О Санитарных потерях -17 ИАП 303 ИАД.
**
В сентябре (51) весь летный состав был подвергнут диспансерному обследованию при филиале Чанчуньского госпиталя. Согласно заключению диспансерной комиссии признано: здоровыми — 21 человек, практически здоровыми — 3 человека.
Начальное утомление наблюдалось у четверых человек, выраженное утомление — у одного. Один летчик — старший лейтенант Поляничко — подлежал стационарному обследованию.
Он был направлен в Чанчуньский военный госпиталь, где находился с 5 по 30 октября по поводу «недостаточности митрального клапана в фазе стойкой компенсации и астенического состояния». Был признан годным к летной работе без ограничений, но нуждавшимся в санкурортном лечении общего типа. С 3 по 17 ноября он находился в санатории Кашугауры.
В сентябре в связи с усилившейся угрозой налетов на аэродроме были подготовлены крытые щели в районе стоянок, командных пунктов, столовых и других местах с расчетом сохранения людей от поражения напалмовыми бомбами. Усилена была и противопожарная охрана.
Американцы не решались наносить удары по аэродромам Аньдун и Мяогоу на китайской территории во избежание эскалации конфликта, но угроза таких ударов, а также применения химического и бактериологического оружия висела постоянно.
Воздушные тревоги объявлялись практически каждую ночь — они дополнительно изматывали летный состав, который и так поднимали очень рано для заступления на дежурство. Многие из летчиков уже перестали реагировать на эти тревоги — просто не оставалось сил прервать сон и спуститься в убежище. К тому же надеялись на своих зенитчиков и ночников-истребителей.
*
К концу года.
..
летный состав был измотан физически.
В декабре в воздухе имели место случаи, напрямую связанные с ухудшением здоровья летчиков.
1. На высоте 12 000 метров старший лейтенант Крамаренко потерял сознание и свалился в штопор, только на высоте 6000 метров пришел в сознание и вышел из штопора.
2. Капитан Пономарев потерял сознание на высоте 7000 метров, когда летел в группе, потерял пространственную ориентировку и с большим трудом пилотировал самолет по своему ведомому.
3. Старшего лейтенанта Башлыкова при выполнении задания вырвало прямо в маску, и он чуть не столкнулся с ведущим группы майором Пуловым.
4. У старшего лейтенанта Поляничко на почве усталости был сердечный приступ после посадки.
*
Случай с Башлыковым был следствием «кислородного отравления» — перенасыщения организма кислородом, которое проявлялось после 80—90 вылетов почти у каждого летчика. Врачи следили за этим и при первых признаках отравления отстраняли от полетов и направляли в санаторий. Но не всегда успевали сделать это вовремя. А чаще это не позволяла сделать обстановка, когда каждый летчик в полку был на счету.
***
За период боевых действий катапультировалось 4 летчика, из них:
лейтенант Божко находился в госпитале с 11.9-51 года по 8.10.51 года по поводу ушиба поясницы, с последующим санаторным лечением с 10.10 по 23-10.51 года,
старший лейтенант Корданов с 26.10.51 года по 14.12.51 года находился в госпитале и с 16.12.51 года по 13.1.52 года в санатории по поводу ожога лица 2-й степени,
старший лейтенант Шестопалов и старший лейтенант Хрисанов находились в госпитале до 10 дней и выписаны с последующим освобождением от полетов и санаторным лечением до 30 дней.
*****
За период нахождения в Правительственной Командировке из летного состава на стационарном лечении в гарнизонном лазарете находилось
14 летчиков по поводу гриппа, отита, гастрита, энтероколита и 2 по поводу дизентерии,
один по поводу ранения, полученного в воздушном бою, находился в лазарете дважды.
В госпиталь направлялись больные летчики, требующие обследования и лечения с последующим прохождением врачебно-летной комиссии (ВЛК).
**
Всего в госпитале побывало 19 человек, из них 4 человека дважды.
Заболевания, с которыми направлялся летный состав на госпитальное лечение, не подлежало лечению в гарнизонном лазарете, а именно: острый аппендицит, обширные ранения, гипертрофический ринит и искривление носовой перегородки, гипертоническая болезнь и другие заболевания.
Со стороны технического состава за медицинской помощью обращались лица с желудочно-кишечными расстройствами, гастритом, ринитами, наружными и средними отитами, а также имел место случай энцефалита, больной по выздоровлении без осложнений направлен в г. Чита для дачи заключения о дальнейшей годности к военной службе.
*****
Санитарные потери полка — 8 человек, из них: ранения — 2, катапультировалось — 4 и безвозвратные потери — 2 человека.
**
Выводы медиков:
1. Чтобы уменьшить нагрузку на летный состав, не сокращая количества вылетающих экипажей, необходимо в каждой АЭ иметь резервное звено.
2. Высотное питание летчикам, летающим на МиГ-15, не имеет практического значения.
3. Летчику, произведшему 50—60 боевых вылетов в течение двух-трех месяцев, необходимо санаторное лечение или организованный отдых.
4. Катапультировавшемуся летчику для последующей нормальной и боевой работы требуется от 40 до 45 дней отдыха.
***
Опыт боевых действий показал, что 30-экипажный состав полка и соответствующий ему штат без резервов летного состава не удовлетворяет требованиям ведения боевых действий на реактивных самолетах.
Большое напряжение в боевых действиях приводит к быстрому переутомлению летного состава, требующего через 3-4 месяца боевых действий отдыха, а при длительном ведении боевых действий — к большому выходу летного состава из строя.
И только отдельные летчики, благодаря правильному режиму отдыха, питания, натренированности и другим причинам, могут переносить большое напряжение в боевой работе до шести месяцев.
Так, например, командир АЭ майор Артемченко с 17 июня по 21 декабря 1951 года беспрерывно принимал участие в боевых вылетах, произвел 152 боевых вылета, провел 64 воздушных боя, в которых лично сбил 6 самолетов противника.
Однако подавляющее большинство летного состава через 5 месяцев боевых действий не способно было к производству боевых вылетов, и требовалось санаторное лечение.
При этом летчик Поляничко был дважды на санаторном лечении, а летчик Гостюхин был на длительном санаторном лечении.
Кроме того, боевые действия не могут вестись без потерь, а также ранений, катапультирования и различного рода заболеваний летного состава.
Все это приводит к тому, что из состава 30 экипажей через 4—5 месяцев боевых действий лишь до 16 экипажей могут выполнять боевые задания.
Опыт боевых действий показал, что необходимо изменить существующий штат в сторону увеличения главным образом летного состава, для того чтобы за счет резервных летчиков производить чередование в боевых вылетах, сохраняя минимум боевых экипажей.
В истребительном полку необходимо иметь три авиаэскадрильи по 12 самолетов в каждой и в управлении полка — 4 самолета, всего 40 самолетов.
В каждой АЭ необходимо иметь по одному резервному звену летчиков, которых обучать летной практике наравне со всеми летчиками. В этом случае каждая АЭ может выставить по 8—10 экипажей и с меньшей нагрузкой для летчиков, а полк может дать как минимум 24 экипажа при длительном ведении боевых действий. При этом увеличение штата по обслуживающему персоналу будет незначительным5.