[image]

Война в Корее

Теги:авиация
 
1 30 31 32 33 34 35 36
+
-
edit
 

Igor_Km

втянувшийся

Таким образом, действия 64-го авиакорпуса в небе Кореи и Маньчжурии в течение всей войны в Корее 1950— 1953 гг. отличались высокой интенсивностью и напряжением. Советская авиация постоянно действовала ограниченными силами и средствами против авиации противника, однако это не мешало ей одерживать убедительные победы в воздушных боях.
Советская истребительная авиация действовала в оборонительных целях, прикрывая важнейшие объекты на территории Северной Кореи и Маньчжурии.
В ее задачу входила защита этих объектов, преследование американских истребителей осуществлялось только в ограниченном воздушном пространстве над территорией Северной Кореи. Даже выход в воздушное пространство Корейского залива был для советских Мигов запрещен специальными директивами из Москвы.
Эта главная задача была успешно выполнена советской истребительной авиацией.
Советские летчики продемонстрировали высокое мастерство и отличную выучку. Их самоотверженный ратный труд сыграл важную роль в достижении военно-политического урегулирования в Корее на выгодных для Северной Кореи и Китая условиях.
***
Конец главы.
   
+
-
edit
 

Igor_Km

втянувшийся

**
Для разрядки)))))
Небольшой образчик армейского юмора—
Выход в воздушное пространство Корейского залива был для советских Мигов запрещен специальными директивами из Москвы.
Реакция Москвы на свои же директивы.

***
К июлю 1952 г. в Москву с Корейского ТВД прислали второй Ф-86, на этот раз модификации Е.
За два с половиной месяца до этого, 13 мая 1952, самолет, пилотируемый полковником Уокером Махуриным, был сбит огнем зенитной артиллерии2'9.
***
К лету 1951 г. успехом завершились и американские попытки завладеть советским МиГ-15. Им удалось выполнить эту задачу, когда подбитый МиГ-15 упал в мелководье Корейского залива и был поднят американскими и английскими морскими специалистами. По этому вопросу военный министр СССР 30 августа 1951 г. был вынужден докладывать лично И. В. Сталину.
Документ
«В соответствии с Вашими указаниями мною направлены Белову, а также командующим войсками военных округов, воздушных армий и ВВС округов прилагаемые указания по самолету МиГ-15.
Василевский.
Корреспонденту № 3 тов. Белову Копия: Пекин тов. Красовскому
1. Только из американской и английской прессы, а не от Вас нам стало известно, что примерно около месяца тому назад американцами и англичанами был извлечен из воды самолет МиГ-15, сбитый в боях над западным побережьем Северной Кореи. Самолет лежал на мелком месте в водах Северной Кореи в районе острова Синбито, где и был обнаружен английскими самолетами.
Английские и американские военные суда совершенно безнаказанно произвели работы по извлечению самолета вблизи от побережья, занятого северокорейскими и китайскими войсками, вблизи от аэродромов базирования авиации Вашего корпуса.
Вам известен тот интерес, который проявляли и проявляют американцы и англичане к нашему самолету МиГ-15, и Вы неоднократно предупреждались о принятии мер к тому, чтобы не допустить захвата его противником.
Только в результате Вашего попустительства и бездеятельности мог быть захвачен американцами под носом Вашей авиации и на глазах северокорейских и китайских войск самолет МиГ-15 и тем самым нанесен большой вред нашей советской авиации и вооруженным силам.
2. Обязываем Вас:
а) Дать объяснение:
— почему Вами своевременно не было донесено о падении сбитого нашего самолета МиГ-15 в море вблизи побережья Северной Кореи?
— почему Вами не были приняты необходимые и своевременные меры по извлечению из воды самолета МиГ-15 или его уничтожению, в то время как американцами он был не только обнаружен, но и извлечен?
— как могло случиться, что операция по извлечению самолета МиГ-15 была произведена, и совершенно безнаказанно, английскими и американскими судами под носом Вашей авиации и на виду у северокорейских и китайских войск?
б) Доложить, что Вами предпринято, чтобы впредь это ни в коем случае не повторилось.
3. Кроме того, из той же прессы нам известно, что еще ранее до подъема американцами самолета МиГ-15 ими был захвачен поврежденный двигатель также с самолета МиГ-15.
Донесите, что Вам известно по этому вопросу.
Василевский Штеменко.
***
Кто продал англо- американским интервентам секреты двигателя „Роллс - Ройс”
**
Документ
Главнокомандующим групп войск Командующим войсками военных округов Командующим воздушными армиями Командующим ВВС военных округов Главкому ВВС Советской Армии Командующему войсками ПВО страны
Мы располагаем данными, что американцами от неизвестного для нас источника получен двигатель с самолета МиГ-15, который ими детально изучается.
Вам должен быть понятен тот интерес, который проявляли и проявляют американцы и англичане к нашему самолету МиГ-15 и его двигателю, превосходящим по качеству современные иностранные самолеты-истребители, а отсюда стремление американцев и англичан во что бы то ни стало захватить их.
Ввиду особой важности этого дела для нашей советской авиации и для вооруженных сил обязываем Вас:
1. Тщательно проверить и донести, не имел ли место в Вашей армии или ВВС округа тот или иной случай пропажи двигателя к самолету МиГ-15, в результате чего он мог бы попасть в руки американцев.
2. Допуская возможность, что американцы сообщили эту информацию не на основе полученного двигателя, а в результате поступивших к ним данных о нем, проверить и доложить, не проболтался ли кто-либо из личного состава Вашей армии или ВВС округа о характеристике двигателя самолета МиГ-15 и тем самым не вскрыл ли секретные данные о нем.
3. Принять серьезные меры к тому, чтобы исключить возможность проникновения во враждебный нам лагерь не только образцов нашей боевой техники и агрегатов к ней, но и каких-либо сведений о них.
Василевский Штеменко»240
   
+
-
edit
 

510-th

опытный

Я так понял, что Вы решили всё перепечатать "врукопашную". Тогда необходимо указывать страницы документа. А может всё-таки попробывать опубликовать сами документы,под Вашим аватаром? Хотя получается, что для этого ещё нужен и пароль. Не знаю, что делать. Попробуйте через Bums-а - он вроде предлагал.
   

Bums
xo

аксакал

я и сейчас предлагаю, с аватарами возню городить смысла нет, просто укажу, что предоставлено тем-то и тем-то.
   
+
-
edit
 

Igor_Km

втянувшийся

Всем привет.
Я действительно попробую передать в «живом виде» (ИМХО-- с ними много лучше работать ( может и на другие форумы растащат)))
*
Кстати, я тормоз :( ---- подумал что ув.510 th сам сбросит не менее ув. Bums файлы ;((
*

Еще раз подчеркиваю— никаких приоритетов на информацию не имею и не претендую.
Кто хочет, размещайте под любым именем.
**
510 th-- это только что была ( искл. утопленный МИГ)—последняя часть 8 главы книги (стр.334-356)
Источник всех документов и фрагментов (фрагменты нарезал не я, а ее авторы)
«ЦАМО РФ Коллекция документов».
Я предполагаю, что речь идет о 1993 г.—«Генштаб рассекретил большую серию документов "корейской коллекции". На основе этих документов Историко-архивный и военно-мемориальный центр Генерального штаба подготовил Сборник документов "Военное сотрудничество СССР и КНДР 1945--1963 гг.". В который, вошло более 200 документов.
Они освещают они различные стороны военного сотрудничества СССР и КНДР, в т.ч. и вопросы участия личного состава 64-го иак в БД на Корейском полуострове.
   
+
-
edit
 

Igor_Km

втянувшийся

О работе с аэр. Мукдена ночников (1953)
///
... Не всегда советская истребительная авиация и зенитная артиллерия достигали успеха в противоборстве с бомбардировщиками противника. Нередко имели место и неудачи.
Так, в ночь с 10 на 11 мая 1953 г. авиация противника нанесла бомбовый удар по аэродрому Аньдун. Советская истребительная авиация не смогла отразить этот удар, что и стало предметом специального разбирательства.
19 мая заместитель главкома ВВС Советской Армии доложил министру обороны СССР о причинах и уроках этого боя.
**
Документ
«Причины неудовлетворительного выполнения задачи истребителями и зенитной артиллерией 64-го истребительного авиационного корпуса по отражению налета вражеской авиации на объекты в районе г. Аньдун в ночь с 10 на 11 мая 1 953 г., как видно из объяснения тов. Слюсарева, были следующими:
1. Налет по объектам в районе г. Аньдун в ночь на 1 1 мая с. г. противником был осуществлен самолетами Б-29 в сплошной облачности на высотах 7500—8000 м с применением активных и пассивных радиолокационных помех.
2. Исключительно неблагоприятные метеорологические условия — нижняя кромка облачности 200 м при видимости 1,5 км с последующим понижением ее в районе аэроузла Аньдун до высоты менее 1 00 м, с осадками и горизонтальной видимостью менее 1 км. Верхняя кромка облачности 12 000 м. Все близлежащие сопки были закрыты облачностью, что исключало возможность поднимать ночные истребители с аэродромов Аньдунского аэроузла. По этой причине отражение налета производилось только силами 147-го иап 133-й иад, базирующегося на аэродроме Мукден в 220 км от г. Аньдун.
3. Радиолокационные помехи, а также отражения от сплошной массы облачности засвечивали экран выносного индикатора радиолокационной станции «Перископ», применяющейся в 64-м иак для наведения истребителей в ночных условиях, что затрудняло определение координат своих истребителей и их наведение на самолеты противника.
4. Эффективность огня зенитной артиллерии из-за применения противником радиолокационных помех и ведения стрельбы на предельную дальность была низка.
5. Существующий в 64-м иак план отражения налетов бомбардировочной авиации недостаточно четко освещал использование имеющихся сил и средств в сложных условиях воздушной обстановки.
Главнокомандующим ВВС даны командиру 64-го иак указания о тщательном разборе действий истребителей и зенитной артиллерии при отражении налета бомбардировочной авиации противника на объекты в районе г. Аньдун и о пересмотре имеющегося плана по отражению подобного налета.
В связи с большими своими потерями за период с 14 по 16 мая и малоэффективными действиями истребителей корпуса тов. Слюсареву посланы указания.
Маршал авиации Вершинин»241.
(стр.332-333)
Интересны адресаты рассылки (после смерти И.В.С.)
241 ЦАМО РФ. Коллекция документов. Д. 157. Л. 2-3.
На документе имеется личная резолюция Н. А. Булганина: «Разослать тт. Василевскому А. М., Жукову Г. К., Соколовскому В. Д., Штеменко С. М. Булганин. 19 мая 1953 г>.
   
