[image]

Конструкция ракет X

 
1 15 16 17 18 19 20 21

Ckona

опытный
★☆
Regul
Xan живет в Казахстане, хорошая страна, но от России там только Байконур остался.
Уровень России - почитай сообщения Андрея Суворова.

Чтобы понимать мотивацию и характер действий "туземных ракетолюбов" - нужно побывать здесь, внутри здешней жизни.
Считай, что вокруг Xan'а вакуум, а форум - единственная возможность хоть как-то высказываться в среде понимающих, "о чем речь".

А почему никто больше не привел оценку прочности обсуждаемого карданного подвеса ?

...................
Лучше посмейся: когда (ближе к ночи) я приступил к испытаниям под давлением одного самодельного узла,
по резьбовым соединениям обнаружилась утечка.
Уплотнил хлебным мякишем. Узел работал нормально.
(конечно, потом сделал фторопластовые уплотнения).
...................

Non-Conformist
1. Посадку с натягом никогда не делал. Надо пробовать.
2. Предложение Хan'а со ступенчатой осью принимаю.
   6.06.0

Xan

координатор

Xan>> :) :) :)
regul> Кокетка ты, Хан.

Там смайлики стоят.
Не надо так расстраиваться!!! :)

regul> из учебника братьев Кикоиных (я полагаю, что ты по нему изучал эту науку в твоём 8 классе).

Мы без учебников учились.

regul> Мне пришлось преподавать

А, понятно. Профессиональное искажение психики.
Я не ругаюсь, я просто отмечаю факт.

regul> после твоего, вполне хамского ответа на мой, в общем-то доброжелательный пост.

Ну видишь, я не знал, что ты преподаватель. И посчитал твой ответ несколько... э-э-э... нехорошим.
Вот и ответил.

regul> Это ведь был (а ты не понял) взгляд человека, живущего в другой галактике, но понимающего язык землян.

Ну и кто виноват в непонимании? :)

regul> находится в ж.. и погружение будет идти ещё быстрее. После падения цен на нефть. А грамотные мужики из бывших, умирают. А новые, толковые канифолью лудят и люминь в печках плавят.

Тут уже не понял. :(

regul> Это надо говорить смотря в глаза, после пары выпитых.

Не пью. Эти ощущения мне не известны.

regul> Кстати, Хан, ты бы показал, что-то сделанное тобой лично. Или дал ссылку на проект, статью. Ты же знаешь, что в академическом мире человек расценивается

"Ксан", средние буквы из Александр.
Расценивать меня нечем, я не академический человек, публикаций нет.
Ну вот АСУПТ (дискретную поточнотранспортную) сделал для целиноградской мельницы, где-то в 1996. До сих пор работает, что удивительно. На своих контроллерах со своими прогами.

ЗЫ
Общение через инет буковками — процесс тяжёлый.
Интонации не передаются, выражения лица не видно, в результате часто возникают непонятки.
"Если вы написали так, что это должно быть воспринято совершенно однозначно, обязательно найдётся человек, который поймёт это иначе."
Так что не надо сразу переживать за прочтённое, лучше задать вопросы и уточнить, что писатель имел ввиду.
   7.07.0
AR a_centaurus #11.12.2008 18:34
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Нет, я не преподаватель. По крайней мере последние 35 лет я инженер-исследователь. Прикладная оптика, 38 проектов на борт. В том числе для АН СССР, InterCosmos, ESA, NASA, Испанского, Аргентинского Space Agency. Последние 10 лет занимаюсь селективной лазерной фотохимией. Если ядерную физику изучал, то поймёшь, о чём идет речь. Кстати, похоже мы с тобой в одном году закончили школу. Я в 68. А в А-Ате я служил в 76. Сатпаева-Ленина. СКА-12 КСАВО. Так что А-А знаю и люблю. A давай-ка,тёзка,продолжим наше общение на спокойном уровне. Нашего поколения тут немного. Если обидел, извини.
   6.06.0
RU Атмосфера #11.12.2008 18:56
+
-
edit
 

Атмосфера

опытный

Non-conformist, торсионы вместо подшипников не рассматривались?
   2.02.0
+
-
edit
 

Xan

координатор

a_centaurus> Последние 10 лет занимаюсь селективной лазерной фотохимией. Если ядерную физику изучал, то поймёшь, о чём идет речь.

Не, в то время этому не учили на общих курсах. А потом я в другом специализировался (космические лучи), но больше на аппаратуру налегал, чем на теорию.

a_centaurus> Кстати, похоже мы с тобой в одном году закончили школу. Я в 68.



там "Выпускники", 1968 г.

a_centaurus> Если обидел, извини.

