Фрагмент документа
«Активные боевые действия против авиации противника авиасоединения иак начали с ноября 1 950 года, когда рубеж действий нашей истребительной авиации был выдвинут на территорию Северной Кореи. 28-я иад с аэродрома Ляоян и 151-я иад с аэродромов Аньшань и Мукден по данным РТС ПУН (Аньдун) стали производить боевые вылеты на перехват самолетов противника в район китайско-корейской границы, в основном в район Аньдун, Сингисю.
Авиация противника в этот период вела активные боевые действия по объектам тыла в Северной Корее, направляя свои основные усилия против подходящих резервов, путей сообщения и мостов через р. Ялуцзян в районе Сингисю.
Боевые действия наших истребителей с первых же дней носили активный наступательный характер. Противник в воздушных боях нес большие потери. За ноябрь месяц 28-я и 151-я иад сбили 31 самолет противника, потеряв при этом три своих экипажа.
Боевые действия авиасоединений до декабря месяца в значительной степени затруднялись большим удалением района базирования от района их действий. С перебазированием 50-й иад на аэродром Аньдун район боевых действий иак значительно расширился, и активность действий наших истребителей повысилась.
50-я иад, начав боевые действия с 1 декабря, вела их в более сложной воздушной обстановке. Противник, понеся большие потери в воздушных боях в ноябре месяце, с 6 декабря начал действовать силами истребительной авиации, введя 17 декабря в бой свой новейший реактивный истребитель типа Ф-86 со специальной задачей борьбы с нашими самолетами МиГ-15. Одновременно противник увеличил состав своих групп
до 20—24 истребителей, действуя одновременно несколькими группами, эшелонированными по высоте и в глубину.
Все это в целом значительно затрудняло 50-й иад ведение боевых действий, которая до 15 декабря на аэродроме Аньдун имела всего 28 боевых самолетов, а боеготовых экипажей — не более 20—24. Для усиления действий 29-го иап на аэродром Аньдун перебазировался 177-й иап, первоначально, 15 декабря — одной эскадрильей и 20 декабря — всем составом.
Это мероприятие в условиях сложившейся к этому времени воздушной обстановки полностью себя оправдало.
177-й иап 50-й иад до перебазирования на аэродром Аньдун боевые вылеты для наращивания сил 29-го иап в воздушных боях производил мало, причем все вылеты, вследствие большого удаления аэродрома базирования от района боевых действий, как правило, заканчивались кратковременным патрулированием в районе Аньдун, Сингисю без встреч с самолетами противника.
Перебазировавшись на аэродром Аньдун, 177-й иап вел наиболее активные действия, только за два дня — 22 и 24 декабря летным составом полка было сбито 9 Ф-86.
Всего 50-й иад за декабрь месяц в воздушных боях было сбито 37 самолетов противника, свои потери — 4 экипажа.
Изменение воздушной обстановки оказывало большое влияние на характер и результаты боевых действий наших истребителей. В период с 1 ноября по 6 декабря, когда у противника в прикрываемом нашими истребителями районе действовали бомбардировщики и истребители, в основном устаревших типов, авиасоединения иак произвели 488 боевых самолетовылетов, сбив при этом в воздушных боях 42 самолета противника.
Из них только 4 истребителя более новой конструкции типа Ф-84. За период с 7 по 31 декабря, когда противник вел боевые действия силами одной истребительной авиации и введя в бой свой новейший истребитель типа Ф-86, 50-й иад произведено 585 боевых самолетовылетов, при этом в воздушных боях было сбито 26 реактивных истребителей, из них 1 8 Ф-84 и Ф-86. Таким образом, на один сбитый самолет противника приходится в первый период 1 1 самолетовылетов наших истребителей. Увеличение количества самолето-вылетов во второй период объясняется в основном трудностями перехвата скоростных и маневренных самолетов.
Соотношение потерь, несмотря на менявшийся характер боевых действий противника и различную материальную часть, применявшуюся им, в обоих периодах одинаково и равно 1:8.
Основная боевая задача иак — прикрытие переправ и электростанций в районе Аньдун, а также других объектов на территории Северо-Восточного Китая авиасоединениями корпуса выполнялись полностью, самолеты противника за весь период боевых действий к этим объектам не были допущены.
Задача по прикрытию путей сообщения и других объектов тыла на территории Северной Кореи соединениями иак выполнена частично. Авиация противника систематически вела штурмовые действия по ж. д. и автогужевым перевозкам, а также по войскам на маршах.
Основными причинами недостаточного прикрытия объектов Северной Кореи нашими истребителями являются:
1. Вблизи китайско-корейской границы имелся один аэродром (Аньдун), с которого действовала 50-я иад. Аэродромы базирования 28-й и 151-й иад находились на большом удалении от китайской границы.
