Cannon> Кстати, а почему не используют пороховые ускорители? Конечно, нужна спецконструкция планера, но ведь палубники тоже специально конструируют под катапульту и посадочный крюк. Невероятная производительность и не нужна катапульта - устройство и сложное, и дорогое.
Кстати, уважаемые, давно интересуюсь таким же вопросом. только немного в другом аспекте... К сожалению, не обладаю нужными знаниями, чтобы проиллюстрировать свои рассуждения расчетами, постараюсь изложить в принципе. Сразу оговорюсь, что то, что предложу обсудить, относится не к существующему Су-33, а к его возможному развитию.
Тут обсуждалось, как выгоднее запускать самолет с палубы - с помощью трамплина или катапульты. А какие есть вообще методы укороченного или вертикального взлета?
1. У Хариера тяговооруженность больше 1 и поворотное сопло расположено вблизи центра масс самолета - такая компоновка неоптимальна, развития не получила.
2. У Як-ов за кабиной есть подъемные двигатели, поворотное сопло подъемно-маршевого расположено позади центра масс - минусы очевидны, в полете "метрвым грузом" таскаешь подъемные движки.
3. У JSF за кабиной расположен вентилятор с отбором мощности от основного движка. Уже лучше, но тот же вентиль, трансмиссия и т.д. - тоже "мертвый груз" в нормальном полете, конструкция усложняется.
А теперь я сделаю такое допущение. Поскольку развитие линии Су-27 - Су-35 (версия 2007 года) подразумевает применение движков с тягой около 15 т и всеракурсными поворотными соплами, то, возможно, эти усовершенствования будут присутствовать на модернизированном Су-33 (я даже не знаю, планируется ли модернизация вообще, но рассуждая теоритически...). Может получиться палубный истребитель с тяговооруженностью, близкой к 1 и поворотным соплом. У "вертикалок", я слышал, есть некий режим взлета "с проскальзыванием", когда с коротким разбегом самолет взлетает со значительно большей нагрузкой, чем при чисто вертикальном взлете. Чего не хватает, чтобы реализовать такой режим на Су-33? Подъемного движка впереди центра масс. Вот и есть мысль - а нельзя ли подобрать ускорители такой тяги и времени горения, чтобы реализовать такой режим на Су-33 стало возможным? На новой версии Су-35 уже не будет ПГО (на салоне мне сказали, что все преимущества, которые давало ПГО, теперь возможно получить без онного за счет изменяемого вектора тяги, в том числе и улучшенные по сравнению с су-27 ВПХ), так что на гипотетическом новом корабельном истребителе его тоже быть не должно. Вот там как раз (справа и слева от фюзеляжа), можно крепить эти ускорители, "смотрящими" строго вниз или вниз-назад (тут я не знаю, как лучше, но по аналогии с подъемными двигателями вертикалок, должно быть строго вниз). Управление на этапе набора высоты осуществляется за счет дифферинциального отклонения в вертикальной и горизонтальной плоскостях сопел основных двигателей, а ускорители просто горят, развивая положенную тягу, направленную под определенным углом к вертикали, в течение положенного времени. Наверное, в зависимости от взлетной массы самолета можно предусмотреть несколько типов ускорителей разной мощности, или несколько разных положений установки (чем больше угол наклона ускорителя. тем меньше вертикальная составляющая его тяги и тем больше горизонтальная, самолет с меньшим взлетным весом просто быстрее наберет горизонтальную скорость и сбросит ускорители)...