+
-
edit
 

Igor_Km

втянувшийся

***
Советские истребители в боях: итоги 1950—1951 гг.
Активные боевые действия советских асов с американскими начались с ноября 1950 г. Действовавшие в составе 64-го иак 151-я и 28-я истребительные авиадивизии, а с декабря — 50-я авиадивизия расширили зону своих действий за пределы Маньчжурии на территорию Северной Кореи. Однако большое удаление аэродромов базирования этих двух авиадивизий от китайско-корейской границы не позволяло советским истребителям вести достаточно эффективную борьбу с воздушным противником. За ноябрь летчики двух дивизий сбили 31 самолет противника, потеряв при этом 3 своих экипажа.
Обстановка начала меняться с декабря 1950 г., когда на китайский аэродром Аньдун возле самой границы с Кореей была перебазирована советская 50-я истребительная авиационная дивизия.
За декабрь 1950 летчики этой дивизии сбили 37 самолетов противника, потеряв 4 своих экипажа.
Среди наиболее характерных недостатков в деятельности советской истребительной авиации в эти первые месяцы войны в воздухе были «холостые» вылеты Мигов.
Отсутствие должного опыта управления и наведения истребителей в бою, сложности с организацией системы управления и связи, отсутствие необходимого боевого опыта у летного состава приводили к тому, что вылетавшие Миги с противником в небе не встречались или самолеты противника успевали заранее уйти из-под удара советских истребителей.
Об этих и других проблемах и трудностях, с которыми столкнулись летчики 64-го иак в первые месяцы боев, говорится в обзоре боевых действий корпуса с ноября по декабрь 1950 г., составленном штабом соединения 9 января 1950 г.
   
+
-
edit
 

Igor_Km

втянувшийся

Фрагмент документа
«Активные боевые действия против авиации противника авиасоединения иак начали с ноября 1 950 года, когда рубеж действий нашей истребительной авиации был выдвинут на территорию Северной Кореи. 28-я иад с аэродрома Ляоян и 151-я иад с аэродромов Аньшань и Мукден по данным РТС ПУН (Аньдун) стали производить боевые вылеты на перехват самолетов противника в район китайско-корейской границы, в основном в район Аньдун, Сингисю.
Авиация противника в этот период вела активные боевые действия по объектам тыла в Северной Корее, направляя свои основные усилия против подходящих резервов, путей сообщения и мостов через р. Ялуцзян в районе Сингисю.
Боевые действия наших истребителей с первых же дней носили активный наступательный характер. Противник в воздушных боях нес большие потери. За ноябрь месяц 28-я и 151-я иад сбили 31 самолет противника, потеряв при этом три своих экипажа.
Боевые действия авиасоединений до декабря месяца в значительной степени затруднялись большим удалением района базирования от района их действий. С перебазированием 50-й иад на аэродром Аньдун район боевых действий иак значительно расширился, и активность действий наших истребителей повысилась.
50-я иад, начав боевые действия с 1 декабря, вела их в более сложной воздушной обстановке. Противник, понеся большие потери в воздушных боях в ноябре месяце, с 6 декабря начал действовать силами истребительной авиации, введя 17 декабря в бой свой новейший реактивный истребитель типа Ф-86 со специальной задачей борьбы с нашими самолетами МиГ-15. Одновременно противник увеличил состав своих групп
до 20—24 истребителей, действуя одновременно несколькими группами, эшелонированными по высоте и в глубину.
Все это в целом значительно затрудняло 50-й иад ведение боевых действий, которая до 15 декабря на аэродроме Аньдун имела всего 28 боевых самолетов, а боеготовых экипажей — не более 20—24. Для усиления действий 29-го иап на аэродром Аньдун перебазировался 177-й иап, первоначально, 15 декабря — одной эскадрильей и 20 декабря — всем составом.
Это мероприятие в условиях сложившейся к этому времени воздушной обстановки полностью себя оправдало.
177-й иап 50-й иад до перебазирования на аэродром Аньдун боевые вылеты для наращивания сил 29-го иап в воздушных боях производил мало, причем все вылеты, вследствие большого удаления аэродрома базирования от района боевых действий, как правило, заканчивались кратковременным патрулированием в районе Аньдун, Сингисю без встреч с самолетами противника.
Перебазировавшись на аэродром Аньдун, 177-й иап вел наиболее активные действия, только за два дня — 22 и 24 декабря летным составом полка было сбито 9 Ф-86.
Всего 50-й иад за декабрь месяц в воздушных боях было сбито 37 самолетов противника, свои потери — 4 экипажа.
Изменение воздушной обстановки оказывало большое влияние на характер и результаты боевых действий наших истребителей. В период с 1 ноября по 6 декабря, когда у противника в прикрываемом нашими истребителями районе действовали бомбардировщики и истребители, в основном устаревших типов, авиасоединения иак произвели 488 боевых самолетовылетов, сбив при этом в воздушных боях 42 самолета противника.
Из них только 4 истребителя более новой конструкции типа Ф-84. За период с 7 по 31 декабря, когда противник вел боевые действия силами одной истребительной авиации и введя в бой свой новейший истребитель типа Ф-86, 50-й иад произведено 585 боевых самолетовылетов, при этом в воздушных боях было сбито 26 реактивных истребителей, из них 1 8 Ф-84 и Ф-86. Таким образом, на один сбитый самолет противника приходится в первый период 1 1 самолетовылетов наших истребителей. Увеличение количества самолето-вылетов во второй период объясняется в основном трудностями перехвата скоростных и маневренных самолетов.
Соотношение потерь, несмотря на менявшийся характер боевых действий противника и различную материальную часть, применявшуюся им, в обоих периодах одинаково и равно 1:8.
Основная боевая задача иак — прикрытие переправ и электростанций в районе Аньдун, а также других объектов на территории Северо-Восточного Китая авиасоединениями корпуса выполнялись полностью, самолеты противника за весь период боевых действий к этим объектам не были допущены.
Задача по прикрытию путей сообщения и других объектов тыла на территории Северной Кореи соединениями иак выполнена частично. Авиация противника систематически вела штурмовые действия по ж. д. и автогужевым перевозкам, а также по войскам на маршах.
Основными причинами недостаточного прикрытия объектов Северной Кореи нашими истребителями являются:
1. Вблизи китайско-корейской границы имелся один аэродром (Аньдун), с которого действовала 50-я иад. Аэродромы базирования 28-й и 151-й иад находились на большом удалении от китайской границы.
Истребители, поднимавшиеся с этих аэродромов для наращивания сил в бою, в район боя приходили с опозданием.
2. Часть наших групп, вылетавших на перехват, встреч с противником не имела. Так, 21 декабря 1950 года произведено 26 самолетовылетов, из них только 4 МиГ-15 вели бой с восьмеркой Ф-86. За три дня — 1 8, 26 и 28 декабря 1950 года произведено 74 самолетовылета, встреч с противником не было.
В целом в декабре месяце до 40% всех боевых самолетовылетов, произведенных нашими истребителями, закончилось без встреч с самолетами противника.
3. Отсутствие действенной системы радиолокационного обнаружения, воздушной разведки и оповещения частей о воздушной обстановке. Фактически авиасоединения иак получали данные о воздушной обстановке только от РТС ПУН Аньдун, которая просматривала воздушное пространство в радиусе до 130 км от города Аньдун. Командиры авиасоединений не
нали воздушной обстановки не только над территорией противника, но и над большей частью своей территории.
Не было также данных о действиях самолетов противника в непосредственной близости от Аньдуна на низких высотах, т. е. вне видимости РТС.
Значительный процент «холостых» вылетов, т. е. когда группы наших истребителей, вылетавших на перехват, противника в воздухе не встречали, объясняется:
а) Самолеты противника типа Ф-51 и Ф-80, как правило, встреч с нашими истребителями избегали. При подходе наших самолетов к району боевых действий противника последние немедленно на большой скорости уходили в направлении своей территории.
Догон из-за небольшой разности скоростей, а также потому, что самолеты противника быстро выходили из зоны видимости РТС, не всегда был возможен.
б) Недостаточно четкой работой ПУН по обнаружению и наведению в условиях активных действий авиации противника, в основном из-за необеспеченности их радиотехническими средствами связи.
в) Дополнительными трудностями в наведении и в перехвате, возникавшими при действиях против скоростных самолетов. Это подтверждается приведенными выше примерами о количестве самолетовылетов, приходящихся на один сбитый самолет противника по периодам боевых действий в зависимости от воздушной обстановки.
г) В некоторых случаях командир 50-й иад опаздывал с подъемом своих истребителей, и тогда наши самолеты вынуждены были действовать вдогон уходящему противнику, что, безусловно, снижало возможность его перехвата.
Воздушные бои наши истребители в основном вели группами в восемь самолетов (иаэ). При одновременном вылете нескольких групп они, как правило, действовали по различным целям. Взаимодействие между группами при действии по одной и той же цели, вследствие имевшихся недочетов в системе обнаружения и наведения, а также недостаточной организации боя и подготовки к воздушному бою на земле,
было отработано недостаточно. Наши группы, следующие в район воздушного боя для наращивания сил, часто противника не встречали и не могли, следовательно, оказать помощь тем группам, которые вели в это время воздушные бои. Так, например,
— 4 декабря было обнаружено две группы самолетов противника по 10 истребителей в каждой. Для перехвата с аэродрома Аньдун было поднято 30 МиГ-15. В воздушном бою участвовало четыре МиГ-15 с восемью Ф-86, остальные наши самолеты в бою не участвовали;
— 30 декабря на перехват 16 Ф-86 было поднято 18 МиГ-15. Противника перехватила наша группа 4 МиГ-15 и вела с ним неравный воздушный бой. В бою был поврежден один наш самолет. Остальные наши самолеты в бою не участвовали, так как противника в воздухе не встретили.
Военные действия авиасоединения иак за период ноябрь — декабрь 1950 г. характеризуются данными, приведенными в таблице:
Наименование 28-я иад 151-я 50-я Всего
ноябрь иад иад
ноябрь декабрь

