Никомо, я скопирую сюда Покровского.
http://supernovum.ru/forum/read.php?2,88845,90912#msg-90912 :
>Чтобы снизить теплопоток на 15%, необходимо понизить давление в КС на 10 атмосфер. Это нестабильность и - взрыв.
Не исключено.
Хотя выглядит просто декларацией, причем противоречащей прежним рассуждениям автора Никомо о реалистичности дросселирования до 80% тяги - даже в полетном режиме.
Современные работы вообще допускают дросселирование до 35-40%.
В случае Ф-1 речь идет не о дросселировании в полете, а о подготовленной в заводских условиях, прошедшей испытания схеме двигателя с сокращенной подачей топлива и окислителя.
Не вижу оснований сомневаться в реализуемости такого варианта.
_______
http://supernovum.ru/forum/read.php?2,88845,90943#msg-90943 :
>А, Покровский считает, что надо уменьшить только лучистый теплопоток? Что же для этого нужно сделать? > Покровский полагает, что уменьшая расход топлива, он понизит удельный лучистый поток? Лучистый поток не зависит от расхода. > Еще раз: лучистый поток зависит от соотношения компонентов и от размеров КС. У Покровского размеры КС остались прежними, соотношение компонентов осталось прежним.
Я все-таки привык доверять опыту.
А опыт говорит: когда мы, например, в туннельную печь, уменьшаем поток газа и синхронно(соблюдая соотношение компонент) прикрываем воздушные заслонки, температура в туннельной печи таки уменьшается.
Но в принципе, если не заниматься провозглашением утверждений, а все-таки строить логические умозаключения, то к этому же мы должны прийти и в случае ЖРД.
Действительно, пусть у нас уменьшилось общее тепловыделение в камере сгорания - за счет уменьшения количества топлива и окислителя.
Рассуждения проведем от противного.
Пусть при этом температура не уменьшилась. Уменьшилось только давление, пропорциональное температуре(сохранившейся) и уменьшившейся объемной плотности вещества в камере сгорания. Но уменьшение давления, действующего на те же самые проходные сечения, должно привести к уменьшению скорости течений. Причем это будет касаться и критического сечения, в котором скорость равна местной скорости звука, зависящей от температуры. Уменьшение скорости в критическом сечении прямо указывает уменьшение температуры. Таким образом, первоначальное утверждение опровергнуто.
_______
http://supernovum.ru/forum/read.php?2,88845,90956#msg-90956 :
> То есть как это в "первом приближении"? Даже по старым формулам линейный размер для удельного потока от СО2 стоит под корнем кубическим, а для H2O в степени 0,6. > Что это за "приближение" такое?
Первое приближение уже несколько раз расписано. Просто наглядная физическая картинка.
Каждый элементарный объем газовой среды излучает. В приближении невысокой оптической плотности среды это излучение доходит до стенки.
Суммарный объем газа растет как куб линейного размера. Площадь стенки - как квадрат линейного размера. В этом случае удельный поток на стенку растет приблизительно пропорционально линейному размеру.
После этого приближения делался реверанс в пользу существующей поглощательной способности, изменяющей эту закономерность. Делающей закономерность менее резкой, но все равно возрастающей.
Сколько раз надо это повторять? - Причем одному и тому же Никомо?
Напоминаю, что на начальном этапе дискуссии по удельному потоку на стенку, некий 7-40 вообще пытался опровергнуть возрастание удельного потока с ростом размеров КС.
_______________
http://supernovum.ru/forum/read.php?2,88845,90959#msg-90959 :
>Что ж такое! Уже разбирали, что теплотворная способность топлива керосин+кислород не 11000 ккал/кг, а 2200 ккал/кг. >А 650 кг/с это что за расход? У F-1 расход в маршевом режиме составлял 2577 кг/с.
Читать надо внимательно. 650 кг - это приблизительный - навскидку - маршевый расход собственно керосина(без кислорода). А 11000 ккал/кг - есть теплота сгорания керосина - просто из справочников.
Вы же приводите теплоту сгорания смеси, в которой керосин составляет менее 1/3. Тогда в пересчете на собственно керосин получается 7000-7500 ккал/кг
Для читателей поясню расхождение. В топливе ракеты соотношение компонент несколько нестехиометрическое. Поэтому топливо частично сгорает не до конца, не до воды и углекислого газа, а частично - до угарного газа СО.