Я ж говорю: буковками общаться тяжело.
И это учитываю.
Но и сам не всегда!!! :)
   7.07.0
KZ Xan #11.12.2008 19:24  @Атмосфера#11.12.2008 18:56
+
-
edit
 

Xan

координатор

Non-conformist>

А вот так, без всяких карданов не хочется?

Там, конечно, сила будет ненулевая, а именно:

F_x = F_т * R / H

Если R = 25 мм, а H = 200 мм, то из 50 кГ получится 6 кГ.

Зато примитивно.
Прикреплённые файлы:
 
   7.07.0

Xan

координатор

А вот без силы, на простых верёвочках! :)
Но несколько неодинаковое отклонение по x и y.
Ну, конечно, надо это подпружинить, чтоб верёвочки не провисали.
Прикреплённые файлы:
105.gif (скачать) [34 кБ]
 
 
   7.07.0
AR a_centaurus #11.12.2008 21:06
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Такие способы не годятся для управления ракетой. Да и РДТТ - это не "пушистый бобик на верёвочке". Ты же создаёшь вектор силы, направленный по касательной к возникающей круговой траектории. А вектор тяги должен (я уже писал) проходить через точку, лежащую вблизи CG ракеты. Чтобы её движение было невозмущённым и имело поменьше радиальных нагрузок. Ведь структура ракеты в перпендикулярном направлении очень уязвима к перегрузкам. И к наклону вектора скорости к горизонтальной плоскости. Поскольку сразу вступает в игру составляющая силы гравитации. Для упрощения конструкции я бы посоветовал использовать простой эластичный упор. Но не резиновую мембрану, а о-ринг. Двигатель своей передней крышкой (дюраль), упирается в силовой шпангоут фюзеляжа (установленный в нужном сечении) имеющий систему: о-ринг+накидная гайка. Крышка имеет больший диаметр, чем камера и служит ограничителем для накидной гайки. В шпангоуте делается коническое отверстие, куда вставляется крышка, с проточенными фасками. Двигатель зажимается контрагайкой, запирающей о-ринг. Головки активаторов (толкатели) упираются в конические углубления на пояске усиления корпуса камеры. Не надо забывать, что РДТТ будет сначала заряжаться, а уж потом монтироваться в модуль управления. Поэтому его монтаж должен быть простым и с минимумом запирающих деталей. У меня в этом плане большой опыт работы с минигибридами. Его нужно декапсулировать, и втаком взведённом состоянии, установить в посадочное место в фюзеляже ракеты. А дизайн сейчас сфотографирую и выложу. Такая штука (качающаяся опора, elastic hinge joint) у меня стоит на одном из ТЕА лазеров и держит юстировочный He-Ne лазер.
   6.06.0
Это сообщение редактировалось 11.12.2008 в 23:41
AR a_centaurus #11.12.2008 23:06
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Вот фотографии с импровизированной скамьи для крепления РДТТ для осуществления управления вектором тяги (elastic hinge joint). Взят двигатель Ме_200 с тягой до 300 - 320 N. Дизайн его когда-то повторяли ifafiz со товарищи. Детали скамьи также уже существовали. О-ринг толщиной 5 мм хорошо обжимает переднюю крышку двига и даёт возможность изменять ось в диапазоне 3-5º. Активаторов 3х120º. Конечно, это только для данного макета. Передняя обойма скамьи с резьбой и канавкой для о-ринга имитирует силовой шпангоут.
Прикреплённые файлы:
 
   6.06.0
AR a_centaurus #11.12.2008 23:19
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Hinge 3, 4
Прикреплённые файлы:
 
   6.06.0
Это сообщение редактировалось 11.12.2008 в 23:30
UA Non-conformist #12.12.2008 09:37  @a_centaurus#11.12.2008 23:19
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

2_giants_of_mind:
Отцы, если есть желание - переходите в общение по мылу. Это я не потому, что я что-то там, а потому что тема просто засирается какой-то лажей. Виноват, если слишком прямо прорубил. Если модератор спит, то тявкать приходится модеренку.

Туда же: Ксан, вместо твоей совершенно непонятной сцылки, которая с "пи-пи" вместо ключевого слова, я лично ОЧЕНЬ хотел бы увидеть такую же, но описывающую не "бабах", а изготовленный тобой ПИД-регулятор, который балансирует НЕПАДАЮЩИЙ перевернутый маятник. С импортными контроллерами, но с твоими программами. Имхо в данный момент это самый надежный способ сделать так, чтобы здесь тебя уже никогда не спрашивали, какое у тебя образование, в каком году ты выпустился, по каким учебникам учился, и вообще, кто ты таков есть. Не говори, что у тебя много работы - на пустопорожний базар оно всегда находится.

