Раз уж это идиот-клуб, то побуду и я идиотом.
На НК уже спросил (
Журнал Новости Космонавтики - Форумы , последний пост на странице и далее), но пока вопрос для меня так и не прояснился.
Значит, так. Всю жисть я был уверен, что гравитационные потери - это интеграл от g*sin(gamma) по времени, где gamma - угол ТАНГАЖА.
Но вдруг столкнулся с тем, что в ряде мест этим уголом считается УГОЛ НАКЛОНА ТРАЕКТОРИИ (flight path angle). Например, на русском здесь:
Оси мира (формула 2.35 и рис. выше), на английском здесь:
Orbital Mechanics: Theory and Applications - Tom Logsdon - Google Books (и формула на стр. 118).
Вообще - хорошо известная формула суммархной скорости, ХС-гравитационные-аэродинамические-управление. Для потерь на управление фигурирует член с множителем (тяга/m)*(1-cos(alpha)), alpha - угол между вектором тяги и траекторией.
Так что там в формуле гравпотерь должно стоять-то, блин?! И в Википедии написано, что тангаж (со ссылкой на Феодосьева), и на НК уверяют, что тангаж (без ссылок), и в памяти у меня засел тангаж. Но если следовать указанной формуле, то там действительно должен быть не тангаж, а траекторный угол!! И если, скажем, ракета летит горизонтально без ускорения (пусть над плоской Землёй), а тягу выставляет строго вниз, чтоб только компенсировать силу тяжести - выходит, что гравпотери при этом = 0 (flight path angle=0), а все потери есть потери на управление (alpha=90, тяга/m=g). Сам удивился - привык считать, что при таком режиме все потери - гравитационные (нос вверх). Прям удивлён донельзя. Но и у Шунейко (
Ракетостроение т3 1-3 ) тоже так - и тоже такое же определение гравпотерь (с flight path angle вместо тангажного угла).
Вот я и в полных непонятках: как же всё-таки определяются гравитационные потери? Есть ли книги (хоть бы тот же Феодосьев?), где под синусом ЯВНО стоял бы именно тангажный угол - и чтоб при этом не делалось упрощающего предположения о равенстве тангажного и траекторного угла?
Чувствую себя идиотом, вот и решил поделиться...