секрет 1
Помимо известных лунных пилотируемых программ — Л1,имеющей цель облёт Луны, и Л3,предполагающей высадку на лунную поверхность космонавта,в СССР существовала ещё одна — Л2,задача которой состояла в том,чтобы обогнать американцев в выводе на лунную орбиту пилотируемого КК.
Для этой программы был создан новый космический корабль 11ф92.Этот корабль сейчас выдают за модификацию Л1,даже название он получил Л1С(С видимо означает "спутник").Корабль потяжелел на 1,5т(на треть),добавился новый отсек,была создана новая система управления,приспособленная управлять блоками Д и Г ракеты Н1.Где кончается модификация и начинается оригинальный проект - вопрос филосовский,но очевидно,что Л1С не простая переделка серийного Л1 временно заменившая комплекс Л3 в первых запусках Н1.
Замена получилась неравноценной.Комплекс Л3 вместе с блоком Г весил на начальной орбите 95т,а ПН Н1,выводивших комплекс Л2(будем так называть корабль Л1С с блоком Д)около 70т.Почему же при испытании Н1 на ракету не поставили габаритно-весовой макет Л3,как в запуске ракеты 6Л,а спроектировали практически новый космический корабль и под него изменили саму ракету?
Да потому что комплекс Л2 имел свою оригинальную программу и эта программа и должна была отрабатываться в первом запуске Н1.За 597 секунд полета ракета-носитель должна была вывести на орбиту ИСЗ высотой 304х287 км и наклонением 50°40' полезный груз, равный 70.56 т. В состав полезного груза входил беспилотный корабль 7К-Л1А массой 6900 кг, переходной отсек и штатные разгонные блоки "Г" и "Д".Далее планировалось, что с околоземной орбиты головной блок стартует к Луне и за трое с половиной суток, преодолев 380 тысяч километров, выйдет на окололунную орбиту. В течение двух суток лунный корабль должен был вращаться вокруг Луны, а затем вернуться к Земле. Коррекции траектории полета, выход на окололунную орбиту и старт с нее предполагалось выполнить за счет трех включений блока "Д".
Если бы не Аполлон 8 в случае удачного испытания ракеты ничего не мешало сделать Л2 пилотируемым.Однако после Аполлона программа потеряла основное значение,хотя подготовка первого запуска Н1 началась ещё до него и менять программу полёта было уже поздно.Отчего же программа Л2, в отличии от Л1 и Л3 осталась засекреченной,притом что отрицается даже сам факт ее существования?
Дело в том,что с программой Л2 связан 2й секрет.
3 июля 1969г Советский Союз предпринял попытку фалсифицировать посадку на лунную поверхность советского космонавта.
Сценарий примерно был такой.
Леонов и Макаров стартуют на ракете в корабле Л2 по облётной траектории.В состав комплекса Л2 кроме корабля и блока Д входит АМС серии Е-8-5.После стадии разгона корабль отделяется от комплекса и продолжает самостоятельный полёт завершающийся посадкой СА на территории СССР.Время облёта подобрано таким образом,чтобы оно совпадало с временем якобы полёта корабля по лунной орбите.Аппарат Е-8-5 продолжает полёт к Луне,садится на неё и с помощью ретранслятора передаёт кинофильм ,,Выход космонавта Леонова на поверхность Луны" и посылает на Землю лунный грунт.
В биографии Леонова есть интересная строчка.
В 1967 году готовился в составе группы к полетам на Луну. Сначала был назначен командиром первого экипажа для облета Луны, а затем командиром первого экипажа по программе посадки на Луну. Если бы лунная программа СССР была реализована, Леонов должен был стать первым советским космонавтом, побывавшим на Луне.
Дело в том,что Леонов готовился к посадке на Луну с марта по ноябрь 1969ого,далее он занимался подготовкой кполётам на ДОС и по программе ЭПАС.
Вместе с ним по лунной программе тогда готовились ещё три человека --Макаров , Быковский и Рукавишников.Странно,ведь это команда всего для одного полёта.
Основной экипаж + дублирующий экипаж.Может дело в том,что в 69м лететь было не на чем?
В январе 69ого программу Л3 против всякой логики притормозили.В 69м не было ни одного испытания ЛОКа,хотя к 70му году 3 корабля были полностью готовы,а 7 находились на разных стадиях сборки.Испытания ЛОКа планировали начать ещё в конце 68ого,но в итоге не состоялось ни одного.ЛК так же не испытывался до ноября 70го.не отрабатывался даже блок Д,а вместо Л3 на ракету Н1 вновь поставили комплекс Л2.
Неужели Советский Союз просто так сдался за полгода до прилунения астронавтов?Какой же смысл тогда был срочно готовить 4х космонавтов к посаке на Луну?
Однако вернёмся к запуску 3 июля.Программа полёта КК в этом запуске была очень необычна.Читаем Чертока
Мишин принял решение осуществить пуск Н1 № 5Л с расчетом облета Луны.
Для этого случая соединенными усилиями вместе с НИИАПом из систем 7К-Л1, новых разработок для будущего ЛОКа, штатных блоков ”Г”, ”Д” и грузового макета лунного корабля ЛК собрали гибридный комплекс, сохранив индекс Л3-С.
Приборы, установленные в спускаемом аппарате Л1, должны были управлять блоками ”Г” и ”Д” по программе облета, после того как нормально сработают все три ступени Н1. Полностью штатной в Л3-С была только вся аппаратура САС.
Со времен Королева наших баллистиков считали в коллективе наиболее критически мыслящими личностями. Но приказ есть приказ, и в надежде на благополучный облет Луны баллистики рассчитали время пуска 3 июля- 23 часа 18 минут.
А простите,на кой запускать корабль в облёт Луны ракетой Н1,когда есть вполне отработанный комплекс УР-500К-Л1?
Для испытания ракеты хватило бы и габаритно весового макета Л3,каковой и запустили в следующем запуске,а комплекс Л2 был способен выйти на орбиту Луны.
Подстраховка на тот случай, если блок Д не сработает и не сможет вывести корабль на лунную орбиту?И что мы от этого выигрываем?Использованый обгоревший СА?А стоит ли игра свеч?Ведь точное время запуска требует очень жесткого графика предстартовой подготовки.Такой старт не перенесёшь из-за плохой погоды,как при запуске предыдущей ракеты 3Л.Отсюда аврал,ошибки,недоработки.
И всё ради того,чтобы спасти остатки беспилотного корабля?
Совсем другое дело,если в СА вэтом полёте присутствовали космонавты.Комплекс Л2 был не отработан и запускать космонавтов на орбиту Луны было слишком рисковано.
Космонавт Анатолий Воронов вспоминает, что в этот раз при подготовке к запуску присутствовали космонавты. Они поднимались на самый верх 105 метровой ракеты, осматривали и изучали лунный ракетный комплекс. Поздно вечером они наблюдали за стартом из гостиницы космонавтов. «Вдруг вспыхнуло, мы успели сбежать вниз и в это время ударной волной выбило все стекла. После падения ракета взорвалась прямо на стартовой площадке...» (Маринин И.А., Шамсутдинов С.Х.Земля и Вселенная, 1993, №№ 4,5)
Для чего устраивать экскурсию космонавтов на корабль,который официально никогда не планировалось заапускать в пилотируемом варианте?
С другой стороны запускать космонавтов в облёт на ракете,первый и последний полёт которой закончился аварией,в то время как есть другой более дешёвый и испытанный способ, мягко сказать,оригинально.Тем более,что это было уже всего лишь повторение американских достижений,тогда как НАСА всего через 2 недели собрались высадить на Луну астронавтов.
Подъитожим.
Запуск корабля в запуске 3 июля по облётной траектории имел смысл только в случае пилотируемого запуска.С другой стороны пилотируемый запуск по облётной траектории на ракете Н1 был не рационален и мало значил для престижа страны.
Затем в СССР на тот момент было 4 космонавта подготовленных к высадке на Луну(кстати их подготовка началась когда американцы объявили о своём плане высадиться на Луне в июле 69ого после полёта Аполлона 9 в марте),но только высаживаться было не на чем.
Запуск проходил за 2 недели до Аполлона 11,когда победителя в лунной гонке ещё не было.Т е СССР теоретически мог её выйграть,правда только путём фальсификации и видимо соответствующее решение было принято и только авария ракеты сорвала советский план.Леонов и Макаров отделались лёгким испугом(САС сработала и СА приземлился за километр от места старта,кстати в следующем запуске ракеты 6Л вместо штатной САС был всего лишь её макет(!)) и подпиской о неразглашении.
Добавлю,что с июня по сентябрь того же года было намечено 5 запусков АМС для доставки лунного грунта,причем 3 из них должны были лететь уже после объявленной высадки ЛМ Аполлона 11.
Аппараты нумеровались так №401,№402.. и т д.
14 июня 1969 года Е-8-5 №402
13 июля 1969 года Е-8-5 №401
23 сентября 1969 года Е-8-5 №403
20 октября 1969 года Е-8-5 №404
6 февраля 1970 года Е-8-5 №405
12 сентября 1970 года Е-8-5 №406 «Луна-16»
2 сентября 1971 года Е-8-5 №407 «Луна-18»
14 февраля 1972 года Е-8-5 №408 «Луна-20»
28 октября 1974 года Е-8-5М №410 «Луна-23»
16 октября 1975 года Е-8-5М №412
9 августа 1976 года Е-8-5М №413 «Луна-24».
Так вот,первым полетел №402 ,если учесть,что подготовка запуска Н1 занимает большее время нежели Протона,можно предположить,что №401и разместили на ракете Н1 5Л.Правда №401 присвоен Луне-15,запущенной 13 июля,но у меня есть основания предполагать,что Луна-15 не предназначалась для доставки лунного грунта.
Что могло подвигнуть советское руководство на обман всего мира?Мне кажется , подобные же действия США.Дело в том,что даже зная,что американцы ведут не честную игру разоблачить их было очень сложно.Свидетелей на Луне нет,а радиосигналы могли имитировать и автоматические аппараты.Оставалось только 2 выхода :обыграть Америку ,самим пойдя на фальсификацию, или поймать американцев с поличным.Поскольку первый путь провалился,остался план Б — послать на место прилунения ЛМ Аполлона 11 луноход и показать всему миру в прямом эфире,что действительно находится в том месте,в то время как там якобы прыгают астронавты.
секрет 3
Итак,13 июля 1969ого в СССР был запущен аппарат серии Е-8,который должен был дотавить луноход в место прилунения астронавтов.17 июля он вышел на орбиту Луны и стал поджидать американцев,чтобы уточнить место посадки.21 июля через несколько часов после того,как стали известны координаты места прилунения ЛМ,Луна-15 пошла на посадку...
Напомню,что СССР не транслировал телерепортаж астронавтов с Луны,может с досады,а может просто ожидалась другая развязка этого исторического момента?
Некоторые обстоятельства полёта Луны-15 засекречены до сих пор,более того никаких документов, касающихся полета «Луны-15», в архиве НПО имени Лавочкина не сохранилось.
Но начнём по порядку.Цитирую статью К.Лантратова в НК .
17 июля в 10:00 "Луна-15" выходит на окололунную орбиту. А дальше в официальных сообщениях ТАСС о полете станции начался бардак. Сначала сообщалась о двух коррекциях, проведенных 19 июля в 13:08 и 20 июля в 14:16. Однако в итоговом сообщении ТАСС о полете АМС значились коррекции 18 и 19 июля, как это и должно было быть по плану. Странно выглядела и орбита станции после первой коррекции: вместо круговой высотой 120 км она была эллиптической 221x95 км, хотя период обращения — 2 час 3.5 мин — и был близок к расчетному.
Можно, конечно, всё списать на бардак,но напрашивается другая версия,что первые сообщения ТАСС были как раз правильными,но после аварии аппарата потребовалось скрыть траекторию его полёта ,чтобы не стало понятным назначение аппарата.
Следует вспомнить и неадекватную реакцию американцев.Хотя вероятность того, что «Луна-15», совершая в поисках места посадки маневры около Луны, может столкнуться с Аполлоном была ничтожно мала ,обеспокоенное руководство НАСА обратилось к советским специалистам с просьбой сообщить параметры траектории полета станции, но ответа не последовало.Фрэнк Борман, побывавший в Москве после своего полета на «Аполло-8», решил воспользоваться личными связями и попытался узнать о траектории полета «Луны-15». Он позвонил из Хьюстона президенту АН СССР академику М.В.Келдышу и изложил свою просьбу. Но даже М.В.Келдыш ничего не мог ответить по существу. Он попытался успокоить американских специалистов, сообщив им, что траектории «Луны-15» и «Аполлона-11» не пересекаются. Этот ответ не мог в полной мере удовлетворить американцев.В западной прессе разворачивается компания резкой критики СССР поставившего жизнь астронавтов под угрозу..Если опасаться столкновения было глупо,то чего же боялись НАСА и СМИ?
Если исходить из расчетной циклограммы полета и итогового сообщения ТАСС, то первый возможный момент посадки у советской АМС настал 20 июля около 19:00. Что тогда помешало, непонятно. "Луна-15" так и осталась на орбите.
Это не понятно до сих пор.Причины того,что Луна-15 20 июля осталась на орбите видимо так никогда и не будут опубликованы потому,что их нет вообще.Просто садить апппарат в этот день не планировалось т к место прилунения астронавтов ещё не было известно.
Зато сел лунный модуль "Аполлона". В 20:17:42, то есть всего через час с небольшим после расчетного времени посадки "Луны-15". И уже 21 июля в 02:56:20 Армстронг ступил на поверхность Луны. После установки американского флага он первым делом собрал "аварийный" образец лунного грунта. А в 17:54 того же дня взлетная ступень ЛМ покинула Луну. С ней к Земле отправились первые частички нашего естественного спутника.
Но еще до этого — в 15:47 на "Луне-15" наконец включилась тормозная двигательная установка. Сделав по лунной орбите 52 витка, станция пошла на посадку....
Садиться в 15:47 было уже поздно,советский лунный грунт уже проигрывал 2 часа американцам.
Однако какой аппарат серии Е-8 мог бы быть Луной-15?
Вот список запусков луноходов
№201 19 февраля 1969
№203 Луноход 1 10 ноября 1970
№204 Луноход 2 8 января 1973
№205 изготовлен в 75м,остался на Земле
Как видите из этого ряда выпал №202,он присвоен аппарату другой модификации Е-8ЛС(лунный спутник)Луне-19.
Каким образом Луна-19 затесалась в столь тесный ряд луноходов для меня загадка.Вот Луна-22 (№220) почему-то не затесалась,не смогла.
После провала попытки разоблачить высадку астронавтов на Луну советскому руководству оставалось либо признать достижения НАСА,либо начать информационную войну не имея никаких серьёзных доказательств,в обстановке,когда все козыри были в руках США.Выбрали первое.
Тем более,что американцы после своей победы пошли на мировую,Предложив поставить в космической гонке точку и согласившись на ряд уступок,в том числе отдав приоритет создания космической научной обитаемой станции Советскому Союзу.... .