Тико, вот специально для тебя - из "Советской цивилизации", самое начало: о крестьянстве в период 1861-1917, крестьянской общине, революции 1905 г. и т.п.
С одной стороны, тема сравнительно нейтральная, с другой - для того, чтобы составить собственное уже мнение об авторе и характере его подхода - годится идеально.
Что тебе, полагаю, должно быть наиболее "созвучно" и принимаемо. Наиболее показательные в этом плане подразделы - выделил болдом. Думаю, прочесть один-два произвольно взятых - уже вполне достаточно, а времени займёт от силы 15 минут.
"Советская цивилизация" (том I)
Введение
* С.Г.Кара-Мурза "Советская цивилизация" (том I)
* Посвящение: Павшим в Москве 3 и 4 октября 1993 г.
*
*Ровно десять лет назад, в августе 1991 г., посредством сложных маневров и провокаций верхушка КПСС передала власть радикальной антисоветской группировке из рядов своей же номенклатуры, и та выполнила грязную и явно преступную часть работы по уничтожению СССР и советского государства.
*Но государство - не человек, оно умирает долго и трудно, и десять лет мы наблюдаем его агонию. Только во время этой агонии, через утраты и обретение памяти начинает ныне живущее поколение понемногу осознавать, что же это было за государство - советское .
// Дальше — www.kara-murza.ru
Глава 1. Развитие капитализма в России: как изменялись взгляды Ленина
*Как сказал Плеханов, “нет ни одного исторического факта, которому не предшествовало бы, которого не сопровождало бы и за которым не следовало бы известное состояние сознания”. Крушению советского строя, этому тяжелейшему удару по российской цивилизации, предшествовало то состояние сознания, которое Андропов определил четко: “Мы не знаем общества, в котором живем”.
*Это состояние сопровождает нас и сегодня, что и предопределяет тяжесть положения, в котором мы очутились. Незнание уже превратилось в непонимание.
// Дальше — www.kara-murza.ru
Евроцентризм и народники
*Структура мышления, созданная в течение последних ста лет для определенного понимания России, опирается на связный набор понятий и терминов, она логична и проста и, главное, она поддерживается авторитетом Запада. Нельзя сказать, что этот тип мышления политизирован (хотя в советское время в официальной идеологии была преувеличена и приукрашена роль одного течения - большевиков, а потом КПСС). В принципе, на одном и том же языке в начале века могли говорить и понимать друг друга и либералы-кадеты, и Колчак, и Савинков, и социал-демократы.
// Дальше — www.kara-murza.ru
Судьба русской крестьянской общины
*Главной задачей труда “Развитие капитализма в России” сам Ленин считал укрепление марксистских взглядов на исторический процесс в России. Эту задачу он выполнил как политик - в существенной мере в ущерб научному анализу. В таком споре не рождается истина, не в этом его и цель. Ленин слишком “затвердил” установки марксизма, не вскрыв рациональное зерно взглядов народников. В тот момент народники не имели еще за своей спиной ни С.Подолинского с В.Вернадским, ни А.Чаянова, ни современной антропологии, ни даже позднего Маркса.
// Дальше — www.kara-murza.ru
Сравнение капиталистического и крестьянского земледелия
*Вообще, спор о земледельческой общине можно считать законченным после двух исторических экспериментов: реформы Столыпина и Октябрьской революции 1917 г. Получив землю, крестьяне повсеместно и по своей инициативе восстановили общину. В 1927 г. в РСФСР 91% крестьянских земель находился в общинном землепользовании. Как только история дала русским крестьянам короткую передышку, они определенно выбрали общинный тип жизнеустройства. И если бы не грядущая война и жестокая необходимость в форсированной индустриализации, возможно, более полно сбылся бы проект государственно-общинного социализма народников.
// Дальше — www.kara-murza.ru
Укрепление общины как условие развития капитализма: взгляд из конца ХХ века
*Изучение стран «третьего мира», втянутых в капиталистическую систему в качестве ее периферии, привело к очень важным выводам. Они прямо относятся к нашей теме. Главный их смысл состоит в том, что в России, в отличие от Западной Европы, капитализм в сельском хозяйстве и в целом в стране не мог вытеснить общину. И не только не мог вытеснить и заменить ее, но даже нуждался в ее укреплении. Иными словами, чтобы в какой-то части России мог возникнуть сектор современного капиталистического производства, другая часть должна была «отступить» к общине, претерпеть «архаизацию», стать более традиционной, нежели раньше.
// Дальше — www.kara-murza.ru
О превращении крестьян в пролетариат и буржуазию
*Изучение стран «третьего мира», втянутых в капиталистическую систему в качестве ее периферии, привело к очень важным выводам. Они прямо относятся к нашей теме. Главный их смысл состоит в том, что в России, в отличие от Западной Европы, капитализм в сельском хозяйстве и в целом в стране не мог вытеснить общину. И не только не мог вытеснить и заменить ее, но даже нуждался в ее укреплении. Иными словами, чтобы в какой-то части России мог возникнуть сектор современного капиталистического производства, другая часть должна была «отступить» к общине, претерпеть «архаизацию», стать более традиционной, нежели раньше.