Количество боевых самолето- 151 251 677 1079
вылетов
Количество групповых воз- 7 18 33 58
душных боев
Сбито самолетов противника, 16 15 37 68
в том числе:
Б-29 6 1 5 12
РБ-45 - _ 1- 1
Ф-47 2 _ - 2
Ф-51 1 8 - 9
Ф-80 7 4 И 22
Ф-84 _ 2 8 10
Ф-86 - _ 12 12
Свои потери:
Летчиков 2 1 4 7
Самолетов МиГ-15 2 1 6 9
Боевое напряжение авиачастей в период интенсивных боевых действий составляло 122 боевых самолетовылета на одного летчика. Большего напряжения летному составу давать былонельзя ввиду того, что воздушные бои, обычно проходившие на больших высотах, сильно сказывались на его переутомлении. В отдельные дни в 29-м иап 50-й иад количество летчиков, отстраненных от полетов по состоянию здоровья, доходило до 10—1 3 человек, а в среднем за декабрь месяц составляло 7 человек»242.
   
+
-
edit
 

Igor_Km

втянувшийся

Поправлю таблицу )))

Наименование 28-я иад — 151-я--- 50-я-- Всего
ноябрь --- ноябрь --- декабрь

Количество боевых самолето- 151-- 251-- 677--- 1079
вылетов
Количество групповых воздушных боев 7-- 18- 33-- 58

Сбито самолетов противника, 16 — 15-- 37-- 68
в том числе:
Б-29 --6- 1- 5= 12
РБ-45 0 - 0- 1= 1
Ф-47 2-0-0= 2
Ф-51 1- 8- 0=-9
Ф-80 7- 4- 11= 22
Ф-84 0-2- 8 = 10
Ф-86 0- 0-12= 12
Свои потери:
Летчиков 2- 1- 4= 7
Самолетов "МиГ-15" 2- 1- 6 = 9
***
Опыт первых боев советских асов на самолетах МиГ-15 с современными истребителями США показал также и некоторые недостатки и недоработки конструкторов Мигов. В документах штаба 64-го иак эти недостатки были сформулированы следующим образом:
— при скоростях свыше 900 км/ч и на высотах более 10 000 м появляются трудности с управлением самолетом;
— малый запас горючего в сравнении с самолетами противника, особенно на высотах до 5000 м;
— недостаточная прочность рулей высоты;
— отсутствие броневой защиты летчика спереди;
— малая эффективность тормозных щитков;
— отсутствие противоперегрузочного костюма у летчика, вынужденного испытывать в бою перегрузки до 7-8 g.
Выявленные недостатки позволили конструкторам и инженерам определиться с направлениями дальнейшего совершенствования и модернизации самолета МиГ-15. С другой стороны, знание слабых мест своих истребителей позволяло советским летчикам успешнее решать боевые задачи в реальных столкновениях с самолетами противника.
16января 1951 г. командир Оперативной группы ВВС Советской Армии в Китае генерал-полковник авиации С. А. Красовский, в подчинение которого первоначально входил 64-й авиакорпус, поставил перед подчиненными частями задачи по боевой подготовке на 1951 г.:

Отсканированы (стр-334-340)
   
+
-
edit
 

Igor_Km

втянувшийся

А вообще книга хорошо описывает классическую ситуацию «хотели, как лучше, а получилось как всегда....:(
**
64 ИАК вводили в бой временно – до набора боеспособности ОВА-- где-то на полгода –восемь месяцев. Ну а получили…..
(Через ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА те же планы были в Афганистане)
   
