Опишу первую удачную заправку бака мини ГРД Ме_Х_100_01 окислителем (N2O). Но начну с небольшого отступления в область ТБ. На самом деле после сборки двигателя и даже первых проверок на герметичность работа только начинается. И работа тяжёлая и опасная. В случае ГРД этого типа речь идёт об оптимизации заправочных линий и самой схемы. Так, в заправочной линии, как ни старайся, достаточно много соединительных узлов. В очень редких местах можно использовать резиновые уплотнения. А в основном - это точные конусовидные стальные или шаровые бронзовые втулки, прижимаемые накидными гайками. Проблема усугубляется ещё и необходимостью перезаправки закиси из большого баллона в маленький. Только в случае последующей простой заправки бака двигателя ракеты на полигоне из маленькой гаррафы (бутыль) будет реализована основная идея этого проекта. Трудность здесь в заправке по весу. Нужно следить за травлением газовой фазы из клапана, в случае необходимости регулируя расход, чтобы перезаправка была быстрой и эффективной. И одновременно контролировать прибавление массы в заправляемой бутыли. Всё это на фоне постоянного напряжения и готовности перекрыть кран основного баллона в случае нештатной ситуации. При этом стараться не пересекать траектории возможного улёта бутыли в случае срыва трубки, например (такое бывало). А также остерегаться шлангов, которые в этом неприятном случае могут хлестануть почище кнута. Когда заправка закончена и основные вентили перекрыты, Упаси Вас Бог начать откручивать напрямую одно из соединений в линии. Внутри шлангов и трубок осталась закись под давлением в 40 Атм. Поэтому система должна иметь или специальный дренажный клапан или соединение с возможностью безопасного стравливания окислителя. И помните, что при свободном выходе из шланга, закись не превращается мгновенно в газ, а выбрасывается струёй криогенной жидкости при -60 -70º. Необходимо использовать специальные силиконовые перчатки на подкладке (см на фото), чтобы иметь возможность кратковременного контакта с этой жидкостью при операциях заправки. Ни в коем случае нельзя использовать перчатки из ткани. При попадании закиси на ткань она мгновенно её пропитывает и припекает к коже. Ожог 1 степени будет обеспечен.
Итак, оптимизация линии. По сравнению с первым вариантом (см.фото вверху) из неё было выброшено кламповое соединение, где использовался о-ринг. Эта часть линии использовалась для стыковки с бутылью. Резина замерзала и стык начинал свистеть инеем от вылетающей закиси. В части линии заправки мотора убрал достаточно бесполезный манометр. И если перезаправка бутыли пока идёт на улице с лежащими на асфальте шлангами и трубками, то для заправки из неё бака мотора собрал простейший "manifold" на вертикальной структуре, где бутыль и соединение бронированного шланга с нейлоновой заправочной трубкой (свитой в спираль для удобства) жёстко соединены с прутьями структуры. Очень не хочется ни получить по какому-нибудь месту сорванной трубкой, ни вытаскивать из стенки сорвавшийся движок. Последнее, правда пока решено с помощью поролонового мата. Но сам двигатель закреплён в дюралевом штативе и поставле в нём же на весы. Для полноты чувств дюралевый лист прикрывает ноги оператора. Задачей первой заправки было: проверить линию, клапаны двигателя (а их три) и герметичность крышек с боковой поверхностью. Для первой раза планировал заправить 50 г от полных 80 г. Заправка произошла быстро. Как только за счёт дренажа стенки бака охладились, на них начала конденсироваться закись, что сопровождалось с ростом общей массы на дисплее электронных весов. Все стыки были герметичны. Что меня насторожило, так это большой расход парогазовой фазы через дренажный клапан. А я ведь уже уменьшил диаметр дренажной трубки, продев в неё 100 мкм нихром. То есть эффективный диаметр был ок. 150 мкм. После заправки нужного количества окислителя (50 г) закрыл оба вентиля. Затем слегка развинтил один из конусных стыков, чтобы стравить давление из труб. Когда вышел газ, отвинтил заправную трубку и быстро навинтил на патрубок клапана крышку с шаровой пробкой. Как я и предполагал, ниппель слегка подтравливал из-за переохлаждения пружины. Пока делал всё это, из бака успело "убежать" 10 грамм. Потом догадался перевернуть двиг, чтобы жидкая фаза заткнула выходное отверстие (намерзает лёд из воздуха). После этого по следу инверсии и уменьшению шума, можно было судить о стабилизации процесса. Сделал несколько фото. На них виден стенд и двигатель до и после заправки. Хорошо заметен иней на замёрзшей стенке бака. В принципе двигатель был полностью готов к огневым испытаниям. Но пока не решил проблему дренажного клапана, торопиться не хочу. Проблема тут ещё в том, что в варианте большого бака этой проблемы уже не будет. Дренаж будет в самый раз. А вот насчёт малого надо подумать. Может у кого-то будет мысль? Что-то типа колпачка. Вот только крепить его негде. Разве что на боковой поверхности жиклера резьбу нарезать.