// Дальше — www.kara-murza.ru
Трудности понимания крестьянского хозяйства: взгляд А.В.Чаянова
*Выше говорилось о том, что жесткая парадигма - способ видения явлений определенного класса - является фильтром, через который многих сторон деятельности просто не видно. Политэкономия как теория капиталистического хозяйства заставляла подгонять любые хозяйственные явления под свои категории и понятия. А.В.Чаянов в 1924 г. опубликовал на немецком языке работу “К вопросу теории некапиталистических систем хозяйства”, в которой сделал попытку построить “метатеорию” многоукладных экономических систем. Прежде всего, для нас важна его мысль о том, что не все реально существующие и даже важнейшие производственные уклады можно описать в категориях классической политической экономии.
// Дальше — www.kara-murza.ru
О характере русской революции
*Выше говорилось о том, что жесткая парадигма - способ видения явлений определенного класса - является фильтром, через который многих сторон деятельности просто не видно. Политэкономия как теория капиталистического хозяйства заставляла подгонять любые хозяйственные явления под свои категории и понятия. А.В.Чаянов в 1924 г. опубликовал на немецком языке работу “К вопросу теории некапиталистических систем хозяйства”, в которой сделал попытку построить “метатеорию” многоукладных экономических систем. Прежде всего, для нас важна его мысль о том, что не все реально существующие и даже важнейшие производственные уклады можно описать в категориях классической политической экономии.
// Дальше — www.kara-murza.ru
Открытость Ленина и догматизм ленинистов
*Таким образом, в зависимых странах капиталистические отношения вырождаются, идут вспять, регрессируют в предшествующие им укладные формы. И это суть регрессивные формы самого капитала, такие докапиталистические уклады, которые исторически не предшествуют капитализму, но следуют после него, им же самим порождаются. Эти «псевдотрадиционные» или «неотрадиционные» укладные формы необходимо отличать от предшествующих капитализму действительно доколониальных местных укладов».
*К этим соображениям следовало бы только добавить, что здесь понятия «докапиталистические» формы и «регресс» являются лишь данью линейному представлению о ходе исторического процесса, свойственного истмату, за рамки которого принципиально не выходит В.В.Крылов.
// Дальше — www.kara-murza.ru
Уроки Столыпина
*И именно по вопросу о крестьянстве стала все более и более проходить линия, разделяющая большевиков и меньшевиков, которые все сильнее тяготели к блоку с западниками-кадетами. И вопрос, по сути, стоял так же, как был поставлен в двух Нобелевских комитетах (по литературе и по премиям мира), которые отказали в присуждении премий Льву Толстому - самому крупному мировому писателю того времени и первому всемирно известному философу ненасилия. Запад не мог дать Толстому премию, ибо он “отстаивал ценности крестьянской цивилизации” в ее борьбе с наступлением капитализма.
// Дальше — www.kara-murza.ru
Всё оглавление - тут
Введение (par0 - par26)Глава 1. Развитие капитализма в России: как изменялись взгляды Ленина (par26 - par38)Евроцентризм и народники (par38 - par49)Судьба русской крестьянской общины (par49 - par75) (par75 - par101)Сравнение капиталистического и крестьянского земледелия (par75 - par101) (par102 - par114)Укрепление общины как условие развития капитализма: взгляд из конца ХХ века (par115 - par141)О превращении крестьян в пролетариат и буржуазию (par115 - par141) (par141 - par162)Трудности понимания крестьянского хозяйства: взгляд А.В.Чаянова (par163 - par189)О характере русской революции (par163 - par189) (par189 - par215)Открытость Ленина и догматизм ленинистов (par189 - par215) (par216 - par242)Уроки Столыпина (par216 - par242) (par243 - par260)Глава 2.
// Дальше — www.kara-murza.ru
Или вот еще:
Вопрос о земле как пробный камень в легитимации нового порядка.
*Так выбран Мешков - уголовный, скудный разумом, у которого нет ни кола, ни двора, за то, что он нелицеприятный и стоит за правду - какую правду? неизвестно; только то, чем он живет, не от мира сего. Власть не от мира сего».
*В сущности, крестьяне России (особенно в шинелях) потому и поддержали большевиков, что в них единственных была искра власти «не от мира сего» - власти без родственников. Власти страшной и реальной.
*Вот как воспринимает Пришвин, приехавший из деревни на заседание Предпарламента, вождей либерального пути: «Мало-помалу и мной овладевает то же странное состояние: это не жизнь, это слова в театре, хорошие слова, которые останутся словами театра...
// Дальше — www.kara-murza.ru