+
-
edit
 

Igor_Km

втянувшийся

Документ
До поручения указания главнокомандующего ВВС СА по боевой подготовке на 1951 г. ставлю следующие основные задачи:
1. Истребительным авиадивизиям продолжать находиться в повышенной боевой готовности и надежно прикрывать охраняемые объекты согласно плану боевого использования.
2. Проверить технику пилотирования летного состава, восстановить уровень боевой подготовки эскадрильи, полка, достигнутый к концу 1950 г.
3. Совершенствовать технику пилотирования, боевое применение в составе звена, эскадрильи в простых и сложных метеоусловиях.
4. В истребительных авиадивизиях провести по 2—3 воздушных боя в составе звена, авиаэскадрильи с учетом опыта боевых действий.
5. Летную подготовку планировать и проводить из расчета: в истребительных авиадивизиях — 3—4 часа налета, в бомбардировочных и штурмовых — 2—3 часа налета на каждого летчика в месяц.
64-й иак:
1. 50-й иад и частью сил 151-й и 324-й иад во взаимодействии с китайской и корейской авиацией продолжать выполнять боевую задачу по прикрытию ж. д. станций, мостов: Аньдун, Пхеньян, Цзинань и тыла войск севернее 38-й параллели.
2. 151-й иад закончить передачу китайским товарищам материальной части (самолеты МиГ-15) и технического имущества и быть готовыми к переучиванию китайских летчиков.
3. 324-й иад до 5 января 1951 г. закончить сборку и облет материальной части, к 20 января 1951 г. проверить технику пилотирования летного состава, отработать боевые порядки звена, авиаэскадрильи, провести по 2—3 воздушных боя с учетом опыта проведенных последних воздушных боев и продолжать дальнейшее усовершенствование в технике пилотирования и боевого применеия
4. 162-й бад:
а) из прибывающего на пополнение китайского летного состава сформировать китайские полки, дивизии, проверить технику пилотирования и приступить к подготовке пары, звена и эскадрильи, способных действовать в составе эскадрильи днем в простых метеоусловиях на средних высотах;
б) до 1 января 1951 г. составить перспективный план боевой подготовки и программу тренировки китайского летного состава и к 15 января 1951 г. представить мне на утверждение.
5. 186-й шад: 15-му шап — весь китайский летный состав выпустить самостоятельно на самолете УИл-10, дать самостоятельную индивидуальную тренировку на самолете Ил-10.
13-му шап продолжать совершенствование китайского летного состава в технике пилотирования и групповой слетанности в составе пары, звена, эскадрильи и отработать боевое применение — одиночно и парой.
Продолжать совершенствование техники пилотирования, боевое применение своего летного состава в составе звена, эскадрильи днем и ночью и в сложных метеоусловиях, только кадрам.
6. 1 86-й шад «Ф»:
а) продолжать совершенствование техники пилотирования и боевое применение своего летного состава в составе звена, эскадрильи, полка кадрам ночью и в сложных метеоусловиях;
б) к 15 января 1951 г. быть готовым к приему китайского летного состава. По прибытии китайских летчиков сформировать учебные подразделения и приступить к теоретической подготовке с последующим переходом к летной работе.
Провести сборы с летно-техническим составом, назначенным для переучивания китайских летчиков, на этих сборах изучить методику и опыт 28-й и 151-й иад.
7. 17, 144, 328-й иад проводить систематическую тренировку летного состава в технике пилотирования. Отрабатывать боевые порядки в составе звена, эскадрильи на средних и больших высотах. На учебном самолете продолжать полеты ночью с кадрами и ночными эскадрильями.
Быть готовым к приему и переучиванию молодого китайского летного состава.
Авиадивизиям, получающим летный состав на переучивание во 2-ю очередь, облетать материальную часть, проверить технику пилотирования летного состава, отработать боевые порядки в составе звена, эскадрильи, уделив особое внимание воздушному бою на средних и больших высотах в составе звена, эскадрильи.
Продолжать полеты на учебно-боевом самолете ночью и в сложных метеоусловиях.
8. 297-й иад:
а) до 15 января 1951 г. закончить прием материальной части и переучить летный состав 401-го иап на самолете Ла-9;
б) продолжать тренировку всего летного состава по закреплению уровня боевой подготовки, достигнутого к концу 1950 г.
Ночным эскадрильям продолжать полеты ночью на УЛа-9 и Ла-9.
9. До 15 января 1 951 г. разработать программы летной и наземной подготовки с китайским летным и техническим составом и представить их мне на утверждение.
20 января 1951 г. быть готовым к приему и обучению китайского летного и технического состава.
По наземной подготовке
1. Проверить реальность планов наземной обороны аэродромов и охраняемых объектов ПВО путем объявления частных и общих боевых тревог.
2. Истребительным авиадивизиям отработать планы ПВО по прикрытию охраняемых объектов во взаимодействии с районами ПВО, закончить оборудование командных пунктов и в январе провести командно-штабное учение на тему: «Боевое использование истребительной авиации ПВО крупного промышленного объекта (города)», после которого по этой же теме провести летно-тактическое учение с задачей проверить систему оповещения и наведения с подъемом самолетов из готовности № 1, № 2.
Летно-тактические учения провести с обозначением самоле- тов «противника». Самолеты «противника» будут выделены из других соединений моим указанием.
3. Разработать темы по командно-штабному учению и летно-тактическому учению, представить мне на утверждение за 1 0 дней до их проведения.
4. Всем авиадивизиям наземную подготовку планировать и проводить в строгом соответствии с задачами летной подготовки,
которая обеспечивала бы безаварийную летную работу и высокие показатели УБП в частях и соединениях.
5. При проведении наземной подготовки с личным составом особое внимание должно быть уделено:
— отличному знанию инструкций и наставлений, регламентирующих летную работу;
— знанию материальной части, ее эксплуатации на земле и в воздухе, уходу и сбережению с учетом климатических условий района дислокации;
— знанию летно-тактических данных самолетов США и Англии, принимающих участие в боевых действиях и находя щихся на вооружении;-
— изучить аэродромную сеть Кореи, острова Тайвань и Японии, театр военных действий;
— вероятные направления, маршруты и способы действия авиации.
6. Марксистско-ленинскую подготовку и политические занятия планировать и проводить в строгом соответствии и указания- ми по программе ГлавПУра.
7. При подготовке офицеров штабов авиасоединений и частей основное внимание должно быть уделено знанию своих функциональных обязанностей, тактико-технических данных своих самолетов и противника, оперативно-тактическому кругозору.
8. Обслуживающим ОАТБ:— изучить театр военных действий в тыловом отношении, все местные возможности, могущие быть использованными для снабжения и обеспечения авиации;
— провести с офицерским и отдельно с сержантским составом методические сборы по обучению китайских товарищей;
— с китайскими товарищами проводить теоретическую и практическую подготовку, а также сколачивание подразделений, обратив особое внимание на сбережение и изучение боевой техники, совершенствовать свою личную оперативно-тактическую подготовку.
9. Во всех частях и подразделениях установить распорядок дня, отвечающий требованиям Устава внутренней службы Советской Армии, который исключал бы всякие происшествия.
10. От всего офицерского состава требую повысить требовательность к себе и своим подчиненным, исключить случаи нарушения воинской дисциплины, а к ее нарушителям применять строгие меры дисциплинарного воздействия.
Командир Оперативной группы ВВС Красовский Начальник штаба Оперативной группы ВВС Ермохин»243.
Таким образом, начальный период боевых действий советских летчиков с американскими асами показал как преимущества, так и недостатки в организации и осуществлении перехвата воздушных целей противника. Стороны на этом этапе вырабатывали тактику и приемы воздушного боя, старясь найти слабые места друг у друга. И хотя, по данным советских источников, противник в первые два месяца понес значительные потери в технике, лишившись 68 самолетов, что в 8 раз превышало потери советской стороны, это не было победой. Авиация США по-прежнему полностью господствовала в воздухе, а немногочисленная советская истребительная авиация в полной мере выполнить поставленные перед ней задачи была не в состоянии.
К весне 1951 г. авиация противника значительно снизила активность боевых действий мелких групп истребителей-бомбардировщиков. Совсем прекратились дневные полеты разведчиков и бомбардировщиков. Наступил пе-
Стр. 341-345
   
+
-
edit
 

Igor_Km

втянувшийся

Наступил период воздушных боев крупных групп истребителей Ф-86 с Мигами за господство в воздухе.
Такое изменение в тактике действий авиации противника было вызвано прежде всего усилением авиационной группировки советской авиации: в состав 64-го авиакорпуса прибыли 324-я и 303-я авиационные дивизии на истребителях МиГ-15 бис.
Боевая деятельность советской истребительной авиации в небе Кореи за первый год с ноября 1950 по сентябрь 1951 г. в целом отличалась повышенной активностью. Однако период боевых действий корпуса с 1 ноября 1950 по июнь 1951 г. характеризовался незначительным количеством сил, одновременно привлекаемых к ведению боевой работы. Это объяснялось, с одной стороны, отсутствием аэродромов в районе китайско-корейской границы и, с другой, отвлечением летного состава на выполнение задач по переучиванию китайских и корейских летчиков.
С июня 1951 г., после ввода в строй аэродрома Мяогоу, представилась возможность сосредоточить на аньдунском аэроузле одновременно две дивизии, что позволило резко повысить активность действий советских истребителей и заставить авиацию противника значительно сократить действия в районе севернее рубежа Анею.
Боевая деятельность 64-го авиакорпуса по отражению ударов американской авиации на стратегические объекты Северной Кореи и Северо-Восточного Китая к лету 1951 г. достигла высокого напряжения. Об этом свидетельствует, в частности, боевой приказ командира корпуса подчиненным соединениям и частям от 31 июля.
Документ
«1. Авиация противника группами от 4 до 30 бомбардировщиков типа Б-29, Б-26 и штурмовиков Ф-80, Ф-51 под прикрытием до 60 истребителей непосредственного сопровождения и в «заслонах» типа Ф-86, Ф-84 и Глостер «Метеор» продолжает наносить сосредоточенные и эшелонированные удары по аэродромам, коммуникациям, переправам, населенным пунктам и подходящим резервам корейских и китайских войск на территории Северной Кореи от линии фронта до рубежа Сенсен, Сиодзио. В плохих метеоусловиях группами истребителей до 4—8 самолетов и ночью одиночными бомбардировщиками действует в основном с целью разведки в районе Син-гисю, Сиодзио и в приграничных районах Китая на аньдунс-ко-мукденском направлении.
2. 64-й иак продолжает прикрывать от ударов с воздуха и воздушной разведки авиации противника мосты и переправы через р. Ялуцзян, электростанцию, аэродромы и другие объекты тыла в районе Аньдун, Сингисю, Сиодзио и коммуникации на территории Северной Кореи, не выходя за береговую черту и рубеж Пхеньян, Гензан. Одновременно находится в готовности к отражению возможных налетов авиации противника на объекты Северо-Восточного Китая на аньдунско-мукден-ском направлении.
Решил: объекты в районе Аньдун, Сингисю прикрывать всеми силами истребительной авиации и зенитной артиллерии корпуса; одновременно составом двух иад, путем нанесения периодических мощных ударов по наиболее важным группам бомбардировщиков и штурмовиков противника, прикрывать коммуникации на территории Северной Кореи, действуя: на перехват полковыми и дивизионными группами на средних и больших высотах до рубежа Эйдзю, Дзюнсен и способом свободной «охоты» эскадрильскими группами на малых высотах до рубежа Пхеньян.
3. 3-я и 4-я иад ВВС НОА Китая прикрывают объекты Северо-Восточного Китая в районе Мукден, Ляоян, Аньдун.
Зенитно-артиллерийские части китайских войск прикрывают от ударов с воздуха ж. д. мосты через р. Ялуцзян в районе Аньдун.
4. 303-й иад с 1 августа 1951 г. в течение светлого времени суток быть в готовности вылетами в составе полковых и дивизионных групп на перехват из положения дежурства на аэродроме отражать налеты авиации противника на объекты Северной Кореи до рубежа Эйдзю, Дзюнсен и Северо-Восточного Китая на аньдунско-мукденском направлении путем уничтоже ния его бомбардировщиков и штурмовиков, частью сил связывая боем их истребители прикрытия; вылетами эскадриль-ских групп на свободную «охоту» уничтожать штурмовики противника, действующие на малых высотах, до рубежа Пхеньян. При действии в общем боевом порядке корпуса находиться в ударной группе с задачей уничтожения бомбардировщиков и штурмовиков противника.
Ежедневно иметь: один полк в готовности № 1, один полк в готовности № 2 и один полк в готовности № 3.
Напряжение: на день — 160 самолето-вылетов, на месяц — 1 600 самолето-вылетов.
5. 324-й иад с 1 августа 1951 г. в течение светлого времени суток быть в готовности вылетами в составе полковых и дивизионной групп на перехват из положения дежурства на аэродроме отражать налеты авиации противника на объекты Северной Кореи до рубежа Эйдзю, Дзютсен и Северо-Восточного Китая на аньдунско-мукденском направлении путем уничтожения его бомбардировщиков и штурмовиков, частью сил связывая боем их истребители прикрытия: вылетами эскадрильских групп на свободную «охоту» уничтожать штурмовики противника, действующие на малых высотах, до рубежа Пхеньян.
При действии в общем боевом порядке корпуса находиться в прикрывающей группе с задачей связать боем истребительные «заслоны» и передовые группы истребителей противника.
Ежедневно иметь: один полк в готовности № 1 и один полк в готовности № 2.
Напряжение: на день — 80 самолетовылетов, на месяц — 600 самолетовылетов.
6. 151-й иад, находясь во втором эшелоне корпуса, с 1 августа 1 951 г. в течение светлого времени суток составом одного полка быть в готовности к отражению налетов авиации противника на объекты Северной Кореи до рубежа Сенсеи, Сиодзио и Северо-Восточного Китая на аньдунско-мукденском направлении. При действии в общем боевом порядке корпуса находиться в группе резерва с задачей наращивания сил 303-й и 324-й иад. Посадка после выполнения задания — на аэродроме Аньдун.
7. 351 -му иап с 1 августа 1 951 г. в течение темного времени суток вылетами одиночных истребителей Ла-1 1 с аэродрома подскока Аньдун на перехват и патрулированием в зонах СПП уничтожать освещенные лучами прожекторов самолеты противника на ближних подступах к объектам в районе Сингисю, Аньдун за зоной огня своей ЗА. Полеты вне границ СПП, зон ожидания, входных и выходных ворот и в зоне огня ЗА производить в каждом отдельном случае с моего разрешения.
Перебазирование дежурных экипажей на аэродром Аньдун производить за час до наступления темноты. Посадка после выполнения задания — на аэродроме Аньшань.
Напряжение: на ночь — 8 самолетовылетов, на месяц — 240 самолетовылетов.
8. 87-й зенад с 1 августа 1951 г. прикрывать от ударов с воздуха и воздушной разведки авиации противника аэродромы Аньдун и Мяогоу.
9. 92-й зенад с 1 августа 1951 г. прикрывать от ударов с воздуха и воздушной разведки авиации противника мосты и переправы через р. Ялуцзян в районе Аньдун, аэродром Сингисю и подходы к аэродромам Аньдун и Мяогоу с северо-востока.
10. 10-му прожекторному полку с 1 августа 1951 г., создав световое прожекторное поле в границах Аньдун, Рюгампо, Сярен-кан, Дзэсанси, Гисю, обеспечить действия истребителей 351-го иап по уничтожению самолетов противника на ближних подступах к объектам в районе Аньдун ночью, освещая воздушные цели одновременно не менее чем тремя прожекторами.
11. Истребителям категорически запрещается выходить за береговую черту и рубеж Пхеньян, Гензан. В зоне огня своей ЗА действуют согласно «Плановой таблице взаимодействия».
Взаимодействие ночных истребителей с прожекторами осуществляется согласно «Плановой таблице взаимодействия» и инструкции по взаимодействию.
Взаимодействие с ЗА китайских войск, прикрывающей объекты в районе Аньдун, организует командир 92-й зенад.
12. Подъем истребителей в воздух производится по команде с КП иак.
Наведение и управление истребителями в воздухе — с КП иак с использованием КП иад и ВПУ иак.
Управление огнем ЗА — с КП зенад.
На КП командира ИА иметь ответственных офицеров от соединений ЗА для информирования своих частей о воздушной обстановке и действиях своих истребителей.
13. Я с рассвета 1 августа 1951 г. на КП иак — шахты Телешу. Мои заместители: заместитель командира иак и начальник штаба иак, запасной КП иак — аэродром Аньдун. ВПУ иак № 1 — Фуциори, ВПУ иак № 2 — Хакусен.
14. Донесения представлять: о вылете и посадке своих самолетов, об открытии и прекращении огня ЗА и об освещении самолетов противника прожекторами немедленно по телефону на КП иак; о результатах действий за вылет (налет) — через 40 мин. после посадки истребителей или прекращения огня ЗА по телефону на КП иак; за день (ночь) — нарочным или шифром к 22.00 в штаб иак.
Штабам авиасоединений за час до рассвета докладывать график дежурства полков с указанием количества самолетов в группах, индекса ведущих групп и времени смены готовности, все изменения в графике в течение дня — немедленно по телефону на КП иак.
Командир 64-го истребительного авиационного корпуса гв. генерал-майор Белов
Начальник штаба 64-го истребительного авиационного корпуса полковник Суслин»244.
* * *
стр. 346-350 (чуть не конца страницы)
   
