sezam>> стабилизации предшествует ВРАЩЕНИЕ от точки нестабильности до точки стабильности. А вы тут заливаете, что ЦМ не играет роли.Tico> Вы вообще поняли, что я сказал? Вы поняли, что такое "стабилизация по гравитационному ГРАДИЕНТУ"?
ну например, сама Луна относительно Земли.
sezam>> Вам про фому, а вы про ерему. Что произойдет при жестком креплении двигателя на корме и отклонении ЦМ от оси тяги двигателя?Tico> τ = r*F*sinθ.
ну я так и написал двумя постами выше.
>Посчитайте теперь суммарный момент с учётом и без учёта силы тяжести. Получите одно и то же. Что это говорит? Правильно, что сила тяжести побоку.
То есть вы хотите сказать, что гравитацию никак не надо компенсировать и неважно, в каком направлении летит ракета, гравитация ее не отклоняет с курса? Так?
sezam>> Поясняю: КК взлетает (или садится) вертикально на струе. Допустим, что сила тяги точно уравновешивает гравитацию и КК НЕПОДВИЖЕН.Tico> Сезам, даже если он НЕПОДВИЖЕН, если он при этом не касается поверхности, он всё равно ЛЕТИТ. Это принципиальный момент.
а в чем принципиальная разница, стоит ли предмет на полу или на струе газа?
sezam>> 1) Произойдет ли крен?Tico> Да, потому что сместился ЦМ и возник τ = r*F*sinθ.sezam>> 2) Если да, то сместится ли вектор тяги?Tico> Да. sezam>> 3) Если да, то произойдет ли отклонение курса?Tico> Да.sezam>> 4) если да, то что надо предпринять?Tico> Компенсировать изменением силы и вектора тяги. а) создать обратный момент и компенсировать отклонение по углу и смещению б) после коррекции направиться на новый ЦМ.
Погодите, я еще не разобрался. Вот смотрите: три крайних случая:
1) КК летитв вакууме по инерции; где ЦМ - неважно. Гравитация роли не играет. Ясно. То есть играет в том смысле, что это падение.
2) КК летит вдали от планет, но с включенным двигателем, разгоняясь. Мы имеем силу ускорения , которая "прижимает" все массы к "полу" - стороне, противоположной направлению ускорения. Смещение любой массы относительно своего положения вызовет этот самый синус теты. Его надо скомпенсировать, совместив вектор тяги с ЦМ и направлением нужной траектории. Это, похоже, происходит за одну итерацию. Ок.
3) КК "летит" на струе газа, "зависнув" на малой скорости (для простоты возьмем =0) относительно планеты. Сила двигателя компенсирует гравитацию. Если масса смещается, то по тому же принципу появляется вращающий момент , тот синус теты на плечо на тягу двигателя. НО, как только ось КК из-за этого момента сместилась - появляется кроме этого и угол между направлением гравитации и силой двигателя - то есть двигатель больше не компенсирует гравитацию!
То есть, если скомпенсировать отклонение по тому же принципу, что и в п.2 мы вернем вектор силы на ЦМ, но не вернем вектор двигателя в то же положение относительно силы тяжести, которой он и должен противостоять, чтобы висеть неподвижно. Разве нет? Визуально это должно быть похожим на скольжение по наклонной горке, причем тем более крутой, чем большее отклонение. Зависание на струе - неустойчивое равновесие!
То есть мы должны не только компенсировать направление, но и усилить ТЯГУ, чтобы не допустить спуска, а при выходе вновь в вертикальное положение, тягу уменьшить, чтобы не допустить подъема.
Если же КК взлетает или садится, то это выглядит как покачивание (то что я назвал балансировкой)
Я понимаю, что механически разницы нет, но разница... есть, и она в том, что при отсутствии гравитации КК ускоряется в выбранном направлении и при отклонении ЦМ происходит плавный поворот траектории, который надо выправить и все. Тяга двигателя компенсирует только инернционность массы.
При МАЛЫХ скоростях в условиях значительной гравитации в вакууме большая часть тяги используется именно на КОМПЕНСАЦИЮ этой гравитации.
Условная "сила инерции массы" направлена против силы ускорения - в дальнем космосе это сила двигателя, вектор которой меняется вместе с осью КК.
А в припланетном пространстве - есть еще и сила гравитации, которая всегда направлена к центру планеты.
Например, ракета стартующая с земли. Она разгоняется с намного бОльшим усилием, чем простая компенсация гравитации, кроме того, она вытянута и большого отклонения массы в ней произойти не может, кроме того, она стабилизируется аэродинамически.
А вот чувак с ракетным ранцем:
в всех вариантах сопло выше (или на уровне) ЦМ и никогда устройство не стоит на струе... кроме ЛМ.