Реклама Google — средство выживания форумов :)
Так и сделала природа с лунным реголитом. Чистое, восстановленное железо занимает здесь тончайший слой толщиной порядка 20 ангстрем. Дальше обыкновенные окислы. Если сравнить с земными образцами, где сверху коррозия, а под ней - чистый металл, то на Луне все наоборот. Как только начинают «прощупывать» приборами атомы, лежащие чуть глубже этого таинственного слоя, то никаких чудес - обыкновенная картина окисленного металла. Преподнесли сюрприз и американские образцы лунного грунта, изученные в советских институтах. Они оказались подобными слоеному пирогу: железо - окислы - железо. Почему? Пока ученые лишь строят гипотезы.
Когда я делал доклад по этой теме в Калифорнийском технологическом институте, который являлся головной организацией по исследованию лунных пород, - вспоминает Олег Богатиков, - там присутствовал один из отцов-основателей лунной геохимии профессор Джери Вассербург. После моего выступления он подошел ко мне и сказал: "Все это, конечно, интересно, но этого не может быть. Мы, американцы, когда получили лунный грунт, раздали его в пятьдесят лучших лабораторий мира, и эти лаборатории проводили всевозможные эксперименты с ним, но явления, о котором вы говорите, они не обнаружили".
Можно было предположить, что все дело в грунте, ведь образцы были взяты с разных мест Луны и поэтому несколько отличались по составу. Но это, по мнению российских ученых, непринципиально. Образцы с различных точек Луны, конечно, имеют отличия, в том числе чисто внешние. Российские образцы - это реголит, то есть пыль и песок, который отражает усредненный состав Луны, а американский грунт - наряду с реголитом это и куски пород. Мы и американцы имеем образцы с различных мест прилунения: с лунных "континентов" и "морей". В принципе не имеет значения, что изучать: крохотную песчинку под микроскопом или крупные образцы. Кстати, позднее, проведя по российской методике исследования лунного грунта, Вассербург признал свою ошибку.
Сейчас мы опять после 10-летнего перерыва исследуем лунный грунт с помощью новых приборов, – рассказывает Олег Алексеевич. – И уже открыли 43 лунных минерала, которые тогда пропустили, поскольку они находятся в виде микроскопических наночастиц и обнаружить их можно лишь специальными приборами. Некоторые из этих лунных минералов на Земле не существуют – например, соединение железа и олова – они антагонисты, а на Луне они прекрасно уживаются. Каким образом? Просто потому, что наночастицы обладают совершенно другими свойствами. Известно, например, что частицы эти отличаются особой твердостью. Если, скажем, облучить ими трущиеся детали, те прослужат значительно дольше. На Земле тоже есть месторождения полезных ископаемых, которые сложены наночастицами. Осваивать их непросто – ведь у наночастиц абсолютно иная химия, иная физика. Но все-таки одно месторождение – Мурунтау в Узбекистане – несколько лет назад было освоено. Правда, теперь там добывают золото и платину американцы. У нас в России подобное месторождение нашли в Забайкалье – Сухой Лог. Именно за такими месторождениями будущее, потому что обычных хватит лет на 20. На повестке дня стоит вопрос разработки эффективного способа дробления и обогащения наноместорождений для выделения благородных и других металлов, ведь там есть практически все.
– А что вас удивило больше всего из того, чем вы занимались в науке?
– Луна. Никто не представлял, что под действием потока протонов – «солнечного ветра» – там происходят такие процессы. Потом мы смоделировали их в лаборатории. Взяли металлическую чушку, отполировали ее, протонной пушкой написали на ней слово «мир» и вставили на 10 минут в пары «царской водки», что по земным меркам равно приблизительно 10-летнему пребыванию чушки на воздухе. Когда вынули ее, увидели, что абсолютно все проржавело, кроме слова «мир». Удивительная вещь! Вообще Луна таит в себе еще много загадок. Сейчас мы написали книгу «Луна под микроскопом», которую надеемся выпустить к 75-летию нашего института. Теперь мы знаем, что в эволюции магматизма Земли и Луны различия колоссальные! Например, в числе лунных минералов нет ни одного минерала платиновой группы, а на Земле их шесть! Мы задумались, почему так? Может, просто их пропустили? И взяли грант под изучение рудных минералов Луны и скрупулезно исследовали образцы еще раз
"НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ" ::
«Форум. Новости космонавтики. Космос.» ежемесячный журнал, рассказывающий о событиях российской и зарубежной космонавтики.
// www.novosti-kosmonavtiki.ru
Для отбора лунных метеоритов надо один-два числа, каким-то образом характеризующих вещество.1, 2) Сервейеры дают очень, очень приблизительный состав, даже поэлементный состав они не дают, так что лунные метеориты Вы по их данным не соберёте.
Что и является причиной отсутвия в американском (в отличие от советского!) треков энергичных частиц (Л.Л. Кашкаров, А.К. Лаврухина и Л.И. Генаева. Изменение плотности треков от поверхности к центру кристаллов.)3, 4) Даже если Вы соберёте метеориты, Вы не получите из них реголит. Никакое облучение в ускорителе не даст Вам даже подобия космического облучения. Лунный грунт - его поверхностная часть, экспонированная космосу миллионы лет, - содержит треки космических лучей, тяжёлых галактических ядер. Эти ядра образуют треки, они вызывают по ходу трека протекание определённых ядерных реакций (spallation), в результате чего образуются соответствующие элементы. Никакой ускоритель ни тогда, ни сегодня, ни через 20 лет не сможет сделать ничего подобного: энергия космических лучей на многие порядки выше, чем обеспечит самый мощный ускоритель. Это абсолютно безнадёжно. На земле нет ничего, что сможет смоделировать спектр космических лучей.
Это и является причиной выявленного учеными факта, что советский грунт отличается от американского значительно сильнее, чем американкие между собой.5, 6) Американский грунт поступил в распоряжение учёных раньше, чем советский, поэтому скорректировать его задним числом уже не получится. Даже если бы это было технически осуществимо.
Так и сделала природа с лунным реголитом. Чистое, восстановленное железо занимает здесь тончайший слой толщиной порядка 20 ангстрем. Дальше обыкновенные окислы. Если сравнить с земными образцами, где сверху коррозия, а под ней - чистый металл, то на Луне все наоборот. Как только начинают «прощупывать» приборами атомы, лежащие чуть глубже этого таинственного слоя, то никаких чудес - обыкновенная картина окисленного металла. "
На поверхности лунного грунта железо находится практически в 0-валентном состоянии. Практически чистый металл. Поэтому и отражательная способность абсолютно другая. Это первое. Во-вторых, мы считали, что под воздействием «солнечного ветра» на самой поверхности Луны вещество аморфизуется. И только сейчас мы стали понимать, что на самом деле здесь крупные кристаллы переходят в наноформу, в наночастицы, благодаря чему и замедляется окисление.