Почему с твоими познаниями в МК ты ни разу не удосужился заглянуть в тему "Кобра", почему тебя нужно тянуть за уши? Паяльники, флюсы и упряжь на РДТТ - это все очень интересно, но мы живем в реальном мире, а не по ту сторону "холливуд реалити", где подростки гоняют на левитирующих турбореактивных монстрах, запряженных в сани. У меня слишком мало денег, чтобы пытаться повторять их идеи.

зы: Я рад, что ты понимаешь нюансы "общения буковками".


***
2_Атмосфера:
Что ты имеешь под "торсионом"? Балки, работающие на кручение, ака "подвеска Кристи"? Нарисуй, а то мне сложновато представить этот вариант подвеса применительно к обсуждаемой конструкции.
   

Ckona

опытный
★☆
Если вектор тяги приложен к точке ЦТ, то на начальном участке траектории (в отсутствие аэродинамических сил),
поворотом вектора тяги невозможно создать момент, восстанавливающий требуемую ориентацию ракеты.
Плечо отсутствует.
   6.06.0
UA Non-conformist #12.12.2008 12:16  @Ckona#12.12.2008 11:43
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

Ckona> Плечо отсутствует.
Я что-то пропустил? Кто проводит вектор тяги через ЦТ? Вектор тяги (теоретически, без учета погрешностей) проходит через центр симметрии кардана, который никак не совпадает с ЦТ...
   
UA Non-conformist #12.12.2008 12:22  @Ckona#11.12.2008 17:43
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

Ckona> 1. Посадку с натягом никогда не делал. Надо пробовать.
Натяг - это когда отверстие МЕНЬШЕ, чем вал. Не нужно натяга. Нужна ПЛОТНАЯ ПОСАДКА (так вроде бы это называется, позабывал давным давно все эти квалитеты и вообще стандартизацию). Нужно так: вставил фаску вала в обойму - легонько присукнул несколько раз - и готово. Чтобы сделать натяг, отверстие нужно греть. При таких диаметрах как у нас - безнадежное занятие, т.е. чтобы тепловое расширение себя в достаточной степени проявило, нужен размер миллиметров пятьдесят. Это я не физику докладываю, это я обжегся на этом финте недавно.

Ckona> 2. Предложение Хan'а со ступенчатой осью принимаю.
Отлично, поскольку предложение дельное. Надеюсь, что не последнее от Ксана.
   
UA Ckona #12.12.2008 12:51  @Non-conformist#12.12.2008 12:16
+
-
edit
 

Ckona

опытный
★☆
Non-conformist> Я что-то пропустил? Кто проводит вектор тяги через ЦТ? Вектор тяги (теоретически, без учета погрешностей) проходит через центр симметрии кардана, который никак не совпадает с ЦТ...

А_Центаурус дважды! сообщал здесь: "вектор тяги должен (я уже писал) проходить через точку, лежащую вблизи CG ракеты."

Размышляя по поводу этих тезисов, позволил себе высказаться по поводу плеча.

К сожалению, пока не додумался до четкого понимания утверждений Центауруса.
Скорее всего, подразумевается управление ракетой после разгона до "аэродинамических" скоростей.
   6.06.0
RU Андрей Суворов #12.12.2008 12:54  @Ckona#11.12.2008 17:43
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

Ckona> Уровень России - почитай сообщения Андрея Суворова.
Я не понял, похвалили меня, или поругали, но, уверяю, и то, и другое - незаслуженно :)
   7.07.0
RU Андрей Суворов #12.12.2008 13:09  @Ckona#12.12.2008 12:51
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

Non-conformist>> Я что-то пропустил? Кто проводит вектор тяги через ЦТ? Вектор тяги (теоретически, без учета погрешностей) проходит через центр симметрии кардана, который никак не совпадает с ЦТ...
Ckona> А_Центаурус дважды! сообщал здесь: "вектор тяги должен (я уже писал) проходить через точку, лежащую вблизи CG ракеты."

