Наш читатель из Москвы Володя П. спрашивает - "а правда ли, что Тихонравов тоже заинтересовался космонавтикой познакомившись с Циолковским?"
"Пионерская правда" всегда готова ответить на вопросы своих юных читателей!
С идеями межпланетных полетов Тихонравов познакомился еще на первом курсе академии. Об этом он пишет в своих воспоминаниях: "
Еще на первом курсе академии я узнал, что межпланетными полетами интересуется и пропагандирует В.П. Ветчинкин ... В 1920/21 учебном году он прочитал для слушателей лекцию о межпланетных полетах".
Но идея космического полета слушателя Тихонравова в тот период не увлекла, а ракетный двигатель он в то время оценивает не с точки зрения полетов в космическое пространство, а применительно к авиации. "Лекция В.П. Ветчинкина тогда воспринималась с интересом, прочитанное заставляло задуматься. Я, например, начал расчеты самолета с ракетным двигателем".
Знаком был Тихонравов и с идеями К.Э. Циолковского. "Нужно сказать, что еще до организации военно-научного общества и секции межпланетных сообщений идеи К.Э. Циолковского как по космическим полетам, так и по металлическому дирижаблю были известны по крайней мере части слушателей академии"
Об этом он пишет сам: "Увлекшись планеризмом, я вернулся к этим расчетам (расчетам самолета с ракетным двигателем. — Б.К.) только спустя шесть-семь лет"
Много лет спустя он свидетельствует: "В 30-е годы перспективы развития авиации обозначались уже более четко и начали выявляться пределы применения винтомоторной группы.
В поисках путей преодоления этих пределов ряд молодых деятелей авиации сосредоточили свое внимание на проблемах реактивного движения, приняв идеи Циолковского не столько из-за желания скорее лететь на Марс, сколько из-за стремления летать выше, быстрее и дальше"
...
Вспоминая впоследствии эти годы, т.е. годы работы в ГИРДе, Тихонравов напишет: "А будущее представлялось грандиозным. Нам и тогда это было ясно. Мы мечтали о космических кораблях..."
В 1935 г. он пишет: "... ракетный двигатель должен помочь человеку подняться в верхние слои атмосферы, выйти из нее и найти пути в космическом пространстве для полета на другие небесные тела — это наиболее реальное применение ракеты в недалеком будущем"
Свою статью
«Циолковский и его "Грезы о Земле и Небе"» (1935) он заканчивает так: "Осуществление межпланетного полета — настолько большой шаг вперед в деле завоевания природы человеком, что он сможет произойти только при сосредоточении на нем всех сил современной передовой техники"
В
1936 г. Тихонравов публикует статью
"Пути использования лучистой энергии для космического полета".
В этой работе он указывает на то, что трудами Циолковского, Цандера, Оберта, Гомана и др. вопрос о возможности межпланетных путешествий решен в положительном смысле.
По свидетельству В.Н. Галковского, "
Михаил Клавдиевич начал в 1934 г. разработку проекта большой ракеты, способной поднять человека в стратосферу" [5, с. 191]. Однако работы эти по ряду причин были приостановлены и возвращается к ним Тихонравов сразу после войны. В середине 1945 г. он с группой сотрудников РНИИ разрабатывает проект ракеты ВР-190, решавшей задачу подъема двух пилотов на высоту 200 км [15].
Первое знакомство М.К. Тихонравова с идеей космического полета и ракетой как средством осуществления этого полета произошло в период его учебы в академии им. Н.Е. Жуковского. Однако это не стало тогда предметом его профессиональных занятий. К ракете как средству полета Тихонравов возвращается в конце 1920-х — начале 1930-х годов. В этот период он руководит и непосредственно участвует в разработке различных типов ракет, решает вопросы применения ракеты для исследования стратосферы как промежуточного этапа перед выходом в космос.
С середины 1930-х годов Тихонравов начинает пропагандировать идею полета человека на ракете в стратосферу (рассматривая этот полет как этап к полету космическому) и работать над осуществлением этой идеи. В этот же период он исследует в теоретическом плане отдельные вопросы осуществления межпланетных полетов.Циолковский и Клейменов в 1934, фото Тихонравова