А.С.>> Именно что имхо. Надо считать эти самые усилия и моменты. Xan> Посчитать усилия несколько проще (и выполнимее), чем сделать маленький движок с совершенством большого.
Но всё равно надо! что толку в массовом совершенстве движка, если на стенде он будет работать, но мы порвём его при разделении ступеней?
Xan> Прикидки такие: Xan> Первая ступень - дозвуковая, работает до высоты около 10 км, она составляет 30...40 % длины ракеты.
Нееет, первая ступень - это бустер, который разгоняет ракету до 250 м/с с ускорением не меньше 10 же, иначе растут гравитационные потери, да и управление аэродинамическими рулями невозможно. При разгоне до 250 м/с за 2,5 с гравитационные потери на этом участке равны 25 м/с, а при разгоне на 2 же - за 12,5 секунд (реально - заметно больше, т.к. ускорение будет падать уже при 100 м/с) - 125 м/с. Разница - 100 м/с (реально будет почти 200).
Xan> Стабилизаторы второй ступени оказываются при этом ниже центра тяжести, что и требуется. Площадь их, естественно, меньше, чем стабилизаторов первой ступени.Xan> У третьей ступени стабилизаторы оказываются несколько выше центра тяжести полной ракеты, но они и значительно меньше, чем у первой, раза в три. И ниже центра тяжести ракеты без первой ступени.Xan> А дальше уже вакуумные ступени идут, без стабилизаторов! А.С.>> Рули, способные стабилизировать исходную ракету, будут офигительнейшим дестабилизатором для второй или третьей ступени.Xan> Способность лететь прямо зависит от скорости реакции управления.
А эта скорость зависит от мощности рулевых машин (актюаторов), их веса, веса аккумуляторов и т.д. В 40 грамм уложиться нельзя, это чересчур грубые прикидки.
А.С.>> Во-вторых, нельзя множить УИ на массовое совершенство - в формулу для ХС одно входит напрямую, другое - под логарифмом.Xan> Ну, я рассматриваю случай, когда маленький двигатель толкает большую железку. Тогда (в пределе) умножение.
Нельзя одновременно рассматривать число циолковского 16,5 и множить УИ на массовое совершенство.
А.С.>> В-третьих, у него вакуумное сопло, земной УИ будет меньше.Xan> У него 180 атмосфер. С его коэффициентом расширения (58?) на выходе получается порядка атмосферы.
геометрический 58 - это газодинамический порядка 400-500. Порядка атмосферы редко бывает даже у двигателей первой ступени, например, у РД-107 на срезе сопла 0,4 атмосферы на номинале.
Xan> Не, ну я не говорю, что дома на кухне его можно превзойти. Но стремиться надо!
Можно получить в самодельном движке УИ чуть больше 200 - есть на форуме люди, успешно экспериментировавшие с ПХА. Можно получить время работы 20 секунд. Но не одновременно то и другое в одном движке. Я уж не говорю про массовое совершенство.
Я тут в ратмановском спредшите экспериментирую с разными комбинациями того-сего. Получается, что в пределе, располагая STAR13A и STAR6A (а лучше - их "искровскими" аналогами), и первой ступенью на ЖРД с УИ 205 у земли и 232 в вакууме, при тяге в 1 тонну у земли, можно вывести килограмм-полтора сверх веса пустого движка на орбиту 175х200 км, при том, что ГО будет весить около 1 кг и будет сброшен на 140-й секунде, но, главное, 2-я и 3-я ступени обе стабилизируются вращением, а весь разворот по тангажу делает первая. При этом, правда, массовое совершенство первой ступени должно быть около 9.