Вопросы по фильму "Аполло 13"

Теги:космос
 
1 2 3 4 5 6 7 8
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
Вчера посмотрел фильм "Аполло 13". Вообще-то видел давно, но вчера посмотрел еще раз и скорее больше с техническим интересом, нежели с художественным. Возникло несколько вопросов. Говорят, фильм технически старались сделать очень точным, как и исторически.

Сразу предупреждаю: опровергателем я не являюсь. :) Это просто вопросы.

1. Зачем потребовалась такая сложная, фактически ставящая под удар всю миссию процедура разделения корабля после выхода на орбиту? Т.е. командный модуль отделился, перевернулся, состыковался с лунным модулем, вынули его из отсека и полетел дальше к Луне.

Особенности конструкции? Только в таком виде все это удалось впихнуть в башку "Сатурна-5" и вывести на орбиту? Почему тогда, если стыковка была отработана, миссия не запускалась двумя ракетами? Т.е. одна запускает одну часть корабля, другая - другую. Финансы? Но ведь тогда можно было бы запускать астронавтов с кучей полезной нагрузки, с большей уверенностью и обстоятельностью.

2. При этой операции командный модуль ИЗМЕНИЛ вектор движения, начав двигаться назад. Как такое возможно? Зачем? За каким, спрашивается, йухом РН "Сатурн" придала им такой разгон, что они тут же его подавили, причем влегкую, какими-то жалкими ориентационными двигателями. Я бы еще понял, если это выглядело так. КМ (командный модуль) с астронавтами отделился, дав импульс вперед, по прежнему вектору, затем перевернулся, затем ЛМ (лунный модуль) бы ускорился, догнал КМ и состыковался. ИМХО, вот так было бы правильно, был бы двухразовый прирост скорости.

Это что, ошибка фильма? Или я чего-то недогоняю?

А-а... Стоп! Я, кажется, начинаю понимать. КМ лишь слегка замедлился (вовсе не поменял направление движения), и ЛМ его попросту догнал. Хорошо. Но все равно это сброс полученной скорости. Сначала на притормаживание КМ, а затем часть скорости должен был потерять и сам ЛМ, когда к нему при стыковке добавилась масса КМ. ИМХО, не очень логично на мой взгляд - лучше бы, как я вверху описал - с ускорением ЛМ.

3. Что произошло? В конце фильма было сказано, что типа взорвался какой-то датчик на баллоне с кислородом. Как, интересно, могут взрываться датчики? Ну, хорошо, заискрил... но ведь на космических кораблях в необитаемых отсеках, ЕМНИП, или вакуум находится или нейтральный азот. С чего бы быть взрыву?

При этом в фильме все было подано так, что виноват был Свегер, который чего-то там не вовремя перекрыл. Или это были проблемы неграмотного перевода?

4. Почему коррекцию курса они выполнили уже на подлете к Земле? Почему это не было сделано именно в момент гравитационного маневра вокруг Луны?

5. Почему космонавты мерзли? Ведь вакуум - теплоизолятор. Достаточно было бы отключить систему охлаждения, испаритель, и все - у них были бы тропики.

Почему, на худой конец, у них не было химических грелок? Не предусмотрено в связи с экономией взлетной массы? Но, позвольте, им разрешили брать в космос всякую ерунду, типа плеера, типа фотографий родных, да еще наверняка кучу хлама. ИМХО, лучше бы предусмотрели тогда уж грелки.

6. Тот момент в конце, когда спускаемый аппарат прорывал атмосферу, это на самом деле у "Аполлона-13" он более 4 минут не выходил на связь? Или это для вящего драматизму добавлено?

7. А что, сброшенные ЛМ до сих пор болтаются где-то в космосе? Или они сгорели уже тогда в атмосфере - просто этого не показали?

8. В кино показали и рассказали, что "Аполлон-13" должен был войти в коридор допустимого угла входа в 2 градуса. Это так для всех "Аполлонов"? Для нынешних кораблей тоже? Только для баллистического спуска?

Как Ловеллу так точно удалось прицелиться вручную? Два градуса на фоне прицеливания по Земле - это слишком уж точно для человека. Тем более целиться надо было по какой-то шкале, а не просто по планете. В кино была какая-то шкала на треугольном иллюминаторе, но, как я видел, она лежала сбоку и никак не могла использоваться для отсчета угла от края атмосферы.
 
