166 Гвардейский иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар), Грузия

 
1 22 23 24 25 26 27 28
RU Leonid Dm #23.11.2007 09:30
+
-
edit
 
RU Leonid Dm #23.11.2007 09:47
+
-
edit
 

Leonid Dm

новичок
Привет всем Марнеульцам!
Вспомнил ещё 2 фамилии: лётчик - майор Колыванов Владимир и секретарь комсомольской организации полка ст. л-т Козловский Владимир.
С Колывановым мы служили в Гудауте с 1989-1990 г.г.
 
+
-
edit
 

BAYBAY

новичок

L.D.> ... майор Колыванов Владимир и секретарь комсомольской организации полка ст. л-т Козловский Владимир...

Точно, были такие, добавлю в список. Спасибо!
Козловский одно время усиленно агитировал меня перейти на должность комсорга ОДРЭСО и искренне удивлялся моим отказам в связи с любовью к технике... :)
 
+
-
edit
 
Недавно узнал, что 20-го апреля сего года на 88-м году старожил и ветеран Марнеули Шашкова Ася Яковлевна умерла. Я, как оказалось, незадолго до смерти в марте успел с ней пообщаться .
Пусть земля ей будет пухом!
 
+
-
edit
 
Старожилы Марнеули:

- Кондратьев Александр Григорьевич, участник ВОВ, проработал вольнонаемным в финчасти в/ч 32876 с 1947 по 1993 год, 46 лет!

- гвардии старшина Мартынов Фрол Егорович, участник ВОВ, бывший воздушный стрелок ИЛ-2 106-го штурмового Померанского ордена Богдана Хмельницкого авиационного полка, ветеран ОБС РТО (ОДРСО), ОБАТО и 166-го полка, прослужил в Марнеули с 1947 по 1973-й год, 26 лет;

- Мартынова Александра Павловна, вдова участника ВОВ гвардии старшины Мартынова Фрола Егоровича, проживала в Марнеули с 1937 (с 10-ти летнего возраста), работала вольнонаемной телефонисткой и на других должностях гарнизона Марнеули по 1973-й год, 36 лет;

- Шашкова Ася Яковлевна, медсестра, работала в санчасти полка, ОБАТО и РТБ с 1954 по 1993 год, 39 лет.
 
Это сообщение редактировалось 27.11.2007 в 00:53
+
-
edit
 
По воспоминаниям, рассказу и некоторых, предоставленных документов старожила Марнеули Мартыновой Александры Павловны вырисовывается такая история:

До войны Марнеули как такового не было.
Были ж.д. станция Сандар и поселок Сандар, т.е небольшой населенный пункт примыкающий к железной дороге на Ереван. За железной дорогой был другой н.п. – Борчало, разделенный достаточным пространством от Сандар.
В Борчало жили азербайджанцы, в Сандарах жили греки и немцы-швабы, причем не одно поколение, где-то со времен Екатерины, а греки и того раньше.
Улица от площади мимо школы и до КПП аэродрома (кстати, кто помнит, как они назывались?) были и жили на этих улицах как раз немцы. Военных еще не было.
Немцы построили эффективную ирригационную систему и наш арык в частности, занимались с/х, животноводством и виноделием. Был очень богатый по тем временам колхоз. На месте казарм и аэродрома сразу же от арыка были колхозные поля, выращивали хлеб, табак, виноград. Виноградник, который от городка за болниской дорогой (где короткая тропа на аэродром) это остатки тех виноградников заложенных не одним поколением немцев, также как и вся территория старого военного городка все это было виноградником.

После начала войны по Постановлению ГКО в октябре 1941 всех сандарских немцев, а также всех немцев из Траумберга (после 1945 г. – Тамариси, рядом с аэродромом с другой западной стороны) и Люксембурга (до 1921 г. Катариненфельд, после 1945 г. – Болниси, 25 км от Марнеули, см. карту 2-х километровку), в т.ч. стариков, детей, женщин выселили в один миг за 10 дней с мест их постоянного проживания в Казахстан.
Позволили взять с собой 50 кг на нос, собрали на ж.д. станции, погрузили в вагоны, далее в Баку и через Каспий на Красноводск. Мужиков призывного возраста кого арестовали, кого в трудармию направили, оторвав от выселяемой семьи. Не пощадили даже тех, у кого сыновья уже были в Красной армии и на фронте. Как рассказывает Александра Павловна, было жутко и страшно (а она уже пережила в 1937 арест своего отца и по этой, собственно, причине ее мать и она оказались в Марнеули). В дома немцев стали вселять грузин с горных аулов.
(Как выселяли немцев подробно описано вот здесь:

» Журнал Партнер 2011 №12 (171)

Журнал Партнер - новости, политика, полезная информация, вопросы интеграции и трудоустройства, организация своего дела - самые актуальные темы затрагивающие интересы русскоговорящих эмигрантов и переселенцев из стран СНГ и ближнего зарубежья в Германии

// www.partner-inform.de
 


В 1945 г. Сандар объединяют с Борчало и переименовывают в Марнеули.
 
Это сообщение редактировалось 24.11.2007 в 12:55
+
-
edit
 
В 1943 г, когда гитлеровцы прорвались на северный Кавказ, в Сандарах появляются первые военные 665 и 100 ОБАО (если я правильно прочитал справку ЦАМО), ставят полевой перевалочный аэродром и формируется 26-й запасной истребительный авиационный полк, который в 1943 -1945 в состав действующей армии не входил.
Через аэродром Сандар перегонялись с фронта на переформирование и на фронт переформированные и пересевшие в Баку на новую материальную базу полки.
Затем в январе 1946 на базе 665 и 100 ОБАО формируется 51 авиатехнический полк.
В апреле 1947 г. на базе 51-го атп формируется 367 отдельный авиатехнический батальон, в/ч 32877 (см. справку ЦАМО). ВПП укрепляется стальными высокопрочными плитами, начинают строить военный городок, ставят финские домики, казармы и прочую инфраструктуру гарнизона.
Александру Павловну, когда получила эту справку из ЦАМО, удивил нмер в/ч – 32877, а не 32876! Как она говорит, не помнит, чтобы в Марнеули была иная в/ч, тем более с таким с номером, следующим по порядку за в/ч 32876. Это она не могла не запомнить. Есть предположение, что это опечатка, база изначально была в/ч 32876. Это подтверждает и бывший начфин в/ч 32876 Андрей Чайка, проведший расформирование полка и ОБАТО.
(Еще одна нестыковка, в Военном билете Мартынова Ф.Е. есть запись о том, что на 1956 – 1962 г, когда он служил в в/ч 32876, часть значится как 200-й ОБАТО).
Таким образом, аэродром в Марнеули начался с в/ч 32876 ОБАТО или, как просто говорили, с базы, на ней в 1993-м году и закончился.

Летом 1947 года в Марнеули перебазируется из Бранденбурга 106-й штурмовой Померанский ордена Богдана Хмельницкого авиационный полк (п/п 53966), мат часть – ИЛ-2. В составе этого полка прибывает в Марнеули, молодой парень, сибиряк, воздушный стрелок Мартынов Фрол Егорович, который имел на личном счету сбитый фашистский мессершмит. Летчики и личный состав первоначально были размещены и жили в школе.
Военный городок продолжается активно расстраиваться.
В апреле 1948 г. 106-й шап сменяет 650-й бомбардировочный Бранденбургский Краснознаменный авиационный полк на ТУ-2. Ст. сержант Мартынов остается стрелком на ТУ-2. Полк был ночным бап и, соответственно, очень много времени уделял ночным полетам.
В 1950 г. строится бетонная ВПП из пятигранных бетонных плит, военный городок Марнеули становится местом дислокации 118 гвардейской истребительной авиационной дивизии (в/ч 49782), 650-й бап сменяет 166-й гвардейский уже истребительный Краснознаменный авиационный полк на новеньких реактивных истребителях МИГ-15, входящий в состав данной истребительной дивизии (и дислоцируется в Марнеули уже до его полного расформирования в 1993 г. после развавла СССР).
118 гв. иад базировалась в Марнеули по 1958 г. В 1958 г. 118-я гв. иад расформировывается, 166-й гв. иап переходит в состав сформированного Закавказского корпуса ПВО, г Тбилиси. В апреле 1962 г. Закавказский корпус ПВО переформировывается в 14-й корпус ПВО (место дислокации г. Тбилиси) Бакинского округа ПВО
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 26.11.2007 в 23:28
+
-
edit
 
Фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2

Ту-2 - фронтовой пикирующий бомбардировщик, созданный в 1939-40 в спецтехотделе № 103 ЦКБ-29 НКВД. По схеме - среднеплан с разнесённым хвостовым оперением. Два поршневых двигателя АМ-37 (на опытном самолёте и дублёре), АШ-82 (на третьем самолёте), АШ-82НВ (в серии). Двухлонжеронное крыло состояло из центроплана и консолей. Основные опоры шасси убирались назад в мотогондолы, хвостовое колесо - в фюзеляж. Фюзеляж полумонококовой конструкции с большим бомбовым отсеком. Базовая схема была использована для создания ряда модификаций: первого в СССР специального фоторазведчика, штурмовика, перехватчика, скоростного дальнего бомбардировщика, торпедоносца, истребителя дальнего сопровождения. Вооружение - две пушки ШВАК по бортам фюзеляжа, три-пять пулемётов УБ (УБТ) для защиты сзади. Бомбовая нагрузка - три бомбы по 1000 кг, максимальная нагрузка до 4 т. Мощное вооружение и большая скорость полёта позволяли использовать Ту-2 без истребителей сопровождения. Серийная постройка продолжалась с 1942 по 1950. Построено более 2500 самолётов, из них около 800 участвовало в Великой Отечественной войне и в войне 1945 с Японией. Самолёт проявил себя как один из лучших фронтовых бомбардировщиков 2-й мировой войны. Он стал своеобразным "мостом" между поршневой и реактивной авиацией. На его базе был построен первый реактивный бомбардировщик Ту-12.

Первый полет, год 1941
Начало серийного производства, год 1942
Число, тип и марка двигателей 2 ПД АШ-82НВ
Мощность двигателя, кВт 1360
Длина самолета, м 13,8
Высота самолета, м 4,5
Размах крыла, м 18,86
Площадь крыла, кв.м 48,8
Колея шасси, м 5,4
Взлетная масса, т
нормальная 10,86
максимальная 11,36
Масса пустого самолета, т 7,434
Максимальная дальность полета, км 2100
Максимальная скорость полета, км/ч 547
Потолок, м 9500
Экипаж, чел 3-5
Прикреплённые файлы:
ТУ-2.jpg (скачать) [18,9 кБ]
 
 
 
Это сообщение редактировалось 25.11.2007 в 13:58
+
-
edit
 
26 ноября 1925 года в селе Малая Песчанка Маршинского района Кемеровской обл. родился бывший воздушный стрелок ИЛ-2, ветеран Великой Отечественной войны гвардии старшина Мартынов Фрол Егорович.
В Советской армии с 1942 года.
1942 – 1943 гг - Ленинградское военное авиационное училище;
1943 – 1948 гг - 106-й штурмовой Померанский ордена Богдана Хмельницкого авиационный полк, воздушный стрелок ИЛ-2;
1948 – 1950 гг – 650-й бомбардировочный Бранденбургский Краснознаменный авиационный полк, ст.воздушный стрелок ТУ-2;
С 1955 г. на сверхсрочной службе
1955 – 1956 гг - 29-й ОДРСО, в/ч 74511;
1956 – 1962 гг - 200-я авиа техническая база;
1962 – 1971 - ОБАТО, в/ч 32876;
1971 – 1973 гг - 166-й гвардейский Краснознаменный иап, в/ч 10227.
С 1973 в отставке.
Умер 23.01.1997 г, похоронен в г. Туапсе Краснодарского кр.

Это данные из Военного билета

Первый слева в строю старший сержант Мартынов Ф.Е.
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 27.11.2007 в 18:02

Lamm

аксакал

Да.... до 48 лет дослужил... Были ж в то время рядом с нами люди... И под старость срываться с места насиженного тож не фонтан.
на пути каждого ИБАшника стоит Су-24 (народная пословица)  
+
-
edit
 
Не соглашусь с тобой, Андрей. Очень правильно и вовремя съехали из Грузии.
Помню мой отец тож очень хотел в Тбилиси остаться. Там был его отцовский частный дом (моего деда) в хорошем месте (почти что в центре) по нынешним временам, 2-й этаж которого он сам отстроил. Слава богу он нас (мать, меня и сестру) послушал, осели тож на юге, но в РФ и у моря Черного.
После распада СССР там много чего творилось такого, что никто из моих многочисленных родственников не пережил, вынуждены были все нажитое отдать фактически даром обнаглевшим от вседозволенности грузинам и буквально бежать. Дом, короче, отобрали "гвардейцы" Китовани.
В 1995-м году умерла там моя тетка, участник ВОВ, которая там осталась уже последняя. Отец поехал хоронить ее. Лучше бы он не ездил! Много чего его там шокировало. Но больше всего то, что на кладбище обнаружил, что в семейную могилу, где похоронены были мои дед и бабка, ликвидировали. В них захоронили грузин. Кладбище тоже стало престижным местом среди Тбилиских кладбищ.
После этой поездки он как то сник и через год с небольшим умер. Не смог он всего этого пережить ....

Так что, все что не делается, оно видимо всегда к лучшему ....
 

Lamm

аксакал

То-то и оно, что прожил столько лет на одном месте, прослужил в одном полку, на одном аэродроме, а под старость НАДО съезжать. И ни опыта не передашь, ни традиции не поддержишь... А на новом месте снова здорово, связи заново, огороды там всякие, гаражи и сараи, дачи и т.д., что держит пенсионера по возрасту на плаву.
А эти бандиты... Опозорили они Грузию надолго, вмести с их ебанутым президентом.
на пути каждого ИБАшника стоит Су-24 (народная пословица)  
+
-
edit
 
Из фотоархива Мартыновых
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 27.11.2007 в 16:40
+
-
edit
 
+
-
edit
 
Снег в Марнеули редкость!
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 27.11.2007 в 17:58
+
-
edit
 
+
-
edit
 
+
-
edit
 
+
-
edit
 
Старожилы Марнеули:
Мартынов Фрол Егорович и Кондратьев Александр Григорьевич
Прикреплённые файлы:
 
 
+
-
edit
 
1. Богослов Иван с дочерью

2. Омельченко НИ
 
 
Это сообщение редактировалось 27.11.2007 в 17:30
+
-
edit
 
Вот такие поощрения сорпрвождали нас по жизни в Советское время.
Как ни странно, но и эти Грамоты это часть истории полка и, в частности, ОБАТО в/ч 32876
Что ценно, они сохранили фамилии командиров части!
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 28.11.2007 в 16:29
+
-
edit
 
+
-
edit
 
+
-
edit
 
....
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 28.11.2007 в 21:05
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

Lamm

аксакал

Интересно, что на некторых даты не ставили.
Фотографии интересные, характерные.
на пути каждого ИБАшника стоит Су-24 (народная пословица)  
1 22 23 24 25 26 27 28

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru