israel> Василиск, повторяю: какая связь между выживанием экипажа и проигрышем в войне?
Изначально речь шла об относительной цене танка и его экипажа. Так вот, танк, обеспечивающий существенно бОльшую вероятность выживания экипажа, при прочих равных будет дороже и тяжелее "обычного" танка. А значит, страна сможет себе позволить иметь меньше танков, и они будут менее мобильны(не столько даже на поле боя, сколько при переброске, скажем, ж/д транспортом), т.е. оперировать ими(перебрасывать на другие ТВД, например) будет сложнее. А значит, во время серьезной войны есть риск оказаться без нужного количества танков в нужном месте. Что, соответственно, может привести в том числе и к проигрышу войны.
Отсюда у меня и возник вопрос об относительной цене жизней экипажей и жизней прочих граждан страны. Я понимаю, что у разных государств разные обстоятельства. И именно поэтому я против общих фраз и голословных заявлений о том, что якобы жизни экипажа всегда и везде приоритетны, по сравнению, скажем, с эффективностью танка при прорыве вражеской ПТО или в обороне против машин противника. У нас может быть танк с очень хорошей защитой экипажа, который при этом по другим параметрам нафиг никому не нужен. И напротив, если боевую задачу может выполнить только машина, в которой экипаж при подбитии с высокой вероятностью гибнет, но без этой боевой задачи война выиграна быть не может, то командованию и танкистам придется использовать именно такие танки, каким бы гуманным командование ни было. Или, разумеется, искать другие методы решения той же задачи, вообще без применения танков.
Война есть война, кто-то всё равно на ней будет гибнуть. Если в какой-то операции мы применим танки, и у нас полностью погибнут, скажем, пять танков с экипажами, т.е. 15 человек, это конечно плохо, но это лучше, чем положить пехотный полк на решении той же задачи без танков. Или даже положить "только" полбатальона, применив хорошо защищенные, но неэффективные для данной конкретной цели машины. Потери, ИМХО, надо считать целиком, даже не для всей операции, а для всей войны в целом. И уже исходя из этого смотреть, стоит ли повышать защищенность именно танковых экипажей, а не, к примеру, пехотинцев в БМП.