Alexander Fyodorovich Mozhayskiy (Russian: Александр Фёдорович Можайский) (March 21 [O.S. March 9] 1825 in Rochensalm, current Kotka, Finland — 1 April [O.S. March 20] 1890 in Saint Petersburg) , was a Russian naval officer, aviation pioneer, researcher and designer of heavier-than-air-craft.
Mozhayskiy was developing concepts for heavier-than-air flight 20 years before the Wright brothers' first flight. In 1884, Mozhayskiy's monoplane design made what is now considered to be a power assisted take off or 'hop' of 60-100 feet (20-30 meters) near Krasnoye Selo. His feat is generally distinguished from that of the Wright brothers on the basis that his design appears to have relied upon a ramp rather than wings to generate lift. This conclusion is supported by the fact that Mozhayskiy's wing design lacked the curvature necessary to generate lift. While it is possible that Mozhayskiy's wings slowed down the monoplane's descent, they were unlikely to have ever provided upward movement unless used at angles of attack that would have been unsustainable given the engines available to Mozhayskiy. He also experimented with different angles of attack. Although Soviet propagandists later overemphasised Mozhayskiy's role in aviation by claiming his hop as the first powered flight, Mozhayskiy's achievements in aviation, particularly with regard to flight control and propulsion, were considerable given the limits of the technology available to him and have only recently received the attention they deserve.
Французы считают, что пальму первенства следует присудить Клименту Адеру (Clement Ader), чей летательный аппарат в 1890 г. оторвался от земли на 20 см. Густав Уайтхед (Gustav Whitehead), немец по происхождению, совершил первый полет в США. Жители Новой Зеландии с гордостью вспоминают Ричарда Пиарса (Richard Pearse), который в марте 1903 г. на моноплане из бамбука и парусины пролетел 135 м и врезался в забор (что еще раз подтверждает, насколько важна система управления воздушным судном).
.Karl Jatho, Germany — August 18, 1903
On August 18, 1903 he flew with his self-made motored gliding aircraft. He had four witnesses for his flight. The plane was equipped with a single-cylinder 10 horsepower (7,5 kW) Buchet engine driving a two-bladed pusher propeller and made hops of up to 200 ft (60 m), flying up to 10 ft (3 m) high.
Как происходил этот первый полет? Имеет ли он право быть названным так с нашей, современной точки зрения? Или, может быть, самолет лишь непроизвольно приподняло ветром, и он оторвался от [217] земли? Или же он оторвался от земли только за счет разгона, быть может скатываясь с наклонного деревянного помоста?
Ответы на все эти вопросы могут дать некоторые элементарные подсчеты. Необходимые для этого весовые и размерные данные построенного самолета записаны в протоколе комиссии Рыкачева.
...
Следовательно, мощности двигателей заведомо хватало, чтобы самолет мог набрать скорость, достаточную для отрыва от земли.
В наше время модель самолета Можайского построили и произвели ее испытание в аэродинамической трубе Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе. Эти испытания дали возможность убедиться, что самолет Можайского был рассчитан правильно и мог самостоятельно взлетать даже с горизонтальной поверхности, даже в наихудших условиях — при полном безветрии. Его взлетная скорость составляла 5,2 м/сек, и для ее достижения хватало мощности двигателей.
Оторвавшись от земли, самолет мог совершать горизонтальный полет. Совершая полет на наивыгоднейшем угле атаки, то есть на таком, при котором достигается наибольшее значение качества, равное для самолета Можайского 9,6 — он двигался бы со скоростью 6 м/сек (около 21 км/час), при затрате мощности 15,5 л. с.; со скоростью 8 м/сек (около 29 км/час), при 20,5 л. с.; со скоростью 10 м сек (36 км/час), при 25,7 л. с,; со скоростью 11,75 м/сек (около 42 км/час) — при 30 л. с.
Если бы даже качество самолета Можайского оказалось ниже названного и не превышало бы шести — самолет мог бы самостоятельно оторваться [220] от земли и совершать горизонтальный полёт со скоростью, превышающей 25 км/час.
Расчеты и испытания, произведенные советскими учеными, доказывают, что самолет Александра Федоровича Можайского мог совершать полет в современном смысле этого слова: самостоятельно отрываться от земли, совершать горизонтальный полет и набирать высоту{40}.