А.С.> Да, с формулами напряжёнка
Чтение книжек в армии не прошло даром!
Максимальное ускорение при раскрытии парашюта получается из военной формулы:
a = k * v
2 / 2x
где x — "эффективная длина тормозного пути".
Для парашюта Д-1-8 и массы парашютиста 125 кг она равна 2.5 диаметра купола.
k — поправочный коэффициент на плотность воздуха (в нормальных условиях = 1).
Он растёт обратнопропорционально корню квадратному плотности воздуха.
Или, что тоже самое, пропорционально корню из нагрузки на купол (кг/м2).
Диаметр купола Д-1-8 равен 10.25 м.
Кроме того, скорость наполнения купола зависит от отношение диаметра купола к длине строп.
Длина строп + подвесной у Д-1-8 тоже примерно 10 м.
Если диаметр сделать больше длины, то дырка, через которую наполняется купол, станет меньше, соответственно путь длиннее, ускорение станет меньше.
Уменьшению ускорения способствует и полюсное отверстие, через которое часть наполняющего купол воздуха вытекает наружу.
У Д-1-8 оно диаметром 400 мм.
Отвертие также способствует более стабильному снижению, без раскачивания.
Если диаметр купола меньше длины строп, то снижение становится неустойчивым.
Это используется в осветительных ракетах, они, как правило, снижаются по спирали, и горячие газы пролетают мимо купола, который сделан из обычной ткани.
Возможно, любительским ракетам тоже лучше снижаться на неустойчивом парашюте — мотыляясь они будут более заметны глазу, чем снижающиеся плавно.
Ну, это эстетика.
Центральная стропа резко уменьшает тормозной путь (парашют наполняется быстрее). Это ведёт к увеличению перегрузки и требуемой прочности.
И увеличению веса парашюта (если он совершенен).
Но, наверное, эта стропа может помочь съэкономить на весе парашюта, если её сделать из резинки.
А именно:
В начале раскрытия сил резинки не должно хватать на то, чтоб закрыть полюсное отверстие и наполнение купола будет замедленным (ускорение при этом, конечно, гораздо больше g).
Когда торможение окончилось, резинка подтягивает вершину купола и прикрывает полюсное отверстие.
Щястие!