Теперь поясняю, как все это влияет на конечную цифру порядковой оценки. Теплота сгорания взята с ошибкой в 1.5 раза. При декларированном НАСА кислород-керосиновом соотношении 2.27:1 теплота сгорания керосина получается 2200х3.27~7200 ккал/кг
А расход керосина, взятый мной навскидку из приблизительного соотношения 1/3 и расхода топлива и окислителя 2000 кг/с, - получился заниженным. Должно быть 786 кг/с расхода керосина. - При моих 650 кг/с занижение составило 1.2 раза.
Реальное тепловыделение в КС, таким образом, составляет 1.2:1.5 = 0.8 от прикинутого мной. Для оценки удельных потоков порядками величин - это вообще не ошибка.
__________
http://supernovum.ru/forum/read.php?2,88845,90962#msg-90962 :
> Ну, я же говорил! Покровский зажигает двигатель при помощи бомбы! Ударная волна в КС, каково! Как же двигатель выдерживает ударную волну? >Экспериментальная? Только вот в каком эксперименте? Эксперименте, в котором была детонация? > А известно ли Покровскому, сколько составляет скорость горения, к примеру, твердых топлив? > Теперь, конечно, применяют смесевое топливо. Раньше применяли порох. Порох, в обычных случаях, конечно, детонирует - взрывчатка же. Тут скорость горения, конечно же - километры в секунду. Ну а пороховой заряд в РДТТ с какой скоростью горит? >При запуске РДТТ, с какой скоростью, а? 1 км/с, да? >Одно из двух - либо Покровский не знает, как происходит процесс горения в ракетных двигателях, либо он нарочно жульничает, работая на публику. >Скорость распространения пламени зависит от скорости химической реакции. Это что, Покровский считает, что при воспламенении скорость химической реакции скачком достигает чрезвычайно большой величины?
_________
http://supernovum.ru/forum/read.php?2,88845,90968#msg-90968 :
Pokrovsky> Площадь поверхности КС - несколько квадратных метров. Т.е. номинальный поток - приближается к 104 Вт/см2. > Это о каком потоке речь? Суммарном? Если суммарном, то поток 107...108 Вт/м2 - это возможно (103...104 Вт/см2). > Но ведь Покровский-то о чем писал в статье? О каком потоке? Pokrovsky>> "А при пуске? А при пуске масштаб лучистых потоков на поверхность моментально возрастает до уровня 104-105 Вт/см2. Это типичные масштабы лазерного воздействия." > Так теперь уже речь идет не о лучистых? Или Покровский считает, что лучистый поток - это главный теплопоток в КС, а с другим теплопотоком можно и не считаться?
Обязательно надо считаться!
Сначала по стенке ударяет лучистый поток от повсеместно выспыхивающих и никуда еще не улетающих из объема КС элементарных паро-капельных объемов топлива и окислителя.
А потом на стенку наваливаются еще и ударные волны. Причем не однократно, а многократно - пока не устаканится давление КС и поток вдоль стенок.
И КАЖДЫЙ такой удар имеет следствием фазовые изменения в инконеле.
Ежели что не доделал удар личистого потока, эти удары - дожмут.
Вы, получается, напросились на "паровоз на мизере".
Вообще-то ПРОЦЕСС ГОРЕНИЯ и ПРОЦЕСС ЗАЖИГАНИЯ - несколько отличны между собой.
В чем разница? Разница в том, что в процессе установившегося горения -высокое давление среды камеры сгорания является установившимся. А при зажигании давление газовой среды КС - низкое. И тепловыделение от каждой вспыхнувшей капельки керосина - точечный взрыв в среде с низким противодавлением.
Низкое противодавление среды - есть условие образования сферической ударной волны от этой капельки, которая на своем фронте инициирует зажигание очередных капелек, а параллельно пополняет свою энергию за счет энергии окисления встречающихся паров керосина. По мере развития горения и испарения капель излучением доля паров становится все больше, а капелек - все меньше.
Упомянутая Никомо скорость химической реакции обычно пропорциональна концентрациям компонент и экспоненте температуры.
В ударных волнах концентрации каждой из компонент(паров и кислорода) возрастают в разы(в пределе для двухатомного газа кислорода - до 6 раз), температура на фронте также быстро возрастает. При скорости УВ 1000 м/с абсолютная температура возрастает 2.7 раза. Экспонента температуры, соответственно, - в 15 раз.