yacc
это не от а/к зависит, это просто достаточно редкое (точнее, редко попадаем в него) явление- САТ - clear Air Turbulence - если вспомнить авиаметеорологию, то помнится, фронт промеж теплой и холодной массами располагается наклонно, вдоль него с разных сторон ветер дует в противоположные стороны (в теплой массе южный, в холодной - северный), а в верхней части фронта, этот ветер может достигать весьма больших значений. Вплоть до джет стримов. Так вот, если на той стороне джет стрима (расположенного в верхнем углу теплой массы впритык к холодной), что обращена в сторону теплой массы, скорость достаточно плавно меняется (градиент мал), то на стороне, обращенной к холодной массе, градиент велик. Скорость меняется (сдвиг ветра) достаточно резко. Соответственно, возникают всяческие завихрения и турбулентности. А поскольку наверху влага уже выморожена, то никакими облачными образованиями это не отмечено. Потому невидимо, пока не попадешь в него. Потому и зовется clear air turbulence.
Если кто попадает - Airep докладывает, соответственно, уточняется инфа на метеокартах. Соответственно, при подготовке к маршруту последующие принимают во внимание и принимают меры - обойти или снизить скорость ( точнее, М - чтоб на закритическую не выйти при сдвиге ветра), или еще какие шаги предпринять, чтоб без последствий.