Задача УВТ - именно что отклонять вектор тяги от прохождения через ЦМ. Причём отклонения должны быть маленькими. Но, в любом случае, внутри диапазона отклонения должны быть такие значения, когда вектор тяги в точности проходит через ЦМ. Если ракета аэродинамически симметричная, что обычно и наблюдается, то диапазон отклонения относительно прохождения через ЦМ тоже должен быть симметричным. Если нет - нет.
Жопа, однако, в том ещё, что ЦМ имеет тенденцию смещаться в процессе выгорания топлива, и заметно, и закон управления обязан это учитывать.
   7.07.0
AR a_centaurus #12.12.2008 18:18
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Мне кажется, что именно в этом топике обсуждение может быть вполне размытым, Алексей. Пусть каждый пишет, как он дышит. А в твоей "Кобре" пусть будет обсуждение конкретики. А отсюда бери то, что просеешь.
В первом посте на эту тему я написал точнее: через точки лежащие на отрезке, соединяющем CG и CP. Для того, чтобы ракета продолжала быть статически стабильной. Ведь для баллистической ракеты любое изменение курса происходит через вращение ракеты вокруг CG. То есть существует некий допустимый сектор отклонения вектора тяги по углам, когда после изменения траектории по нужному углу, ракета восстанавливает свой стабильный полёт за счёт сохранения резерва статической стабильности. К тому, же, как правильно заметил А.С. положение CG относительно CP меняется с выгоранием топлива. То есть, логика управления должна учитывать, как этот фактор, так и возрастание скорости ракеты, при которой она становится более "тупой" в управлении. Есть масса других факторов, которые тотчас встретятся в реальном полёте, например фактор "набегающего потока", когда факел выходит из тени фюзеляжа ракеты, тяга падает и ракета "проседает". Поэтому твоя работа по созданию TVC должна пройти через этапы с перехлёстом статики с динамикой. Ось вектора тяги, разумеется будет проходить через пересечение осей кардана, но её продолжение должно быть увязано с вышесказанным. Пока ты будешь отрабатывать сам процесс управления на стенде, это тебя не будет трогать, но если ты и вправду думаешь дойти до лётных испытаний, твой дизайн должен быть изначально вписан в планер будущей ракеты. Иначе потом начнёшь весь путь сначала. Несколько сканов из книги Саттона. Глава: Thrust vector control. Ничего особенного. Так для коллекции. Кстати очень хорошее описание систем TVC в применении к бал. ракетам в книге:
" Физические основы ракетного оружия".
Прикреплённые файлы:
 
   6.06.0
AR a_centaurus #12.12.2008 18:40
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

TVC 3,4
Прикреплённые файлы:
 
   6.06.0
Это сообщение редактировалось 12.12.2008 в 18:47
KZ Xan #12.12.2008 19:45  @Non-conformist#12.12.2008 09:37
+
-
edit
 

Xan

координатор

Non-conformist> Не говори, что у тебя много работы - на пустопорожний базар оно всегда находится.

Пустопорожний базар - он является отвлечением от работы (отдыхом). Поэтому на него времени хватает. :)

В планах у меня есть сделать управление ракетой, но это дело долгое. Там и гироскопы с акселерометрами, и оптические датчики горизонта и солнца. И gps - хочу, чтоб оно мне обратно прямо в руки планировало.

Так что пока могу только легко трепаться. :)
   7.07.0
UA Non-conformist #12.12.2008 23:12  @Xan#12.12.2008 19:45
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

> То есть, логика управления должна учитывать, как этот фактор, так и возрастание скорости ракеты, при которой она становится более "тупой" в управлении.
Все эти соображения имхо имеют значение для реальной ракеты, а не ее МОДЕЛИ. РЕАЛЬНОЙ ракеты, время тяги двигателя которой исчисляется сотнями секунд, скорость - несколькими скоростями звука, а допустимые отклонения от курса - долями градуса. Моя же задача принципиально иная: смоделировать - визуально, динамически, воспроизвести только лишь небольшой, но существенный этап полета ракет определенного класса: минометный старт. ТОЧКА.

Сентаурус, я уважаю твои знания, но убежден, что многое из твоего крайнего поста, мягко говоря, несколько выходит за рамки стоящей передо мной задачи.

1. Фактор набегающего потока. Его просто нет - скорость ракеты в момент запуска двигателя нулевая.
2. Тот момент, когда ракета станет "тупой в управлении" в моем проекте является просто финишем - функцию стабилизации полета подхватили, взяли на себя АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ. Через десяток секунд стреляем парашютом. Впрочем, все это было уже как минимум два раза описано в "Кобре"...
3. Выгорание топлива. Моделируется на "Кобре" и прошивается в МК. Практическая реализация собственно "Кобры" (установки гидродинамического моделирования) достаточно трудоемка, но ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ трудностей я не вижу. Серия гидравлических "продувок" с разными массами движка - строится кривуля, найденный коэффициент (либо функция, формула кривой, которую за три чатла выдает любой Excel) прошивается в МК. Легко сказать? Легко. Сделать сложнее, но имхо ВПОЛНЕ возможно.
4. "Масса других факторов". Аэродинамический нагрев, акустические нагрузки, разделение ступеней, вибрация, солнечная радиация... Назови хоть один фактор из "массы", который может мне встретится в моей поделке?

Давай говорить предметно, сканы книжки - это очень хорошо, но то, что я на них пока вижу, никакой практической ценности для реализации моего проекта не представляет. В общих чертах мне известны способы управления ВТ, и приведенные тобой схемы мне неинтересны. Формулы мне тем более не нужны, поскольку заходим мы совершенно с другого конца, используя ГОТОВЫЕ решения (алгоритмы ПИД). Т.е. вгрызаться в какие-то фундаментальные основы ТАУ пока не вижу никакой необходимости...
   
RU Атмосфера #12.12.2008 23:35  @Non-conformist#12.12.2008 09:37
+
-
edit
 

Атмосфера

опытный

Non-conformist> Нарисуй, а то мне сложновато представить этот вариант подвеса применительно к обсуждаемой конструкции.
Я имел в виду торсион - как набор пластин, скрепленных по краям(на рисунке - схематично - заклёпками), из хорошей стали. Такой пакет из пластин, будучи одной стороной закреплён консольно, устойчив к нагрузке(применительно к изображённому варианту)в направлении тяги; менее, но - вполне устойчив к боковым нарузкам, при этом в определённых пределах позволяет осуществлять поворот второго торца относительно закреплённого(между пластинами при этом наблюдается взаимный сдвиг, скольжение, необходимо присутствие смазки). Так, (см.рис) если на основании(телесного цвета) закреплены неподвижные торцы торсионов, расположенных вдоль оси "Х", то их противоположные, подвижные торцы могут отклоняться на небольшой угол, обозначенный синей стрелкой; вместе с этими торцами осуществляется отклонение кольца. Кольцо, в свою очередь, является опорой для закрепления внешних торцов торсионов, расположенных вдоль оси "Y", подвижные противоположные торцы которых могут отклоняться на небольшой угол, обозначенный красной стрелкой; вместе с ними может отклоняться двигатель, закреплённый на этих торцах. Таким образом, двигатель может отклоняться по обеим осям "Х" и "Y", будучи при этом удерживаемым в центре сборки теми-же торсионами. Эта версия не претендует на место в твоём проекте, есть более простые решения, просто для общего, так сказать, видения привёл, может, на какие мысли конструктивные натолкнёт... Пример из реализации - на таких торсионах держатся огромные поворотные лопасти хвостового винта МИ-26.
Прикреплённые файлы:
 
   2.02.0
AR a_centaurus #12.12.2008 23:38  @Non-conformist#12.12.2008 23:12
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Т.е. вгрызаться в какие-то фундаментальные основы ТАУ пока не вижу никакой необходимости...

И Боже упаси тебя в них вгрызаться. Для этого есть умники в белых рубашках из CalTech с навороченными компами... А нас (русских) ценят за умение думать руками. (Это из статьи про советские космические успехи)

Лёша, дорогой, с чего ты взял, что я это пишу для тебя. Это я для себя пишу. Стараясь понять что-то в процессе своими мозгами. И другие делают то же самое. Лишний раз в книжки заглянем. Это ведь топик по конструкции ракет, Форума, а не планёрка по проекту у гл.инженера. И даже не тема "Кобра", где ты обсуждаешь и представляешь только тебе интересные вопросы. Затронута тема TVC вообще. Ну и поговорим немного за неё. Так что не обращай на нас здесь внимания и занимайся своим делом. Ксан Ксаныч (Хан) тут тебе уже написал: флудим, мол чтобы с ума не сойти... Пардон, от работы отдохнуть...
   6.06.0
UA Non-conformist #12.12.2008 23:44  @Атмосфера#12.12.2008 23:35
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

Большие потери мощности активаторов на кручение торсионов. Разница диаметров КС и корпуса ракеты совсем небольшая - около 30 мм на сторону. Не пойдет.

Посоветуй лучше что-нибудь по классическому кардану. Посмотри чертежи, расскажи, как бы ты его такой собирал. Нужны ли с твоей точки зрения корпуса подшипников (тонкие втулки с выступами, которые вставляются в кольца, и В которые потом вставляются подшипники). Мне кажется, что сборка кардана, в конструкции которого предусмотрены такие втулки, существенно упрощается.
   
UA Non-conformist #12.12.2008 23:47  @a_centaurus#12.12.2008 23:38
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

> Это я для себя пишу.
Понял. Это я с устатку такой злой. Потолки затирал.
   
1 15 16 17 18 19 20 21

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru