядная пропагандистская туфта написана, хоть он сам военный моряк. Кроме всего, он вообще не мог знать служили ли офицеры ВВС США в ВВС Израиля. Но вот обратите внимание на его слова о том, что
преследование за канал исключалось.
Заборский: «Таким образом, наши летчики не уклонились от боя с троекратно превосходящим по силам противником (24 против 8), как это делали постоянно израильские пилоты, и продемонстрировали истинно бойцовский характер. Недаром американский журнал "Лайф" отметил тогда: "Русские остаются русскими".
-- А вот тут у Заборского тоже галлюцинации и литературщина. Причем, если в западных источниках это можно списать на «журналюг», то в данном случае мы имеем дело с советским офицером. Странно, что так хорошо информированный Заборский, знающий даже об американских летчиках в составе ВВС Израиля и даже об их национальности, не знает о том, что израильтяне избегали боев с русскими вовсе не из страха перед ними, а из политических мотивов, нежеланием обострения отношений со сверхдержавой. Кроме того, сведения из других российских же источников опровергают его сказочку о 24 самолетах с израильской стороны. А ещё мне хотелось бы проверить, действительно ли так было сказано в Лайфе. В России есть традиция «поправлять» высказывания в западной прессе. Я один раз поймал случай, когда в русском издании мемуаров Эйзенхауэра был просто-напросто выброшен кусок текста с разговором Эйзенхауэра с Жуковым, хотя это присутствовало в англоязычном оригинале. Попадались и другие случаи подобных вольностей русских пропагандистов.
Кстати, очень двойственное впечатление оставляют и статьи полковника Бабича. С одной стороны, там имеется много интересного и безусловно профессионального, но есть и просто агитки и вообще настоящие залепухи.
Заборский: «"Мираж", по которому выпустил ракету Юрченко, видимо, был уничтожен, поскольку израильские поисково-спасательные вертолеты очень долго кого-то разыскивали за каналом».
-- Видите как безапелляционно заявляет Заборский. Он не говорит – Возможно разбился. Он говорит с гораздо большей долей уверенности – видимо был уничтожен. Он не сомневается, наш морской офицер, хотя он профессионал, а не журналюга. Тем более это недостойно с его стороны.
Заборский: «Капитан Сыркин приезжал к нам на флагманский корабль эскадры с информацией офицерам штаба о некоторых деталях боя (привожу по памяти). "Когда мы сблизились по наведению с групповой целью, - рассказывал он, - она вдруг рассыпалась, и перед нами почти в строю фронта как бы облавой оказалось больше десятка - не успел сосчитать - самолетов. Опознал их визуально как Миражи».
-- Этот момент интересен тем, что в адрес израильских летчиков было высказано опровержение, что они не могли сосчитать самолеты противника. А вот Сыркин говорит, что сосчитал, что Миражей было больше десяти. И что-то я не видел претензий в его адрес о том, что он не мог этого сделать. А то ведь, если русский летчик насчитал более десяти, то и израильский мог чуть точнее сосчитать 16, возможно у него были чуть лучшие условия для счета.
@le}> С Котмие (если туда была перебазирована 1 аэ, в чем я сомневаюсь) самолеты могли взлетать только на поддержку штурмовиков. Мог быть такой расклад:израильское командование было хорошо информировано о предстоящей операции и ее начало приурочило именно к старту самолетов 1аэ. ЭТО ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ! Но считать их участниками боя даже в такой ситуации по меньшей мере смешно.
-- А вот посмотрите, что пишет Бабич:
«22 июня, в соответствии с планом ранее разработанной операции, звено, МиГ-21 пилотируемых советскими летчиками, в предрассветных сумерках скрытно перелетело на один передовой аэродром Катамия. где летчики заняли так называемую «нулевую» степень готовности. При этом пары МиГ-21 с работающими двигателями поочередно с интервалом в 10 мин дежурили на ВПП».
Видите, что Бабич пишет о Котмии? И израильские источники сообщают, что с Катмии взлетели МиГи во время рассматриваемого нами боя. Так что вопрос о Котмии отнюдь небезоснователен.
Бяка> Статус советских пилотов не позволял вести активных наступательных действий. Это уже способствует потери инициативы.
-- Почему же? Они должны были вести активные действия по перехвату израильских самолетов. В чем проблема?
Бяка> Техника, на которой летали советские пилоты, не оптимизирована на перехват. Это фронтовые истребители, для которых перехват не является основой работы.
-- Почему? МиГ-21СМ, на которых были советские летчики, был вполне себе неплохой перехватчик. Во Вьетнаме они именно этим и занимались. И в Египет их прислали именно с этой целью.
Бяка> Задачи, ставящиеся перед советскими пилотами, не предполагали воздушные бои. Только перехват.
-- Почему??? В ВВС Израиля не было Б-52 или каких-либо других стратегов. А перехват Миражей и Фантомов как раз подразумевал почти неизбежный воздушный бой.
Бяка> А не надо удивляться. Когда отправляли пилотов для участия в воздушных боях, то им эти задачи ставили, тактику отрабатывали
-- В приведенном мной выше рассказе свидетеля событий, летчика Колесова, говорится, что они прошли спецподготовку в Марах, где отрабатывали именно ведение воздушного боя, причем даже с конкретным акцентом на Миражах и Фантомах.
@le}{> Скорее приобрести опыт реальных боестолкновенийБяка> А кому он нужен? Его, этот опыт, в мирной жизни применить никак нельзя. Очень это хлопотно. И устаревает он очень быстро. Через это столько раз проходили, что это стало аксиомой.
-- Ну, вообще-то боевые летчики готовятся к войне, а не к мирной жизни. Только это и оправдывает само их существование. Боевой опыт всегда очень важен. Он всегда очень поучителен. И вы никогда заранее не можете знать, как долго он будет применим. Да, когда от винтовых самолетов перешли к реактивным, это во многом обесценило прошлый опыт, хотя тоже нельзя сказать, что совершенно обесценило. Но с реактивных машин в 70-х не собирались переходить на какие-то другие. А ракеты уже были. Они конечно совершенствовались, но каких-то революционных перемен не намечалось.
Бяка> Советские пилоты, в Египте, вовсе не горели желанием воевать за Египет.
-- На войне выбор прост: или ты, или тебя. Тут не до высоких материй. Летчик в бою защищает себя лично и своих товарищей. Назвался груздём, полезай в кузовок. Ничего не попишешь.
Бяка> Однако, когда перед той же советской авиагруппой поставили другую задачу, прикрытие полётов МиГ-25, над "противником", они получили право на самостоятельные активные действия, кроме ударных и над территорией, занятой Израилем, то никого из них и их подопечных израильтянам сбить не удавалось. Потому, что работали они по своим сценариям.
-- Не скажите. Скорее всего, опять сыграли роль политические мотивы. Израиль намеренно избегал обострения отношений со сверхдержавой.
Израильских контрсценариев такого рода наверное просто не было.
Бяка> Не только. Думали, что направляются на перехват 2-х НЕВООРУЖЁННЫХ разведчиков.
Отсюда и высылка двух четвёрок. Последовательная атака парой.
-- Русские как раз утверждают обратное. В большинстве их источников говорится, что они видели 4 Миража. Я уже не говорю о тех случаях, когда они видели аж 16 Миражей.
Бяка> Я могу обьяснить, почему СССР не пошёл на эскалацию конфликта с Израилем.
-- Ну,объясните. Это интересно.