Продолжаю рассказ А.А. Хвостикова
Примерно раз в три года полк пополнялся молодым лётным составом (Левошин В, Назаров Н, Интеев А, Куляпин В, Орлов В, Фурсачик В, Крымский В, Чепурной В, Никишкин Н, Трунин В, Аттаев и др) По разному сложились их судьбы. Из газет знаю, что Левошин Володя воевал в Афганистане, имеет боевые награды.
Куляпин Валентин в 1981 г сбил тараном нарушителя госграницы. Об этом уже говорили на форуме, но попробую дополнить эту полемику. 18.07.1981, примерно, около 6 часов утра РЛ средствами была обнаружена нескоростная цель, пересёкшая границу южнее Еревана и с повторным пересечением границы ушедшая на юго- восток в Иран. Не знаю почему, но воздействия по ней с нашей стороны не было (наверное просто не успели).
Днём вторично обнаружили цель с аналогичными параметрами полёта, но летевшую в обратном направлении на северо-запад вдоль границы сначала над территорией Ирана, а затем перешедшей на нашу территорию севернее Нахичевани.
По этой цели поднимались дежурные самолёты 166 гв. иап ст.л Маракулин - 1-ый цель визуально обнаружил, но проскочил и потерял. Вторым подняли к. Крымского но при его приближении цель ушла на сопредельную территорию и продолжала полёт, но с другой стороны границы (очевидно поступала информация о наших перехватчиках).
Как только истребители (по остатку топлива) выводились из сопровождения - цель снова переходила на нашу территорию. Если учесть, что между Ираном и Турцией шла война, а вышеназванный транспортник (как было заявлено позже) тайно перевозил оружие в Иран, то такой характер полёта понятен.
Когда подняли Куляпина (он был в составе сил усиления; самолёт был без пушки), по всей вероятности (опять же предположение), цель и перехватчик были уже вне видимости Иранских РЛС, поэтому выход до визуального контакта состоялся над нашей территорией.
На транспортные самолёты обычно так и наводили: сначала на визуальный контакт для определения характера цели, подачи ей установленных сигналов для прекращения нарушения, а затем, по обстановке, принималось решение. Решение на атаку в данной ситуации принял штурман ПН.
Но Валентин тоже понимал, что пока будет занимать исходное положение для атаки - цель может пересечь границу или просто потеряться. Единственный выход - таран.
Памятуя печальный опыт к.Елисеева (из личной беседы с Куляпиным) - бить решил крылом по стабилизатору цели. Учитывая компановку Су-15 (крыло плохо просматривается из кабины особенно когда одет гермошлём) - сделать это не просто, промахнулся, ушёл под цель. Взял ручку на себя, чтобы снова выйти на высоту цели и в этот момент посыпались осколки фонаря в кабину. Поняв, что произошёл удар - катапультировался.
Не разобравшись в ситуации, и, боясь международного скандала, по радио и ТВ было сделано официальное заявление о самолёте-нарушителе, который, пытаясь уйти, выполнял энергичные маневры и столкнулся с истребителем сопровождения.
Когда ситуация пряснилась Валентина поощрили: разрешили купить вне очереди "Москвич". Позже было написано представление на Героя, но поскольку официально уже было заявлено о столкновении, а не о таране - ограничились орденом Боевого Красного Знамени.