RU Balancer #08.06.2008 15:24  @AGRESSOR#08.06.2008 15:16
+
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★
AGRESSOR> 3. Что произошло? В конце фильма было сказано, что типа взорвался какой-то датчик на баллоне с кислородом.

«На третьи сутки полёта, 14 апреля 1970 года в 3 часа 7 минут 53 секунды, когда корабль уже пролетел 330 тысяч километров на корабле произошёл взрыв кислородного баллона и выход из строя двух из трёх имеющихся батарей топливных элементов, которые обеспечивали электроснабжение отсека экипажа командного модуля»

// Аполлон-13 — Википедия

AGRESSOR> 5. Почему космонавты мерзли? Ведь вакуум - теплоизолятор.

Только температура этого вакуума - 3 Кельвина :) Корабль теряет тепло излучением. Можно ещё историю нашего «зависшего» Салюта вспомнить, когда там чуть ли не -70 градусов было на момент прилёта «экспедиции оживления» :)

AGRESSOR> 6. Тот момент в конце, когда спускаемый аппарат прорывал атмосферу, это на самом деле у "Аполлона-13" он более 4 минут не выходил на связь? Или это для вящего драматизму добавлено?

Дык, на сколько-то там радиосвязь с КА при посадке всегда теряется. Со всеми. Плазма не пропускает радиоволны.

AGRESSOR> Как Ловеллу так точно удалось прицелиться вручную? Два градуса на фоне прицеливания по Земле - это слишком уж точно для человека.

Я не ручаюсь за два градуса, но точность требовалась очень высокая. На ручную коррекцию американских астронавтов тогда натаскивали на тренажёрах. Кстати, был случай, когда они очень удивились тому, что Леонов на таком тренажёре с первого раза произвёл отличную коррекцию и вход в атмосферу. Американцы не знали, что он много тренировался по нашей лунной программе, где ручная коррекция была штатным и единственным способом :D
 
RU AGRESSOR #08.06.2008 15:32  @Balancer#08.06.2008 15:24
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
Balancer> Дык, на сколько-то там радиосвязь с КА при посадке всегда теряется. Со всеми. Плазма не пропускает радиоволны.

Я некорректно выразился. Про плазменное глушение радиосвязи я знаю. Но там же, в фильме, было сказано, что норма - 3 минуты. Там даже отсчет в ЦУПе Хьюстона был. Но фактически связи не было свыше 4 минут. С чего бы?

ИМХО, для драматизма.
 
+
-
edit
 

carlos

опытный
★☆
AGRESSOR> 1. Зачем потребовалась такая сложная, фактически ставящая под удар всю миссию процедура разделения корабля после выхода на орбиту? Т.е. командный модуль отделился, перевернулся, состыковался с лунным модулем, вынули его из отсека и полетел дальше к Луне.
Дык блин - а как иначе-то? Запускать связку в уже состыкованном виде? А как тогда быть с системой аварийного спасения, которая в случае аварии на старте или этапе выведения должна утащить отсек с экипажем в сторону от ракеты?
 
CZ D.Vinitski #08.06.2008 15:40
+
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★★
По первому вопросу: Да, особенности пилотируемого полёта требовали именно такой схемы. Ибо двигатели системы аварийного спасения не в состоянии вытянуть ещё и лунный модуль. Стыковка двух аппаратов, запущенных разными РН - намного более сложная задача, чем просто перестроение отсеков. Именно перспектива двухпосковой схемы и отбила, во многом, желание СССР лететь на Луну.
По второму вопросу: Командный модуль осуществлял маневрирование, а никак не изменение параметров орбиты. Управление лунным модулем в те годы дистанционно было не то чтобы сильно невозможно, но напряжно. Цель была - Луна.
Третье: Взорвался кислородный баллон, ранее "уроненный" с высоты нескольких метров и оставленный штатным после дефектоскопии.
Сброшенные ЛМ попадали на Луну. В рамках ALSEP, фиксировались сейсмические возмущения от их падения.
Мерзли - оттого, что была выведена из строя система электропитания Аполлона, ибо энергия вырабатывалась топливными элементами на паре водород-кислород. Кажется, ещё опасались повтороного взрыва.

Коррекция выполнялась на максимально эффективном для этой цели участке, после получения элементов орбиты у Земли.
 
+
-
edit
 

carlos

опытный
★☆
AGRESSOR> Я некорректно выразился. Про плазменное глушение радиосвязи я знаю. Но там же, в фильме, было сказано, что норма - 3 минуты. Там даже отсчет в ЦУПе Хьюстона был. Но фактически связи не было свыше 4 минут. С чего бы?
AGRESSOR> ИМХО, для драматизма.
Это да, некоторое сгущение красок. Но не намного.
Константин Лантратов, Новости космонавтики №14/1995:
— Пропадание сигнала при посадке корабля длилось 3 минуты 38 секунд, а не более 4 минут, как в фильме;
 

http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/nk/1995/14/14-1995-2.html
Вообще ссылку рекомендую - разбор фильма с точки зрения соответствия реальности.
 
RU AGRESSOR #08.06.2008 16:02  @D.Vinitski#08.06.2008 15:40
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
D.Vinitski> По первому вопросу: Да, особенности пилотируемого полёта требовали именно такой схемы. Ибо двигатели системы аварийного спасения не в состоянии вытянуть ещё и лунный модуль.

А зачем его вытягивать? Сначала САС, потом КМ, потом ЛМ. В случае необходимости САС вытягивает только КМ, отсекая его от ЛМ пироболтами.

D.Vinitski> Стыковка двух аппаратов, запущенных разными РН - намного более сложная задача, чем просто перестроение отсеков. Именно перспектива двухпосковой схемы и отбила, во многом, желание СССР лететь на Луну.

ИМХО, желание лететь на Луну у СССР отбило то, что американцы туда первыми слетали. И только-то.

Но это офф-топ.

D.Vinitski> По второму вопросу: Командный модуль осуществлял маневрирование, а никак не изменение параметров орбиты. Управление лунным модулем в те годы дистанционно было не то чтобы сильно невозможно, но напряжно. Цель была - Луна.

Да, я понимаю, что там при маневрировании действовали равными противотягами, разнесенными от ЦТ корабля. И все же... Зачем было притормаживать КМ перед соединением с ЛМ? Не проще ли было сначал ускорить КМ впереди, затем ускорить следовавший за ним ЛМ - и состыковать с приращением скорости?

D.Vinitski> Третье: Взорвался кислородный баллон, ранее "уроненный" с высоты нескольких метров и оставленный штатным после дефектоскопии.

Почему взорвался-то? Почему не было заполнения азотом отсека, в котором находился баллон? Ведь баллон с кислородом не мог взорваться изнутри?

D.Vinitski> Сброшенные ЛМ попадали на Луну. В рамках ALSEP, фиксировались сейсмические возмущения от их падения.

От них, видимо, ничего не осталось при ударе? Или найти их обломки можно?

D.Vinitski> Мерзли - оттого, что была выведена из строя система электропитания Аполлона, ибо энергия вырабатывалась топливными элементами на паре водород-кислород. Кажется, ещё опасались повтороного взрыва.

Куда тепло-то уходило - вот в чем вопрос? Я когда-то тоже думал, что в космосе просто замерзнуть. Оказалось, наоборот, легко перегреться, бо тепло надо куда-то отводить - вода - испаритель. Вот и не понимаю, почему мерзли на "Аполло-13". У них там все было отключено для экономии. ОК. Значит, и систему охлаждения должны были остановить. Значит, должен был быть перегрев, но не охлаждение.

D.Vinitski> Коррекция выполнялась на максимально эффективном для этой цели участке, после получения элементов орбиты у Земли.

В смысле по угловому разрешению это было выгоднее у Земли?
 
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
carlos> Вообще ссылку рекомендую - разбор фильма с точки зрения соответствия реальности.

Спасибо за ссылку. Интересно будет почитать.
 
+
-
edit
 

carlos

опытный
★☆
Что касается второго пункта - очевидно, что лучше вариант стыковаться пилотируемым кораблем, оснащенным двигателями маневрирования, к третьей ступени с ЛМом, чем вариант стыковки относительно слабоуправляемой здоровенной дурой ступень+ЛМ к пилотируемому кораблю.
 
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
Еше вопрос. Модуль с маршевым двигателем, который включать так и не решились, был сброшен. Было ли как позже (может, по данным телеметрии или записям бортовых накопителей) выяснено, действительно ли он взорвался бы при попытке включения? Или это так и осталось всего лишь гипотезой?
 
+
-
edit
 

carlos

опытный
★☆
AGRESSOR> А зачем его вытягивать? Сначала САС, потом КМ, потом ЛМ. В случае необходимости САС вытягивает только КМ, отсекая его от ЛМ пироболтами.
Так ведь спускаемый аппарат с экипажем (коническая часть корабля) получается зажат между ЛМ и служебным отсеком (цилиндрическая часть корабля). Так или иначе САСу пришлось бы тащить вместе с экипажем либо ЛМ, либо еще веселее - служебный отсек.
 
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
ИМХО, спускаемый аппарат имеет коническую форму - и тем самым так и напрашивается быть помещенным в головном обтекателе сразу за САС. Потом КМ, потом ЛМ, потом отсек с маршевым движком. Или движок находился в КМ? %(
 
CZ D.Vinitski #08.06.2008 16:15
+
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★★
1. Так ты же хотел ставить ЛМ нада СА? Или - вверх тормашками Аполлон? :)

2. Желание лететь оставалось. И после прекращения Аполло. Но...

3. Это работали обыкновенные двигатели оиентации. Маршевый двигатель для этого не задействовали :) Поэтому никакого приращения не приобрели бы :)

4. Зачем заполнять агрегатный отсек? Ещё один гермообём? На самом деле в служебном модуле всё же был гермообём, но никаких баллонов в нём не было, ибо бессмысленно. Взорвался кислород, травящийся из трещины.

5. Можно увидеть воронки, если поставить такую задачу. Наверно, можно и обломки подобрать.

По поводу тепла - очевидно, из-за особенностей ориентации связки.
Предполагаю, что у Земли было легче расчитать параметры манёвра, получив точные данные траектории. Кажется, предполагался ещё одно дополнительное включение на траектории перелёта, но в последствии от него отказались. Ибо параметры оказались удачными и не хотели рисковать лишним запуском ДУ. И без того - одноразовой.
 
CZ D.Vinitski #08.06.2008 16:16
+
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★★
Так Са там именно и находился. А САС - на мачте над обтекателем.
 
+
-
edit
 

carlos

опытный
★☆
Компоновка на старте (сверху вниз):
1. САС (на мачте)
2. отсек с экипажем (конус)
3. агрегатный отсек с маршевой ДУ (цилиндр)
4. ЛМ (бесформенная раскоряка на лапках)
5. тушка третьей ступени
 
RU AGRESSOR #08.06.2008 16:28  @D.Vinitski#08.06.2008 16:15
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
D.Vinitski> 1. Так ты же хотел ставить ЛМ нада СА? Или - вверх тормашками Аполлон? :)

Мне надо схемку посмотреть. А то я запутался. :)

Сейчас вот ищу...

D.Vinitski> 3. Это работали обыкновенные двигатели оиентации. Маршевый двигатель для этого не задействовали :) Поэтому никакого приращения не приобрели бы :)

Нет. Ты не понял, о чем я. Сначала за счет ориентационных движков КМ немного ускоряется, чтобы отойти от контейнера с ЛМ. Или это автоматом присходит при отделении - не суть важно. Затем с помощью тех же ориентационных движков КМ переворачивается, а затем ускоряется ЛМ. При этом прирост должен быть какой-то. Либо ЛМ получив массу КМ чуть бы притормозилась - до прежней скорости.

А так, получается, явная потеря скорости. Сначала подтормаживает КМ (он не мог не притормаживать - иначе как бы он состыковался с ЛМ, если сначала отделился и отошел от него?), потом должен был притормозить и сам ЛМ при стыковке с КМ. Итого две потери в скорости.

D.Vinitski> 4. Зачем заполнять агрегатный отсек? Ещё один гермообём? На самом деле в служебном модуле всё же был гермообём, но никаких баллонов в нём не было, ибо бессмысленно. Взорвался кислород, травящийся из трещины.

Ну если не заполнять, тогда вакуум.

D.Vinitski> По поводу тепла - очевидно, из-за особенностей ориентации связки.

???
 
RU Андрей Суворов #08.06.2008 16:35
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

величина этой "потери скорости" - примерно 0,3 метра в секунду. по сравнению с 10890 м/с она просто не поддаётся измерению :)
 
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
carlos> Компоновка на старте (сверху вниз):
carlos> 1. САС (на мачте)
carlos> 2. отсек с экипажем (конус)
carlos> 3. агрегатный отсек с маршевой ДУ (цилиндр)
carlos> 4. ЛМ (бесформенная раскоряка на лапках)
carlos> 5. тушка третьей ступени

Теперь ясно. Вряд ли бы получилась какая-то иная комбинация. Разве что удалось бы сделать агрегатный отсек с каналом для прохода в ЛМ. Кстати, а такой вариант не рассматривался на этапе конструирования? Да, вроде несколько сложно, зато программа упрощается - не надо перестыковку делать. А самому маршевому движку для отлета с Луны особо мощному быть не надо. Была бы узкая труба прохода по центру агрегатного отсека и несколько ускорителей вокруг нее.
 
RU Старый #08.06.2008 16:40  @AGRESSOR#08.06.2008 16:07
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
AGRESSOR> Еше вопрос. Модуль с маршевым двигателем, который включать так и не решились, был сброшен. Было ли как позже (может, по данным телеметрии или записям бортовых накопителей) выяснено, действительно ли он взорвался бы при попытке включения? Или это так и осталось всего лишь гипотезой?

Насколько я понимаю включить маршевый двигатель было физически невозможно т.к. служебный модуль был полностью обесточен. Командный модуль питался от автономной батареи которая не могла питать служебный модуль.
Старый Ламер  
RU AGRESSOR #08.06.2008 16:40  @Андрей Суворов#08.06.2008 16:35
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
А.С.> величина этой "потери скорости" - примерно 0,3 метра в секунду. по сравнению с 10890 м/с она просто не поддаётся измерению :)

Ясно. Спасибо. Ну да ладно, бог с ними, с потерями. Но зачем так было усложнять программу необходимостью перестыковки? %)
 
CZ D.Vinitski #08.06.2008 16:48
+
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★★
 


Да нет же, Аполло стыковался с ЛМ, после чего происходило отделение от третьей ступени


Вообще, почитай тут
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/raketostr3/4-2.html
 

Bell

аксакал
★★☆
А.С.>> величина этой "потери скорости" - примерно 0,3 метра в секунду. по сравнению с 10890 м/с она просто не поддаётся измерению :)
AGRESSOR> Ясно. Спасибо. Ну да ладно, бог с ними, с потерями. Но зачем так было усложнять программу необходимостью перестыковки? %)
Надо было упрощать программу двумя отдельными пусками с в квадрате меньшей вероятностью успешной экспедиции, самостоятельным выводом ЛМа на окололунную и стыковкой отдельно запущенных апапратов на окололунной орбите? ;)

Это было бы проще? ;)
Иногда мне кажется, что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун "Криптокащенизм и клоунада шовинистического толка". (с) au Если круг оказался вдруг и не круг, не квадрат, а так...  
CZ D.Vinitski #08.06.2008 16:50
+
-
edit
 
+
-
edit
 

carlos

опытный
★☆
AGRESSOR> Разве что удалось бы сделать агрегатный отсек с каналом для прохода в ЛМ. Кстати, а такой вариант не рассматривался на этапе конструирования? Да, вроде несколько сложно, зато программа упрощается - не надо перестыковку делать. А самому маршевому движку для отлета с Луны особо мощному быть не надо. Была бы узкая труба прохода по центру агрегатного отсека и несколько ускорителей вокруг нее.
Тогда в самом напряженном участке теплозащиту спускаемого аппарата получается люковина... На такое решились (и реализовали) только челомеевцы. Проще уж перестыковаться. Американцы вообще очень "доверяли" квалификации своих астронавтов в плане навыков пилотирования.
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

Bell

аксакал
★★☆
Вообще перестыковка была вызвана только компоновочной схемой комплекса и конструкцией Аполлона. В целом стуковочные операции были отработаны и проблем не вызывали. Поэтому перестыковка это сущая мелочь по сравнению с необходимостью запуска двух отдельных ракет с ЛМом и Аполлоном. Тем более им все равно потребовалось бы стыковаться на окололунной перед посадкой.
Однопусковая схема в любом случае надежнее многопусков.
Иногда мне кажется, что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун "Криптокащенизм и клоунада шовинистического толка". (с) au Если круг оказался вдруг и не круг, не квадрат, а так...  
1 2 3 4 5 6 7 8

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru