7-40> Только не ругайте его слишком сильно, он всё-таки самый лучший из тех, кто на Кара-Мурзе. Уж как-нибудь повежливее... Думаю, он сможет понять... Всё ещё думаю, что сможет...
Карев: Не тратьте напрасно буквы и ваше время. За 10 месяцев общения вы должны были достаточно хорошо узнать меня. Я не Стас и не заведусь с полоборота. В начале дискуссии я, может быть, иногда горячился (хотя все равно это было "в рамках"), а сейчас я уже к вам (и к остальным) привык и совершенно равнодушен к любым подколам, если они делаются хотя бы внешне прилично. Это мой последний коммент по данному поводу.
Karev1Karev1> Что ж это за специалисты, если их прогноз ошибается в тысячу раз? Или они заведомо обманывали публику?
Тико: Скажем так, что НАСА использовала сильно притянутые за уши модели будущей активности, зачастую выдавая желаемое за действительное. Нельзя сказать, что она обманывала всех сознательно. Просто ей позарез нужно было продолжение пилотируемой космической программы.
Карев: Что-то у вас с логикой... "...ей позарез нужно было продолжение пилотируемой космической программы". И она обманывала всех подсознательно?
Тико: Кроме того, из Ваших слов вытекает, что НАСА действительно удачно втёрла всем очки, а Конгресс, президент и бюджетное управление пошли у них на поводу.
Карев: Ничего подобного из моих слов не следует. Ключевые фигуры и НАСА, и администрации, и конгресса прекрасно понимали реальную ситуацию. Очки втерли почтенной публике, стратегическому противнику и рядовым конгрессменам. Ну, последние могут сказать словами поэта: "Ах обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад."
Тико: Но это совсем не так; очевидно, что Вы не владеете всей картиной. На самом деле всем принимающим решения лицам в администрации и правительстве было совершенно очевидно, уже в 1971, что Шаттл не будет экономичным. Он этом говорилось открытым текстом.
Карев: Ага!!! И СМИ откровенно объяснили массам и потенциальному противнику, что их нагло обманывают. И все публикуемые цифры стоимости выведения - липа.
Тико: Бюджетное управление прямо предлагало свернуть программу и перейти на Big Gemini, или по крайней мере сделать Шаттл меньше, так как его чиновники ясно осознавали что экономической выгоды с Шаттла не поиметь, но пилотируемую программу им отменить тоже не дадут.В конечном итоге, если не вдаваться в детали, решение Никсона о принятии Шаттла в его финальной конфигурации было политическим, и принятым с полным знанием о неэкономичности Шаттла. За Шаттл были многие факторы, такие как необходимость поддержать аэрокосмическую индустрию в электорально значительных штатах, необходимость не пасть лицом в грязь перед продолжающим летать СССР, нежелание делать "шаг назад" в форме Big G, предстоящие выборы, ответственность перед уже сделанными обещаниями сделать (или хотя бы продемонстрировать шаги в этом направлении) космос более доступным и дешёвым, оптимально загрузить работой уже существующие центры НАСА (а это большой плюс перед Сенатом), и так далее. С другой стороны, Шаттл был образцом политического и финансового компромисса. Отказавшись от идеи сделать Шаттл окупаемым, и не желая идти на попятный с явно уступающим советским Союзам Gemini, решили сделать разработку Шаттла более дешёвой путём отказа от полной многоразовости. Шаттлу тем не менее оставили большой и габаритный грузовой отсек, потому что будучи уменьшенным, он терял слишком много из своих разрекламированных возможностей и цена запуска задиралась в итоге слишком высоко даже при учёте изначальной экономической нецелесообразности Шаттла.
Karev1> Шаттл был создан именно таким каким он и задумывался. Проект корабля, состоящего из орбитального самолета, ракетных ускорителей и сбрасываемого топливного бака был утвержден 5 янв. 1972 г.
Тико: Это неправда. Шаттл прошёл много инкарнаций, а задумывался он сначала как элемент снабжения ДОС, потом как универсальный и дешёвый полностью многоразовый носитель, а его конечная форма стала компромиссом между необходимостью продолжать целенаправленную пилотируемую программу и финансовыми реалиями.
Карев: Вы не согласны с приведенными датами? Или вы ведете речь о предварительных проработках конца 60-х? Да, на самых предварительных стадиях проработок были планы полностью многоразового носителя с меньшим орбитальным самолетом. Однако и тот Шаттл, что есть, был создан на пределе технических возможностей своего времени. Разработка полностью многоразового Шаттла по схеме конца 60-х, могла потребовать десятки лет работы и вообще отсутствовала гарантии ее осуществления в какие-то конкретные сроки. НАСА это прекрасно понимало и выбрало реальный проект. Полностью многоразовый Шаттл планировался как следующий этап, который должен был быть реализован к концу эксплуатации парка нынешних Шаттлов. Но, видимо, в связи с победой в холодной войне, в связи с катастрофой Челленджера, с началом СОИ (хронологически, конечно, в обратном порядке, но по важности - именно так) и с охлаждением вследствие этих причин интереса к пилотируемой космонавтике, планы создания Шаттла-2 не были реализованы.