Истребители, поднимавшиеся с этих аэродромов для наращивания сил в бою, в район боя приходили с опозданием.
2. Часть наших групп, вылетавших на перехват, встреч с противником не имела. Так, 21 декабря 1950 года произведено 26 самолетовылетов, из них только 4 МиГ-15 вели бой с восьмеркой Ф-86. За три дня — 1 8, 26 и 28 декабря 1950 года произведено 74 самолетовылета, встреч с противником не было.
В целом в декабре месяце до 40% всех боевых самолетовылетов, произведенных нашими истребителями, закончилось без встреч с самолетами противника.
3. Отсутствие действенной системы радиолокационного обнаружения, воздушной разведки и оповещения частей о воздушной обстановке. Фактически авиасоединения иак получали данные о воздушной обстановке только от РТС ПУН Аньдун, которая просматривала воздушное пространство в радиусе до 130 км от города Аньдун. Командиры авиасоединений не
нали воздушной обстановки не только над территорией противника, но и над большей частью своей территории.
Не было также данных о действиях самолетов противника в непосредственной близости от Аньдуна на низких высотах, т. е. вне видимости РТС.
Значительный процент «холостых» вылетов, т. е. когда группы наших истребителей, вылетавших на перехват, противника в воздухе не встречали, объясняется:
а) Самолеты противника типа Ф-51 и Ф-80, как правило, встреч с нашими истребителями избегали. При подходе наших самолетов к району боевых действий противника последние немедленно на большой скорости уходили в направлении своей территории.
Догон из-за небольшой разности скоростей, а также потому, что самолеты противника быстро выходили из зоны видимости РТС, не всегда был возможен.
б) Недостаточно четкой работой ПУН по обнаружению и наведению в условиях активных действий авиации противника, в основном из-за необеспеченности их радиотехническими средствами связи.
в) Дополнительными трудностями в наведении и в перехвате, возникавшими при действиях против скоростных самолетов. Это подтверждается приведенными выше примерами о количестве самолетовылетов, приходящихся на один сбитый самолет противника по периодам боевых действий в зависимости от воздушной обстановки.
г) В некоторых случаях командир 50-й иад опаздывал с подъемом своих истребителей, и тогда наши самолеты вынуждены были действовать вдогон уходящему противнику, что, безусловно, снижало возможность его перехвата.
Воздушные бои наши истребители в основном вели группами в восемь самолетов (иаэ). При одновременном вылете нескольких групп они, как правило, действовали по различным целям. Взаимодействие между группами при действии по одной и той же цели, вследствие имевшихся недочетов в системе обнаружения и наведения, а также недостаточной организации боя и подготовки к воздушному бою на земле,
было отработано недостаточно. Наши группы, следующие в район воздушного боя для наращивания сил, часто противника не встречали и не могли, следовательно, оказать помощь тем группам, которые вели в это время воздушные бои. Так, например,
— 4 декабря было обнаружено две группы самолетов противника по 10 истребителей в каждой. Для перехвата с аэродрома Аньдун было поднято 30 МиГ-15. В воздушном бою участвовало четыре МиГ-15 с восемью Ф-86, остальные наши самолеты в бою не участвовали;
— 30 декабря на перехват 16 Ф-86 было поднято 18 МиГ-15. Противника перехватила наша группа 4 МиГ-15 и вела с ним неравный воздушный бой. В бою был поврежден один наш самолет. Остальные наши самолеты в бою не участвовали, так как противника в воздухе не встретили.
Военные действия авиасоединения иак за период ноябрь — декабрь 1950 г. характеризуются данными, приведенными в таблице:
Наименование 28-я иад 151-я 50-я Всего
ноябрь иад иад
ноябрь декабрь
Количество боевых самолето- 151 251 677 1079
вылетов
Количество групповых воз- 7 18 33 58
душных боев
Сбито самолетов противника, 16 15 37 68
в том числе:
Б-29 6 1 5 12
РБ-45 - _ 1- 1
Ф-47 2 _ - 2
Ф-51 1 8 - 9
Ф-80 7 4 И 22
Ф-84 _ 2 8 10
Ф-86 - _ 12 12
Свои потери:
Летчиков 2 1 4 7
Самолетов МиГ-15 2 1 6 9
Боевое напряжение авиачастей в период интенсивных боевых действий составляло 122 боевых самолетовылета на одного летчика. Большего напряжения летному составу давать былонельзя ввиду того, что воздушные бои, обычно проходившие на больших высотах, сильно сказывались на его переутомлении. В отдельные дни в 29-м иап 50-й иад количество летчиков, отстраненных от полетов по состоянию здоровья, доходило до 10—1 3 человек, а в среднем за декабрь месяц составляло 7 человек»242.