Д.В.> О! ...продолжим.
Памятливый45>> При движении в центральном поле:
Памятливый45>> 1-эллиптической
Памятливый45>> 2-параболической
Памятливый45>> 3- гиперболической
Памятливый45>> 4-и никакой другой.
Памятливый45>> При движени системе Земля-Луна я не знаю как назвать орбиты.
Д.В.> С Земли на Луну - эллиптическая. Обратно - тоже, если смотреть с Земли, я если с Луны то параболическая. Да это и не важно. Главное суть понимать....
Снова хочу возразить
Параболическая траектория будет если мы сядем с попадающей траектории на Луну.
Если лететь сначало от Земли по эллиптической облётной траектории, затем перейти на селеноцентрическую (эллиптическую), а затем совершить посадку снова по эллиптической орбите, то ни в какой точке такая комбинация орбит не выведет ЛМ на параболическую траекторию.
Д.В.> Астрофизикой не занимаюсь, ибо не моя это специальность.
Уважаемый Дядюшка В.В. движение трёх тел -задача механики. И если ВЫ знаете законы притяжения двух тел то Вы можете понять все расчёты в программе Ехел.
Д.В.> ...Предпочитаю верить специалистам. Если вы не верите и у вас есть вопросы по функционированию математическо-физической модели - вам сюда:
Д.В.> http://orbit.m6.net/Forum/default.aspx в раздел Space maths & physics forum. Там на вопросы отвечают создатели орбитера.
Разбирать чужие алгоритмы - тяжелая работа.
Почитайте например того же Егорова, который попадающую орбиту в 57 году рассчитал.
Утонишь в формулах. Зато считать можно на логарифмической линейке. Но в экселе уже всё гораздо проще для восприятия. И отсутсвует каторжная работа безвесных учёных, которые упрощали расчёты.
Памятливый45>> А рекомендованная мною модель лишена потребности верить-не верить она наглядна, она открыта и в ней ничего кроме основных законов физики нет.
Памятливый45>> Ниже ВЫ поймете почему я рекомендую немного знать законы физики.
Д.В.> Я то фундаментальные законы знаю. А вы?
Д.В.> Д.В.>> Вот например в орбитере когда планируешь траекторию полёта на Луну с земной орбиты - оперируешь в начале только скоростью и моментом старта. И твоя задача в том, чтоб так прирастить скорость корабля - чтоб он вышел на такую еллиптическую орбиту, что пролетит около Луны на данном растоянии - или попадёт в неё. И это не важно.
Памятливый45>> То есть попадёт в заданную область?
Д.В.> Именно.
Д.В.> Д.В.>> Нет никакой разницы - пролетит или попадёт. Конечно в границах - если пролетит в 10 000 км то разница уже есть. Но для малых величин - нет. Почему? Потому, что на таком, как в начале полёта, расстоянии влияние всякой фигни (типа несферичного поля, гравитации других планет) таково, что точка встречи с Луной гуляет туда сюда.
Памятливый45>> Уважаемый Дядюшка ВВ!
Памятливый45>> Скажите просто несферичность планет , влияние Солнца и прочих планет не принимается в расчёт.
Памятливый45>> ИЛИ принимается, но как случайное по величине и направлению воздействие.
Д.В.> Принимается в расчёт. Как - ссылка выше. Кстати не несферичность планет а несферичность грав. поля планет. Одно пораждает другое.
Д.В.> Д.В.>> Теперь надо рассказать про то, что значит попасть в Луну. Это означает прилететь с Земли по такой эллиптической орбите, у которой радиус до перицентра (то есть пункт наиболее близкий к центру масс тела) меньший, чем радиус тела.
Всё таки давайте выразимся попроще.
Чтобы попасть в Луну надо чтобы расстояние от ЛА до центра Луны было меньше радиуса Луны.
Памятливый45>> Давайте не будем называть эту орбиту эллиптической.
Д.В.> А как её иначе называть, если она таковой является?
Памятливый45>> Она была бы эллиптической -если бы мы приняли массу Луны равной нулю.
Памятливый45>> Кстати в указанной мною модели -это просто
Памятливый45>> Введите в D6 Ноль и посмотрите как бы летел КА по эллиптической орбите.
Д.В.> Ну вы даёте. В D6 вписывается радиус а не масса. Но это не важно - главное, что при выводе корабля на траекторию полёта к Луне носитель и не догадывается о том, что корабль встретит на пути гравитацию Луны - и выводит его на теоретическую орбиту, которую я нарисовал на рис. 1. Именно так летел бы Аполлон, если бы не Луна. В полёте уже гравитация Луны искривляет траекторию так, что она становится похожа на ту самую "восьмёрку". Кстати - тут необходим точнейщий расчёт по перицентру. При ошибке гравитация Луны может изменить траекторию так (рис. 2) или так (рис. 3). И в том и в другом случае потребуется корректа траектории. И тут главное:
Д.В.> В вашем экселе рисуюется вид орбиты - так, как её увидел бы наблюдатель. Теоретические расчётные орбиты на каждом этапе - еллиптические.
Д.В.> Д.В.>> Но это тоже еллиптическая орбита.
Памятливый45>> НУ давайте эту восьмёрку в первоначальном примере эллиптической орбитой не называть.
Д.В.> Объяснено.
Надеюсь и про параболлическую траекторию тоже Вами понято.
Д.В.> Д.В.>> Так вот. Если скажем мы летим на Луну с целью в неё попасть (попадающая траектория) но вдруг передумали и захотели выйти на её орбиту - корректа очень невелика и даже двигатель можно не включать, а работать RCS-ами.
Памятливый45>> Вы имеете ввиду не включать основной ЖРД, а придать нужное ускорение двигателями ориентации.
Памятливый45>> Да! На начальной стадии полёта это проходит.
Д.В.> И не только. Радиус перицентра легко корректируется RCS-ами и в 6000 км от поверхности Луны.
Д.В.> Д.В.>> Поэтому кстати Аполлон облетал Луну - а вот ступень 4Б (которая летела по той самой орбите что и Аполлон) ударялась в Луну. Вы видите, насколько мало требуется энергии для такого превращения - пустая ступень в десятки тон весом выполнила корректу без проблем.
Памятливый45>> Уважаемый дЯДЮШКАв.в!
Памятливый45>> Правильно ли я Вас понял, что пустая ступень используя собственные двигатели ориентации совершила коррекцию и была направлена в Луну по попадающей траектории.
Памятливый45>> Тут два вопроса:
Памятливый45>> 1. имела ли указанная ступень двигатели ориентации, или её ориентировали двигатели ориентации ОК или ЛМ?
Памятливый45>> 2. Зачем пустая ступень направлялась в Луну?
Д.В.> А вы этого не знали? Вы не знали, что начиная с Аполлона 13 пустые ступени Сатурн-4Б направлялись по попадающей? Это ужасно! Как можно опровергать Аполлон не зная матчасти? Ну да ладно.
(Уважаемый Дядюшка В.В. -но я то не опровергаю полёт астронавтов на Луну.
У меня есть гипотеза, согласно которой астронавты отстыковавшись от ОК подобно Третьей ступени Сатурна-5 прилетели на Луну и сели по попадающей траектории.)
Д.В.> Ступень имела что-то вроде RCS - но насколько помню не по всем осям. А ударялась она для того, чтоб вызвать сейсмические коллебания, регистрируемые апаратурой предыдущих Аполлонов.
Надеюсь Вы не будете отрицать, что ОК сделал коррекцию, чтобы выйти на орбиту, которая выводит его в окресность луны. Коррекцию увода от попадающей траектории.
Д.В.> Д.В.>> Теперь посадка. Посадка является сами понимаете чем - обнижением орбитальной скорости до 0.
Памятливый45>> Я не понимаю Ваше определение.
Д.В.> Старый скажет почему
Памятливый45>> Уважаемый ДядюшкаВ.В.
Памятливый45>> Что-то не так.
Памятливый45>> Мне казалось что при посадке апогцентр находится на поверхности в точке посадке, а перицентр в центре масс планеты.
Памятливый45>> Мы же договорились что скорость будет равна нулю. Я её называю горизонтальной -Вы орбитальной, я бы её назвал тангециальной. Но главное точка посадки - это апоцентр.
Памятливый45>> Ну например вы прыгаете через кирпич.
Памятливый45>> В это случе Вы летите по эллиптической траектории с апоцентром близким к вашему центру масс а перицент на доли милиметра тходит от центра масс Земли.
Д.В.> Ну это естественно! Я ведь имел в виду другое - показать на что используется энергия двигателя.
Вы забыли посчитать перывый маневр на лунной орбите, чтобы выйти с облётной орбиты на селеноцентрическую орбиту.
Затем операция с перицентром.
Но беда в том, что у эллиптической орбиты скорость, а в перицентре не нже первой космической скорости у поверхности Луны.
Поэтому пройдя перицентра, оставшийся на 16 километровой высоте Лунным модуль начал гасить уже первую космическую в пределах Луны (по версии НАСА) То есть начиная с 16 километровой высоты нам надо погасить горизонтальную скоростьв 1,7 км/с.
...
Памятливый45>> Чем отличается последние 20 метров посадки на паращюте и на реактивном самолёте.
Памятливый45>> Для простоты примера рассмотрим самолёт,который в начале посадки (высота 25 метров) выбросил тормозной паращют и отключил двигатели.
Памятливый45>> НА обоих действует центральное поле на обоих действует аэродинамическое сопротивление паращюта.
Памятливый45>> И оба сядут на землю. Но ПАрашютист сядет с вертикальной скоростью 6метров в секунду без горизонтальной состаляющей, а самолёт с такой же скоростью вертикальной ,но с некоей горизонтальной составляющей.
Памятливый45>> Пустячёк, детали.
Памятливый45>> Но для того
Памятливый45>> , чтобы сесть самолёту понадобятся шасси, аэродром, спечиальное аэронавигационное оборудование, посветка полосы, помощь диспетчера и так далее. Кстати нужен пилот, который умеет садиться.
Памятливый45>> А парщютисту нужен только такой паращют, которым самолёт тормозится.
Памятливый45>> И запасной паращют для безопасности.
Памятливый45>> Так Вот у Лунного модуля в версии НАСА нехватает как раз описанных мною неоднократно деталей которые позволили бы ему сесть с низкой селеноцентрической орбиты и напротив было всё для безопасной посадки с попадающей орбиты.
Д.В.> То есть вы не понимаете как гасилась горизонтальная скорость? Это очень просто объяснить - гасилась горизонтальной составляющей тяги двигателя, которая образуется при его наклоне от вертикали. То есть:
Д.В.> Вначале ЛМ тормозил с двигателем в горизонтальной линии. Постепенно - по мере того, как скорость уменьшалась он всё более и более "выравнивался" - чтоб в свою очередь уравновешивать возрастающую силу тяжести. В конечном итоге он таким оюразом полностью погасил горизонтальную скорость и завис. Дальше уже ясно.
Премного благодарен за простой ответ.
Однако, обратите внимание на то, что самолёт у Земли и паращютист у Земли. Освоили пока посадку без манёвра на 90 градусов.
Начиная с древности есть изобретения посадки с поворотом вектора скорости на 90 градусов.
Но вот с надёжностью такого манёвра пока очень плохо.
Посадка с попадающей орбиты оличается тем, что падаем практически отвесно. Оси аппарата во время торможения неподвижны относительно инерциальной навигационной системы.
Наклоны аппарату делать не надо. Напротив Основной режим системы управления - противодействовать наклонам.
Давайте вызовем у Вас ассоциацию с существовавшей в 60-е года ракетной техникой.
Помните там был термин "угол бросания"
Так вот стартовав на безопасную для наземного ракетного стола МБР дальше ориентируется в пространстве под определённы углом -"углом бросания" ивесь активный участок гироскопы "держать оси".
К чему Я Вам все это объясняю - к тому , что астронавты могли остаться в Лунном модуле на протяжении всего полёта от Земли к Луне по попадающей траектории.