Karev1> Так на кого пенять? США планировали свой носитель под свои же грузы, а потом говорят, что "грузов маловато". Но и тут можно оправдаться: " Новый состав конгресса зарубил ассигнования на планируемые спутники; в виду технического совершенствования спутникостроения уменьшилась потребность в количестве спутников и т.п." Можно поспорить и с этими объяснениями, но - не будем.
Тико: Действительно, не будем. Так как Вы понимаете всё неверно. То, что модели будущего траффика запусков для оправдания дешевизны Шаттла были нереалистичными, было общеизвестно всей администрации и всему Белому Дому в 1971. Кстати, если я не говорил, то ещё раз скажу - даже с задранным и надуманным траффиком всё равно Шаттл уступал Титанам в оценках OMB, о чём теми было недвусмысленно заявлено. Цитата от экономиста OMB, Джона Салливана, от Октября 1971: "Шаттл не может быть обоснован экономически". Но так как закрыть пилотируемую программу было нереально по политическим причинам, Шаттл всё-таки полетел.
Karev1> Когда говорят, что их цена при продолжении выпуска значительно упала бы, защитники отвечают, что "...слишком мощные - нет потребного для них грузопотока".
Тико: Для S-5 действительно не было запланировано никакой ПН. А S-1B уступал Титанам экономически, тут Вы неправы.
Карев: Если С-5 - фикция, то, вполне естественно, что под нее и не планировалось никакой ПН, Тут ничего удивительного нет. Удивительно было бы наоборот, если б, зная о фиктивности С-5, под нее планировали ПН. К стати, в 70-е годы было много теоретических проработок полетов к планетам солнечной системы с использованием РН С-5. Однако, никакие практические проекты такого рода даже не принимались к рассмотрению. В этом плане интересна история возникновения проекта Союз-Аполлон. Для заполнения бреши в пилотируемых полетах между Аполлонами и Шаттлами, НАСА бросило клич своим сотрудникам: предложить какой-нибудь проект с использованием существующей техники. Однако сразу предупредило: Никаких полетов к Луне!!! Что касается экономичности, то, как вы сами понимаете - она является функцией объемов производства. Помню как в том же1971-м нам в институте показывали "настоящий лазер" и с придыханием говорили, что он стоит 1 млн. рублей!(тех еще!!!) А сейчас это самая обыденная и достаточно дешевая вещь. А какие перспективы были по модернизации того же С-1Б!
Karev1> Ведь 50-60 пусков Шаттла - это примерно 1000 т ПГ в год, а это всего 10 пусков С-5, или 50 пусков С-1Б, или 5 пусков С-5 и 25 пусков С-1Б, или ... Чем не загрузка для лунных РН?
Тико: Вы же вроде ракетчик. Таким образом Вы должны понимать, что подобное упрощение неуместно. Во-1, Сатурн-5 от этого никак не подешевеет, скорее наоборот, а во-2, единовременный запуск 10 спутников вовсе не равнозначен 10 запускам. Впрочем, 7-40 это уже обьяснил.
Карев: Разумеется это было некоторое упрощение, но не такое, которое делает само предложение бессмысленным. Под Энергию-Буран тоже вначале не было ПН. Некоторые фирмы (наша, например) вообще отказывались использовать новый носитель. Однако к началу пусков Энергию уже ждала целая очередь объектов для запуска. Это я не сам придумал, мне об этом говорили разработчики Энергии.
Karev1> Военным нужны носители с широким диапазоном высот/наклонений орбит и масс ПГ, а какой он будет при этом - с крылышками или без крылышек, одноразовый или многоразовый, им - все равно.
Тико: Нет, не всё равно. Им именно нужна пресловутая гибкость траффика, для которой Сатурн-5 не подходит принципиально, а С-1Б проигрывает Титанам по деньгам.Кроме того, Вы совершенно упускаете из виду американскую пилотируемую программу, а зря. Потому что в контексте понимания задач и перспектив этой программы в начале 70-х, Сатурн проигрывает Шаттлу по двум важным пунктам. Как Вы наверное знаете, программа пилотируемого исследования планет была отодвинута на совершенно неопределёные сроки, а программа орбитальных станций тоже не вырисовывалась на горизонте. Так как в космос всё-таки летать американцы продолжают, возникают два принципиальных вопроса - на чём астронавты будут летать в космос, и что они там будут делать. Джемини - это шаг назад, он уступает Союзу. Аполлон избыточен как космический корабль, и не подходит для орбитальных операций, это скорее средство передвижения, а не лаборатория и не дом на орбите. Нормально заниматься наукой на орбите без станции нельзя. То есть, Сатурн-Аполлон совершенно не удовлетворяют не только рынок запусков спутников, они не отвечают сложившимся нуждам пилотируемой программы. А вот Шаттл даёт очень удобный ответ на оба эти вопроса - Шаттл формально предназначен для вывода грузов на орбиту и их обслуживание, а астронавты летают на нём в качестве экипажа и обслуживающего персонала. И не надо критиковать подобный образ мышления с сегодняшних позиций. Это сегодня мы понимаем, что Шаттл - это идеологический тупик в плане развития космонавтики. Надо понимать, что решение о Шаттле на самом деле не подразумевало сколько-либо глубоких раздумий на тему о судьбах космонавтики. Это было политическое решение, сделанное по внутриполитическим американским причинам, которое было призвано обслуживать сиюминутные политические мотивы, и как таковое оно было вполне логичным. У американцев никогда не было продуманной долгосрочной программы пилотируемой космонавтики. Все "вехи" на пути американской пилотируемой программы были обусловлены достаточно сиюминутными мотивами политического руководства.
Карев: О какой "гибкости траффика" вы говорите!? В чем гибкость выведения Шаттлами? Он что быстрее С-5 готовится к пуску? - Нет. У него больше возможностей вывести разные объекты на разные орбиты в одном пуске? Не существенно выше, а если оснастить С-5 блоком разведения, то и вообще хуже. Может выводить объекты с большим недогрузом? Да. Только этим "достоинством" обладает любой носитель. Что еще? Снятие с орбиты летающих аппаратов. Это - да. Одноразовые РН и С-5 в т.ч. не могут этого. Сколько раз это преимущество Шаттла было в реальности использовано за 26,5 лет полетов? По моему ТРИ раза (объектов сняли 4, но 2 сняли в одном полете).
Насчет Шаттла как "идеологического тупика в плане развития космонавтики" я бы очень поспорил. Если космонавтике суждено развиваться и дальше, что само по себе никем и не чем не гарантировано, то создание полностью многоразовых систем выведения представляется мне необходимым этапом такого развития. А Шаттл и Буран можно рассматривать как промежуточный этап на этом пути. Правда преждевременный и излишне дорогой.
Karev1> Так как же при этом выглядят американцы? Круглыми идиотами.
Тико: Нет, не выглядят. Политические решения часто не выглядят мудрыми в ретроспективе, тем не менее они практически всегда логичны в своём временном контексте. Вам может быть чужда и непонятна политическая логика американцев, но это повод узнать её поближе, а не повод строить на основе непонимания этой логики карточные дома предполагаемых афер. Вы делаете ошибку, пытаясь приписать американцам придуманные Вами самими политические мотивы, вместо того чтобы изучить их настоящие политические мотивы.
Карев: Как там говорится? " Язык дан политикам для того, чтоб скрывать свои мысли"?
ТО, что декларируется политиками как цель, совсем не обязательно ей и является. За примерами ходить далеко не надо. Войны США в Югославии, Афганистане и Ираке не достигли почти ни одной из декларированных американскими политиками целей (разве, что отстранение и казнь Хусейна), однако эта политика продолжается с завидным упорством, что заставляет здравомыслящих людей полагать, что цели у этих войн были совсем другие и они-то успешно выполнены. Разве политическая возня вокруг программ Аполлон и Шаттл является природным процессом, типа извержения вулкана, и не может быть организована самими политиками?
Karev1> А вот если мы предположим, что лунная программа - это блеф, то все становится разумным и логичным
Тико: Нет, не становится Вы можете пытаться вырвать какой-то один кусок из исторического контекста и показать его в выгодном Вам свете, но тогда он перестаёт стыковаться с остальными известными фактами. Не вдаваясь в неуместные в данной дискуссии подробности, Вам всё равно придётся обьяснять километровые вакуумные камеры с полными копиями лунного рельефа, сотни часов высококачественных спецэффектов, профессиональные актёрские навыки контролёров ЦУП, килограммы лунного грунта, свидетельства астрономических обзерваторий, тонны литературы по проведённым научным исследованиям, и т.д. и т.п.Кроме того, даже если всё это вообще не упоминать, в Вашей теории всё равно есть дыры, которые следуют из того что Вы не владеете политическим контекстом американской космической программы. А если этот контекст знать, то никаких странностей и непонятностей нет. Исходя из предположения, что у американцев был план развития пилотируемой космонавтики, Вы ничего не добьётесь. А рассмотрев политические мотивы людей, принимавших решения по этой программе - поймёте всё.
Карев: Моя логика вполне укладывается в американскую политическую логику холодной войны о которой говорил Старый.
Karev1> В прессе разворачивается шумная кампания критики "расточительной" программы Аполлон.
Тико: Не "расточительной" а именно расточительной. В прямом смысле слова. Кроме того, Вы попадаете мимо кассы - пресса шумно критиковала Аполлон уже на следующий день после речи Кеннеди Так что никакой организованной компании не проводилось. Программа себя исчерпала и была закрыта.
Карев: Критика критике рознь. Если б это была действительно серьезная критика, которую умеют развязать западные СМИ, то высадку американцев на Луну встретил бы не всеобщий восторг нации, а многомиллионные акции протеста, как против войны во Вьетнаме, а Армстронг был бы не национальным героем, а изгоем, встречаемым улюлюканьем толпы и тухлыми яйцами, как олицетворение бессмысленной и расточительной программы, осуществленной в то время когда в стране много миллионов бедняков и бездомных (или, на выбор, когда страна напрягала силы в войне с мировым коммунизмом).
Karev1> конгресс "зарубает" финансирование Сатурнов (ведь руководство конгресса знает, что они не смогут выодить объявленные ПГ, но не может об этом сказать)
Тико: Вы меня конечно простите, но "руководство конгресса", которое якобы может конгрессу что-то указать - это просто феерическая глупость. Это свидетельствует о том, что Вы вообще не знаете что такое Конгресс, как он работает и какое место занимает в американской политической жизни.
Карев: Давайте не будем здесь читать пропагандистские лекции об американской демократии. Это не тема форума. Хотя можно (офтоп) вспомнить книжку Паркинсона "Законы Паркинсона", где он, слегка утрировано, описывает механизмы действия англосаксонского парламентаризма.
Тико: Кроме того, в этом Вашем высказывании запрятаны фактологические и логические ошибки. Во-1, Конгресс никогда не выделял деньги конкретно на Сатурны. Он выделял деньги на программу, а программа изначально предполагала конечное число полётов.
Карев: Однако, помнится, планировалось и продолжение исследования Луны (PostАполлон). И еще, я уже рассказывал 7-40 на форуме СГКМ, что НАСА и американский конгресс бывают и весьма рачительными в использовании созданной ракетной техники. Когда Титан-2 был снят с боевого дежурства, то была разработана и профинансирована целая программа использования бывших МБР в качестве РН. Что совсем не похоже на действия по отношению к С-5.
Тико: Во-2, решение о прекращении их производства было принято внутри НАСА, опять таки потому что жёстко ограниченной была сама программа. В-3 Вы неявно предполагаете что было намерение использовать Сатурн-5 для выведения спутников или ещё чего-то кроме пилотируемых запусков, а такого намерения не было никогда. Ну и в-4, Вы опять неявно исходите из предположения что у американцев был какой-то долгосрочный план развития пилотируемой космонавтики, исходя из нужд которого они могли представить себе какая техника им понадобиться на следующий день. А это не так.
Карев: Ну, что ж. Американцы обычно предпочитают лучше самим выглядеть дураками, чем признать своих противников умными и умелыми. Опять можно вспомнит иракские войны. Американцы очень неохотно признают свои потери от действий противника. Они скорее объявят их следствием собственных ошибок ("дружественный" обстрел, аварии техники и др.) Почему бы им и не выставить себя эдакими растяпами в планировании пилотируемой космонавтики?
Karev1> под флагом "экономии", начинается разработка Шаттла.
Тико: Вот только всем ясно, что экономии никакой нет, а всё равно делают. Его экономическая нецелесообразность, как я уже указал, вовсе не была ни для кого секретом. На самом деле, это указывает на зияющую брешь во всей Вашей логике. Вы ведь фактически утверждаете, что Шаттл поспешили делать на замену Сатурну, потому что Сатурн, из-за его "недотягивания", было необходимо заменить на что-то, способное делать его работу.
Карев: Ничего подобного я не утверждаю. Шаттл и не способен выполнять работу настоящего С-5. Если б амы хотели заменить С-5 Шаттлом, то они сделали бы его по такой же схеме как Энергия-Буран. Шаттл не заменял С-5, а отвлекал от него внимание.
Тико: Но факты, цифры грузопотока, невостребованные возможности Шаттла и его экономическая нецелесообразность указывают на обратное. Шаттл вовсе не был предназначен на замену Сатурна в качестве средства выведения. Те задачи, которые в конечном итоге выполнял Шаттл, прекрасно обеспечивались одноразовыми РН. Т.е., фактически, Сатурну вовсе не была нужна замена, тем более такая как Шаттл. А Шаттл делали совсем по другим приичинам.
Карев: О чем я и говорю.