+
-
edit
 

Igor_Km

втянувшийся

Конец-350 стр.и 351
**

Состояние 64-го истребительного авиационного корпуса к осени 1951 г. достаточно подробно представил его командир генерал И. В. Белов.
Фрагмент документа
«Боевой и численный состав корпуса на 15 сентября 1951 года. Авиационные соединения:
— 151-я иад: самолетов МиГ-15 — 52. Остаток ресурса двигателей — 48%. Летчиков — 61, из них временно отстраненных от полетов по состоянию здоровья 11 человек и один не подготовлен к боевым действиям. Всего боеготовых экипажей — 49. Дивизия подготовлена к боевым действиям в составе полка днем на средних и больших высотах в простых метеоусловиях. В настоящее время дивизия передает материальную часть корейской иад.
— 303-я иад: самолетов МиГ-15 бис— 85, из них: 4 самолета без бустерного управления и на боевое задание не используются. Остаток ресурса двигателей— 48%. Летчиков — 100, из них 21 человек временно отстранен от полетов по состоянию здоровья. Всего боеготовых экипажей — 79. Дивизия подготовлена к боевым действиям в составе полка днем на средних и больших высотах в простых метеоусловиях.
— 324-я иад: самолетов МиГ-15 бис — 52. Остаток ресурса двигателей— 49%. Летчиков — 54, из них 22 из-за болезни и переутомления отстранены от полетов. Всего боеготовых экипажей — 42. Дивизия подготовлена к боевым действиям днем в простых метеоусловиях на средних и больших высотах в составе полка и днем в сложных метеоусловиях — в составе аэ; 20 экипажей подготовлены к боевым действиям ночью в составе пары, но имеют перерыв в полетах ночью 5 месяцев.
Дивизия ведет непрерывные боевые действия в течение 5,5 месяцев, в силу чего летный состав сильно устал.
— 351-й иап: самолетов ЛА-1 1 — 20, из них 4 самолета неисправные — требуют замены моторов. Остаток моторесурса — 35,8%. Летчиков — 30. Полк подготовлен к боевым действиям днем в простых метеоусловиях на средних и больших высотах в составе 30 экипажей, в сложных метеоусловиях в составе эскадрильи — 22 экипажа и ночью одиночно и парой — 20 экипажей.
Всего корпус имеет 189 самолетов МиГ-15, при неисправности — 2% и со средним остатком ресурса двигателей— 48%.
Некомплект самолетов выражается: МиГ-15 — 10, МиГ-15 бис- 17, Ла-11 - 1.
Укомплектованность частей и соединений корпуса личным составом составляет 93,6%, укомплектованность генералами и офицерами — 93,7%.
Качественное состояние личного состава вполне обеспечивает успешное выполнение поставленных боевых задач»2"*5.
   
+
-
edit
 

Igor_Km

втянувшийся

По мнению командира корпуса И. В. Белова, 64-й авиакорпус был готов успешно выполнять поставленные перед ним задачи. Однако несмотря на такой вывод, комкор отмечал также «сильную усталость» летчиков, некомплект самолетов, неподготовленность двух дивизий к полетам в сложных метеоусловиях и тем более ночью.
Определенное представление об итогах боевой работы 64-го корпуса за период с 1 ноября 1950 г, по 15 сентября 1951 г. дает следующая таблица из справки-доклада командира корпуса генерала И. В. Белова:
Фрагмент документа246
Виды боевой работы 28-я чад 50-я над 151-я над 324-я над 303-я иад иак
Продолжительность боевых действий (дней) 30 68 82 166 131 320
Количество боевых самолетовылетов 151 11% 993 2731 3757 8828
Сбито самолетов противника 16 61 39 82 102 300
Свои потери: летчиков 5 5 6 7 25
самолетов | 2 7 6 17 15 47
Однако уже к началу декабря 1951г. учтенные потери противника выросли почти наполовину, а количество потерянных в боях Мигов составило 63 машины.
Соответствующая справка была подготовлена начальником Генерального штаба Советской Армии 9 декабря 1951 г. и направлена А. П. Поскребышеву.
Документ
«На Ваш запрос сообщаю, что за все время боев авиацией и зенитной артиллерией в Корее за период с 1 ноября 1950 г. по 6 декабря 1951 г. сбито 569 самолетов противника.
Нашей истребительной авиацией сбито 510 самолетов, из них:
Б-29 - 40 Б-26 - 1 Б-45 - 2 Ф-94 - 8 Ф-86- 172 Ф-84-132 ф.80-101 Ф-51 -22 «Метеор-4» — 32
Сбито огнем нашей зенитной артиллерии 59 самолетов.
Наши потери — 63 самолета МиГ-15 и МиГ-15 бис и 30 человек летчиков. В зенитных частях убито 29 человек и ранено 53 человека.
Штеменко»247.
* * *
Общие итоги боевых действий и ретроспективный анализ проблем, с которыми сталкивался 64-й истребительный авиакорпус в ходе боевых действий в Корее, был дан в докладе командира корпуса главнокомандующему ВВС Советской Армии летом 1953 г. Статистика советских побед в воздухе за 1951 г. выглядела весьма убедительно.
Всего за период с ноября 1950 г. по январь 1952 г. в воздушных боях было сбито 564 самолета противника. Свои потери за это же время составили: летчиков — 34, самолетов — 71.
Общее соотношение потерь составило 7,9:1 в нашу пользу. На один сбитый самолет противника было произведено 33 самолетовылета и на один потерянный самолет — 285 самолетовылетов.
Фрагмент документа
«До июня месяца 1951 г. из-за ограниченности аэродромной сети вблизи китайско-корейской границы и в связи с выполнением соединениями корпуса задачи по переучиванию китайских и корейских летчиков для ведения боевых действий
использовалась часть сил корпуса, состоящая примерно из двух полков с общим количеством до 60 боеготовых экипажей.
И только с июля месяца 1 951 г., после ввода в строй аэродрома Мяогоу, представилась возможность увеличить количество привлекаемых сил до пяти полков (120—150 боеготовых экипажей).
С начала военных действий в Корее до конца 1951 г. основной ударной силой американских ВВС днем была бомбардировочная авиация (самолеты Б-29 и Б-26). В связи с этим основные усилия корпуса были направлены на борьбу с ней. В дальнейшем главной ударной силой противника днем стала штурмовая авиация и, соответственно, против нее направлялись основные усилия истребителей корпуса.
Для того чтобы прикрыть от бомбардировочных ударов объекты и коммуникации Северной Кореи, нужно было вести борьбу не только с бомбардировщиками и штурмовиками, но и с истребителями противника, которые обеспечивали их действия.
Выполняя боевую задачу, части и соединения корпуса с ноября месяца 1 950 г. по январь месяц 1 952 г. произвели 1 9 203 боевых самолетовылета.
За указанный период истребителями корпуса проведено днем 307 групповых воздушных боев, из них парой — 1 9, эскадрильей — 112, полком — 84, дивизией — 50, корпусом — 42.
В воздушных боях участвовало 7986 экипажей, что составило 43% от общего количества вылетавших экипажей.
В результате проведенных боев было сбито 562 самолета противника: Б-29 - 48, Б-26 - 1, РБ-45 - 2, Ф-47 - 2, Ф-51 -20, Ф-80 - 103, Ф-84 - 132, Ф-86 - 21 8, Ф-94 - 8, «Метеор» — 25, Ф-6, Ф-5 — 3.
Ночью проведено 1 6 одиночных воздушных боев. Сбито 2 самолета Б-26 противника.
Всего за периоде ноября месяца 1 950 г. по январь месяц 1 952 г. в воздушных боях сбито 564 самолета противника.
Свои потери за это же время составили: летчиков — 34, самолетов — 71.
Общее соотношение потерь составило 7,9:1 в нашу пользу
На один сбитый самолет противника было произведено 33 самолетовылета и на один потерянный самолет — 285 самолетовылетов.
Средний расход снарядов на один сбитый самолет противника составил 212 штук.
Продолжительность одного группового воздушного боя в среднем составляла: с бомбардировщиками и штурмовиками — 15 минут, в течение которых выполнялось в среднем 2—3 атаки нашими истребителями; с истребителями — 10 минут, выполнялось в среднем 2 атаки.
Ввод в бой наших истребителей осуществлялся мелкими и крупными группами.
Основными высотами воздушных боев были: с истребителями — 8000—12 000 м, с бомбардировщиками и штурмовиками — 7000 и ниже.
Характерно, что истребители противника стремились вести воздушные бои на высотах 8000 м и ниже, так как летно-тактические качества самолета Ф-86 с поднятием на высоту свыше 8000 м резко падали и значительно уступали данным самолета МиГ-15.
Противник, понеся тяжелые потери в бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации, вынужден был спешно пересмотреть вопросы боевого применения своих ВВС, перейти к новым тактическим приемам и усилить истребительную группировку за счет перевооружения с самолета Ф-80 на самолет Ф-86.
В первых воздушных боях противник убедился, что самолеты-истребители Ф-80 и Ф-84 по своим качествам не могут быть использованы в дальнейшем в качестве истребителей»2'18.
* * *
Таким образом, критическая обстановка, сложившаяся для действий советской истребительной авиации осенью 1950 г., в следующем, 1951 г. была во многом преодолена. Советские асы активно вступали в воздушные бои с американской авиацией и несмотря на общее превосходство противника в воздухе одерживали блестящие победы.
355

Это итоги -1950-51—1952-1953 уже сканил…
стр.352-355
   
+
-
edit
 

Igor_Km

втянувшийся

Дешифровка таблицы)))

Виды боевой работы 28 ИАД-50-иад- 151-иад--324 ИАД-303 иад = ИАК
Продолжительность б/д (дней) 30 -68- 82- 166- 131 =320
Количество боевых самолетовылетов 151- 1196- 993- 2731 -3757= 8828
Сбито самолетов противника 16- 61- 39- 82- 102= 300
**
Свои потери: летчиков 5 -5 - 6 - 7 = 25
самолетов 2- 7- 6- 17- 15= 47
   
+
-
edit
 

Igor_Km

втянувшийся

Товарищи (510th) и господа—какие еще пожелания ???.
А главное выводы, а то дискуссия совсем, однако пропала (((((
**
А документов ишо есть)))
   
+
-
edit
 

510-th

опытный

Нет, всё класс! Если Вы всё, что прислали, перевели в WORD (причём это большой труд), то больше пока ничего не надо. Будем сравнивать, например, что было по нашим рассчётам по количеству истребителей ВВС (ПВО) СССР и 5-й ВА США, ну и другие аспекты - там много чего, много. Так что ничего не закончилось, наоборот представилась возможность всё сравнить - даже выводы Л.Крылова и Ю.Тепсуркаева, которые до опубликования документов считались каноническими, с документами в части, где они говорят об одних и тех же аспектах. Хотя я думаю, что расхождений почти не будет - ведь они тоже работали с документами, может и с теми же. Просто предлагаю чуть сбавить темп, ведь мы не гонимся за рейтингом - тем более, что у меня действительно есть кое-какие обстоятельства. Нам главное что - получить более или менее "непротиворечивую" картину воздушной войны в Корее. Мы рано или поздно выйдем на результаты. Только всё равно предлагаю - шаг за шагом.
   
+
-
edit
 

Igor_Km

втянувшийся

Принято)))
Вам--максимально позитивного решения своих вопросов.
Я же начну понемногу выкладывать 7-ю главу книги.
Там много про зенитчиков (я это пропущу—хотя для себя отсканирую)
**
Про ОВА тоже позже дам некоторые фрагменты.
С уважением, Игорь
   
+
-
edit
 

Igor_Km

втянувшийся

64-й авиационный корпус
Советский 64-й авиакорпус в Корее
Авиация сыграла особую роль в войне в Корее. Пожалуй, впервые в мировой истории «воздушная война» была не столько дополнением к войне на земле, сколько самостоятельной составляющей военных усилий двух противостоящих сторон.
На протяжении всей войны США имели полное превосходство в воздухе практически над всей территорией Кореи. В начале войны группировка американских ВВС включала 44 эскадрильи общей численностью 657 боевых самолетов. К концу 1951 г. над Кореей уже действовало 1440 боевых самолетов США, а к концу войны общая численность американских боевых самолетов достигла 2400 единиц201.
Превосходство американской авиации в силах проявилось уже с первых же недель боевых действий. ВВС Корейской народной армии, малочисленные по боевому составу и не имевшие на вооружении реактивной авиации, не смогли противостоять техническому могуществу ВВС США. После нескольких массированных налетов американской авиации на базовые аэродромы, расположенные вокруг Пхеньяна, северокорейская авиация была практически уничтожена
По данным американской разведки, из 150 имевшихся в северокорейских ВВС в начале войны боевых самолетов сохранилось лишь 18, которые могли предпринимать спорадические, тревожащие налеты на Сеул.
По советским данным, к 21 августа 1950 г. авиация КН А имела всего 21 боевой самолет, из которых 20 были штурмовики и 1 — истребитель.
В зенитно-артиллерийских частях КНА в общей сложности имелось не более 80 зенитных орудий калибров 37 и 85 мм, что не обеспечивало прикрытия даже самых важных объектов как на фронте, так и в тылу.
Американские бомбардировщики действовали без прикрытия истребителей, не встречая противодействия, на всю глубину ТВД в условиях, не отличавшихся от полигонных.
Вступление в войну войск Китайских народных добровольцев, сыгравшее решающую роль в развитии наземных операций в ходе войны, никоим образом не изменило обстановку в воздухе. Американская авиация, господствовавшая в воздухе, наносила бомбоштурмовые удары по тылам и коммуникациям северокорейских и китайских войск, по их войскам и оборонительным сооружениям. Со вступлением в войну китайцев главными объектами действий американской авиации стали стратегически важные железнодорожные и автомобильные мосты и переправы через пограничную р. Ялуцзян.
Стратегические бомбардировщики Б-29 большими группами совершали налеты на эти объекты под прикрытием истребителей Ф-80 и Ф-84, а тактические бомбардировщики Б-26 контролировали дороги на всей территории Северной Кореи, особенно ночью, так как именно с наступлением темноты проводились переброски крупных масс китайских войск и техники.
В этих условиях наземная группировка северокорейских и китайских войск фактически была беззащитна от ударов с воздуха. Объединенное командование не могло ничего противопоставить угрозе с воздуха. Единственная надежда оставалась на советские ВВС.
После серии непосредственных обращений к Сталину советское руководство приняло решение оказать поддержку союзникам силами своей реактивной авиации.
***
Группировка советской авиации начала создаваться в Северо-Восточном Китае с июля-августа 1950 г. когда в Мукден была передислоцирована 151-я истребительная авиационная дивизия (иад) в составе 28,72 и 139-го истребительных авиаполков (иап).
(Именно про нее И.В.С говорил тов. Мао про 124 самолета—IGOR_Km)
Дивизии была поставлена задача прикрывать важные объекты на территории Маньчжурии от возможных ударов американской авиации и одновременно готовить китайских летчиков к полетам на реактивном самолете МиГ-15.
18 октября на базе 139-го истребительного авиаполка и за счет личного состава двух других полков 151-й авиадивизии была сформирована новая 28-я авиационная истребительная дивизия в составе 67-го и 139-го истребительных полков.
К 1 ноября 1950 г. дивизия сосредоточилась на аэродроме Ляоян в Северо-Восточном Китае.
20 ноября 1950 г. из Шанхая на аэродромы Аньшань и Аньдун была перебазирована 50-я авиационная истребительная дивизия в составе 29-го гвардейского и 177-го истребительных авиаполков.
27 ноября 1950 г. все три советские авиационные истребительные дивизии — 151, 28 и 50-я — и некоторые другие части были сведены в отдельный 64-й истребительный авиационный корпус. В составе всех трех дивизий насчитывалось 844 офицера, 1153 сержанта и 1274 солдата202.
История создания авиакорпуса в сжатом виде изложена в кратком обзоре боевых действий 64-го истребительного авиакорпуса (иак) за период с ноября по декабрь 1950 г., составленном штабом авиакорпуса 9 января 1951 г.:

Фрагмент документа
«В августе месяце 1950 года с задачей прикрытия объектов Северо-Восточного Китая и проведения переучивания летного состава ИА ВВС Китая на аэродромный узел Мукден прибыла
51-я иад. Истребительная авиадивизия в своем составе имела три авиаполка — 28, 72 и 139-й иап со своими батальонами аэродромного обслуживания.
Дивизия к 1 1 августа полностью сосредоточилась на аэродромах г. Мукден. После сборки материальной части полки иап перебазировались на аэродромы: 72-й иап — Аньшань, 193-й— Ляоян и 28-й иап — Мукден-западный. 25 сентября части иад приступили к переучиванию летного состава ИА ВВС Китая на реактивные истребители.
На основании приказа военного министра от 1 8 октября 1 950 года на базе 151-й иад была сформирована 28-я иад. В состав 28-й иад вошли: 139-й иап и вновь сформированный за счет летно-технического состава других полков 151-й иад — 67-й иап. Формирование 28-й иад было закончено к 1 ноября с базированием всего состава авиадивизий на аэродроме Ляоян.
После проведенной реорганизации обе дивизии стали иметь по два авиаполка, по 30 самолетов МиГ-15 в каждом полку.
20 ноября 1 950 года из Шанхая на аэродром Аньшань перебазировалась 50-я иад в составе 29-го и 177-го иап по 30 самолетов МиГ-15 в каждом полку.
27 ноября 1950 года 28, 50 и 151-я иад были объединены в 64-й истребительный авиационный корпус с базированием авиасоединений на прежних аэродромах.
В ходе боевых действий с целью приближения частей корпуса к району боевых действий было произведено перебазирование: 29-й иап 50-й иад 3 декабря с аэродрома Аньшань на аэродром Аньдун, 72-й иап 151-й иад 7 декабря с аэродрома Аньшань на аэродром Мукден-северный и 177-й иап 50-й иад с аэродрома Аньшань 25 декабря на аэродром Аньдун.
29-я иад 15 декабря, закончив переучивание 4-й иад ВВС Китая, передала ей материальную часть и выбыла из состава иак в г. Циндао.
25 декабря 1 950 г. в состав иак на аэродром Дунфын прибыла 324-я иад в составе 176-го и 196-го иап по 30 самолетов МиГ-15 в каждом полку»203.
Стр.259-262
   
+
-
edit
 

Igor_Km

втянувшийся

Общее руководство действиями группировки советских ВВС в Китае и Корее осуществляла оперативная группа во главе с генерал-полковником авиации С. А. Красовским.
Первым командиром 64-го истребительного авиационного корпуса был гвардии генерал-майор авиации И. В. Белов, которого затем сменил генерал-лейтенант авиации Г. А. Лобов. С октября 1952 г. 64-й иак возглавил генерал-лейтенант авиации С. В. Слюсарев.
Основной задачей 64-го авиакорпуса являлось прикрытие от налетов авиации противника стратегических мостов через р. Ялуцзян, ГЭС Супун на этой же реке, системы ирригационных плотин, коммуникаций и аэродро мов на территории КНДР в радиусе 75 км от китайско-
корейской границы. С вводом в Корею войск Китайских народных добро-
вольцев, с декабря 1950 г. в качестве второй основной задачи 64-го истребительного авиакорпуса стало прикрытие с воздуха тылов КНД и путей коммуникаций до рубежа Анею, Сатахянги.
Параллельно с выполнением боевых задач летчики 64-го иак выполняли задачу по переподготовке и переобучению китайских и северокорейских летчиков на современную реактивную технику.
**
Фрагмент документа
«Боевые задачи авиасоединений иак. Всем дивизиям, входящим в состав иак, с момента прибытия на территорию Северо-Восточного Китая была поставлена следующая боевая задача:
«Прикрыть от ударов с воздуха и воздушной разведки ВВС США политико-административные и экономические центры, промышленные объекты, железнодорожные узлы, мосты, сосредоточение войск и другие важнейшие объекты в районе Мукден, Аньшань, Аньдун, Цзиань, Дунфын, обратив особое внимание на прикрытие мостов через р. Ялуцзян и электростанций в районе Аньдун».
Максимальное удаление рубежа боевых действий для наших истребителей первоначально было определено до р. Ялуцзян. 6 ноября было разрешено выдвинуть передовой рубеж зоны истребления нашим авиасоединениям на территорию Северной Кореи.
Для выполнения боевой задачи на аэродромах авиасоединений было установлено дневное боевое дежурство в 7 5 7 -й иад с 3 сентября и в остальных авиасоединениях с момента прибытия их на ТВД.
Задача по прикрытию объектов Северо-Восточного Китая на мукденском направлении авиасоединениями иак выполнялась во взаимодействии с соединениями ИА ПВО.
С 3 декабря I 950 года авиакорпусу одновременно с выполнением основной боевой задачи была поставлена другая задача: «Прикрыть тылы основной группировки китайских добровольцев в Северной Корее, особенно путей сообщения до рубежа Анею, Сатахянги».
Вторая боевая задача выполнялась с 3 декабря силами одной 50-й иад.
Остальные авиасоединения иак к выполнению этой задачи не привлекались ввиду значительного удаления (от 220 до 300 км) района боевых действий от аэродромов их базирования.
28-я и 151-я иад, а также 177-й иап 50-й иад до перебазирования его на аэродром Аньдун составляли второй эшелон иак и находились на своих аэродромах в готовности для отражения массированных налетов авиации противника на Северо-Восточный Китай в пределах своего района прикрытия и для наращивания сил 29-го иап 50-й иад в воздушных боях.
28-я и 151-я иад одновременно с ведением боевых действий производили переучивание летного состава ИА ВВС Китая на реактивных самолетах, а также проводили подготовку технического состава, штаба и личного состава отрядов аэродромного обслуживания.
Для проведения переучивания в каждом попку 28-й и 151-й иад было выделено по одной авиаэскадрилье, укомплектованной опытными инструкторскими кадрами
82-я иад 12 декабря закончила переучивание 4-й иад ВВС Китая,
151-я иад заканчивает переучивание 3-й иад к 10 января 1951 года.
Прибывшая в конце декабря 324-я иад имеет задачу по переучиванию летного состава ВВС Кореи, к выполнению которой она должна приступить с 5 января 1 951 года.
50-я иад с 26 декабря получила дополнительную задачу — ввести в строй летный состав 4-й иад ВВС Китая, для чего дать китайским летчикам по два-три боевых вылета в составе боевых порядков подразделений своей иад. Выполнение этой задачи 50-я иад заканчивает к 10 января 1951 года»204.
***
Состав сил и средств 64-го авиакорпуса был непостоянным и менялся неоднократно.
В середине февраля 1951 г. 28-я и 50-я иад отбыли в Советский Союз. Приняв от 50-й иад боевую технику, 151-я авиадивизия выполняла поставленные перед ней задачи до конца июля. На смену выведенным авиационным дивизиям в Китай прибыли 324-я и 303-я истребительные авиадивизии под командованием полковника И. Н. Кожедуба и полковника А. С. Куманичкина соответственно.
Одним из первых документов, определившим состав и предназначение частей и соединений 64-го авиационного корпуса, стал доклад военного министра Маршала Советского Союза А. М. Василевского председателю Совета Министров СССР от 12 апреля 1951 г. В этом документе военное руководство страны обосновало перед И. Сталиным необходимость усилить 64-й авиакорпус силами зенитной артиллерии, прожекторным полком, авиатехническими частями и радиотехническими средствами. При этом зенитные артиллерийские дивизии предлагалось подчинить командиру 64-го авиакорпуса, введя для этого должность заместителя комкора по зенитной артиллерии.
Стр. 263-265
   
+
-
edit
 

Igor_Km

втянувшийся

ИМХО—документ “доклад военного министра Маршала Советского Союза А. М. Василевского председателю Совета Министров СССР» от 12 апреля 1951 г
крайне замечательный.
Речь шла о БАЗИРОВНИИ В КОРЕЕ !!!!!!

Приведу СВОЙ фрагмент из него (кое-что о зенитках убрано)

Документ
«Докладываем наши соображения по обеспечению базирования истребительного авиакорпуса Белова.
В связи с принятым решением базировать две истребительные авиадивизии корпуса Белова на территории Кореи в районе Пхеньяна и одну авиадивизию на территории Китая в районе Аньдуна необходимо провести следующие минимальные мероприятия для обеспечения выполнения этими дивизиями боевых задач:
1. Прикрыть с воздуха аэродромы базирования наших истребительных авиадивизий средствами нашей зенитной артиллерии, для чего направить две зенитные артиллерийские дивизии, из них — одну зенитную дивизию трехполкового состава (.....) использовать для прикрытия аэродромов в районе Пхеньяна и одну зенитную дивизию двухполкового состава (....) — для прикрытия аэродрома в Аньдуне и железнодорожного моста через р. Янцзы в районе Аньдуна.
Кроме того, одну зенитную дивизию двухполкового состава использовать для прикрытия наиболее важных железнодорожных мостов на участке Аньдун, Пхеньян.
2. Обеспечить борьбу наших истребителей с авиацией противника ночью, а также прикрыть с воздуха базирование наших истребителей в ночное время.
В этих целях направить один истребительный авиаполк на самолетах Ла-11 в Китай и дислоцировать его в районе Аньшань.
Авиаполк взять из 153-й истребительной авиадивизии, находящейся в районе Порт-Артура.
Для создания световых прожекторных полей в районе базирования нашей истребительной авиации в Корее направить на территорию Кореи один прожекторный полк из Московского района ПВО.
3. Учитывая большое напряжение и утомляемость летного состава реактивной истребительной авиации при выполнении боевых вылетов, для сохранения боеспособности летного состава необходимо обеспечить отдых летчиков, выполняющих боевую работу.
В этих целях следует иметь на каждую истребительную авиадивизию по 10 человек резервных летчиков, которых держать вне зоны боевых действий и по мере необходимости направлять для замены летного состава, отводимого в тыл на отдых.
4. Для материально-технического обеспечения корпуса Белова и руководства работой его тыла направить в корпус Белова:
— управление авиатехнической дивизии с частями обеспечения;
— отдельный автобатальон подвоза, с учетом подвоза боеприпасов и военного имущества зенитным артиллерийским дивизиям;
— двадцать заправок авиагорючего и двадцать боекомплектов авиабоеприпасов, из них половину держать в районе базирования авиадивизий, а половину на базе в районе Мукдена;
— месячный запас артиллерийских боеприпасов в количестве XXX боекомплектов для 85-мм зенитных орудий и XXX боекомплектов для 37-мм зенитных орудий.
5. Для более надежной организации службы радиолокационного обнаружения противника усилить корпус Белова двумя радиотехническими станциями.
6. В связи с тем, что зенитная артиллерия предназначается в основном для прикрытия нашей истребительной авиации, целесообразно все управление зенитными дивизиями сосредоточить в руках Белова.
Для непосредственной организации зенитно-артиллерийского прикрытия ввести у Белова заместителя по зенитной артиллерии с небольшим оперативным аппаратом.
Докладывая изложенное, просим утвердить.
Василевский Штеменко»205.
***
266-267
   
+
-
edit
 

Igor_Km

втянувшийся

Подробная справка об основных итогах боевой деятельности 64-го истребительного авиакорпуса и Объединенной ВА КНА и КНД была составлена в Главном оперативном управлении Генерального штаба Советской Армии 3 ноября 1953 г.

Документ
«Справка Главного оперативного управления ГШ СА по итогам боевых действий 64-го иак и ОВА КНА и КНД за период войны в Корее с 25 июня 1 950 г. по 27 июля 1 953 г.
3 ноября 1 953 г. А. Боевая активность 64-го иак а) Истребительная авиация корпуса
1. Авиационные соединения корпуса начали вести боевые действия в Корее с ноября 1 950 г. За этот период времени получили боевой опыт десять истребительных авиационных дивизий (28, 30, 151, 334, 97, 190, 133, 32, 216-я), или двадцать девять истребительных авиационных полков. Пребывание дивизии на фронте колебалось от 6 месяцев до одного года.
2. Произведено 64 300 самолетовылетов с пребыванием самолетов в воздухе в течение 49 449 часов.
Проведено 1 872 воздушных боя, в ходе которых 6462 летчика вели огонь по противнику.
3. Сбито самолетов противника 1106, из них:
Ф-86-30-1
Ф-86-650
Ф-84-178
Ф-80-121
ф.4-у5 - 2
«Метеор» — 28
Ф-47 - 2
Ф-51 -30
Ф-94- 13
Б-26 - 8
Б-29 – 69
Б-45 - 2
прочие — 2
4. Потери корпуса: летчиков— 120 самолетов — 335
б) Зенитная артиллерия корпуса
1. Зенитно-артиллерийские соединения корпуса приступили к выполнению боевой задачи по прикрытию аньдунского аэродромного узла и ГЭС Супун с июня 1951 г.
За этот период времени получили боевой опыт два зенитно-прожекторных полка и четыре зенитные артиллерийские дивизии (87, 92, 28 и 35-я зенад), или десять зенитно-артиллерийских полков. Пребывание дивизий в спецкомандировке колебалось от 6 месяцев до 1 года 8 месяцев.
2. Огнем зенитной артиллерии сбито самолетов противника 153, из них:
ф-86-30 - 5
Ф-86-35
Ф-84 - 25
Ф-80 - 47
Ф-51 -5
Б-26-17
Б-29-7
Прочих — 12.
Потери ЗА — убито 68 и ранено 1 65 человек. Потеряно: орудий — 6 и прожекторов — 1.
***
Б. Боевая деятельность Объединенной воздушной армии (По неполным данным)
*
НЕ ДАЮ)))) --IGOR_Km
*

***

Потеряно: 64-м иак самолетов — 335, летчиков — 1 20 ОВА самолетов — 231, летчиков — 126
ВСЕГО: самолетов — 536, летчиков — 246 (вместе с ОВА-- IGOR_Km)
Начальник 5-го направления генерал-майор Мордвинцев»'
источник-АП РФ Ф.16 оп.3139 д.157.л280-283
В книге --Стр 272-274
   
+
-
edit
 

510-th

опытный

5/8-07
Ну что ж, давайте сравнивать. Давайте начнём с самого простого. 22/11.06 я сбросил текст, а 27/12.06 сбросил уточнённые данные и график XL.
Теперь по Вашим документам (для краткости – “Документ”). На стр.350-351 опубликовано за этот же период уже не наши рассчётные, а подлинные цифры.

То есть первой линии по рассчёту 145 МиГов, а по факту - 137.
Летчиков по рассчёту 150, а по факту – 154.

Во второй линии МиГов по рассчёту – 58, а по факту – 52.
Лётчиков по рассчёту – 60, а по факту – 61.

Всего в составе Корпуса по рассчёту 203 МиГ-15 (по факту 189).
Лётчиков по рассчёту 210 (по факту 216).

И так-то сходимость неплохая, но если ещё раз прочитать текст 22/11.06, то ясно, что точнее и не надо. Вот этот текст:
Для наших в первом приближении учитывалось :
а) Количество МиГ-15 дано по штату на момент прибытия.
б) Без учёта сбитых, находящихся в ТЭЧ-и или в ПАРМ-е из-за боевых повреждений или неисправностей, самолётов.
в) Без учёта пополнений. Так как эти данные, если кто знает, можно ввести потом.
г) Количество лётчиков – штатный состав на момент прибытия.
д) Без учёта погибших, раненых и больных, а также списанных по разным причинам.
е) А так же без учёта пополнений.

Аналогично по количеству можно будет считать и американцев.
Это единственный период описанный Документом по дислокации. Всё сошлось. И нет никаких оснований считать, что будут расхождения в другие периоды.
   
+
-
edit
 

Igor_Km

втянувшийся

Приветствую, а в общем по нашим в первой линии и у меня особых вопросов не было..
*
Насчет второй линии ( в принципе да)
Насчет китайцев — мы их не считаем))))
Так что ВАМ респект
*

И оффтоп-- а было бы интересно прикинуть сколько всего авиадивизий СССР было в то момент в КНР (вкл. Порт-Артур)
**
ЗЫ. Посмотрите, пожалуйста почту.
   
+
-
edit
 

510-th

опытный

6/8-07
Понял, спасибо. Но отвечу уже не сегодня.
Думаю, что нужно двигаться только на “малом”, пытаясь найти где что не подходит – так как подходит почти всё.
Но даже в Документе есть пара логических противоречий и, по крайней мере, одна арифметическая ошибка (на стр.351. ровно на 10 боеготовых экипажей за счёт 324-й ИАД). Скорее всего машинистка... Ясно ведь что 54-22=32, а она пишет 42 и хоть трава не расти.
Крылов и Тепсуркаев тоже самое писали об американских машинистках – найду цитату, пришлю. О чём думают “девушки” - понятно. Но мы не должны их (в смысле ошибки) пропускать.
   
1 30 31 32 33 34 35 36

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru